Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель данной работы: исследование особенности развития отношений между США и СССР в 1980-е годы.
Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:
- выявить особенности внешнеполитического положения СССР в рассматриваемый период;
- проанализировать развития отношений между СССР и США.
Объектом исследования является внешняя политика
Предметом исследования выступают развитие отношений между СССР и США.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СССР В 1980-е ГОДЫ 5
2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СССР И США В 1980-е ГОДЫ 12
3. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Регион Персидского залива
был определен в Вашингтоне
как равный Западной Европе
по степени своей
В 1985 г. администрацией Р.Рейгана была
разработана и стала
С 1985 г. американская администрация открыто провозгласила, что афганский конфликт будет ею использован не только в интересах свержения НДПА и установления в Афганистане новой власти, но и в целях ослабления Советского Союза как многоэтничной империи.
Таким образом, можно сделать вывод:
Внешняя политика
СССР «доперестроечного» периода имела
глобальное распространение, но носила
выборочный характер, так как активные
экономические и
В силу этих обстоятельств
период перестройки социально-
Внешняя политика США представлена как сложносоставное, многомерное явление, интегрирующее собой сплав идей и теоретических воззрений, накопленных в процессе исторического развития страны, оценок их практической значимости каждым поколением политиков и лидеров общества, конкретных исторических условий, уровня развития экономики, зависимости от окружающего мира, потенциальных возможностей противостоящего государства и т.д.
Перемены в международной обстановке конца 80-х гг. - восточноевропейские революционные процессы, ослабление напряженности между Востоком и Западом и уменьшение "советской военной угрозы", объединение Германии, углубление процесса СБСЕ, дали мопдный толчок для переосмысления руководством Соединенных Штатов своего ядерного курса в отношении России и других стран.
Во второй половине 1980-х годов во внешнеполитическую стратегию СССР были внесены серьезные изменения. Это было вызвано рядом факторов:
– сменой политического руководства страны;
– внутриполитическими проблемами, требовавшими сни-жения бремени затрат на международную деятельность и прито-ка иностранных капиталов;
– процессами, происходившими в мире, такими как чрезмерная милитаризация международных и советско-американских отношений, негативные тенденции в отношениях СССР со странами Запада и США в начале 1980-х годов, сложная ситуация в Организации Варшавского договора, бремя политики в странах третьего мира, война в Афганистане;
– сдвигами в мышлении значительной части советской политической элиты, осознавшей изменения в мировом развитии и необходимость новых подходов к отношениям с окружающим миром, в первую очередь с Соединенными Штатами.
Идеи, получившие впоследствии определение «новое политическое мышление», высказывались прежде всего в связи с проблемами международной безопасности.
Пересмотрев систему
прежних геополитических
Являясь позитивной по своим намерениям концепция «нового мышления» зачастую на практике принимала деструктивные формы. Так, например, излишне форсированный отзыв наших войск с чужих территорий имел своими последствиями резкое сокращение сфер влияния СССР, его внешних границ, а также ослабление его геополитических интересов в различных регионах мира.
Обвальное свертывание
многолетних контактов с
Стремясь с
помощью принципов «нового
Начало реформ во внутренней и внешней политике СССР, с одной стороны, было обусловлено объективными процессами - необходимостью преобразования социально-экономической обстановки в стране, с другой стороны, особую роль сыграл субъективный, личностный фактор - приход к власти новой партийной элиты.
Новая концепция
обеспечения международной
В ней
получили отражение изменения,
происходившие в мире и в
отношениях между сверхдержавам
В духе нового мышления была выдержана речь М.С. Горбачева и на сессии ООН в декабре 1986 года, где советский лидер вновь подчеркнул, что проблемы, стоящие перед человечеством, носят глобальный, а не региональный характер.
Он призвал поднять на новый уровень сотрудничество между государствами, освободить его от идеологических стереотипов, выступил за разоружение, открытый диалог в обществе, за урегулирование региональных конфликтов, в том числе в Афганистане.
В появившейся в 1988 году книге М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нас и для всего мира» отмечалось, что в конце драматического ХХ века человечество должно признать жизненную необходимость приоритета общечеловеческих ценностей.
Среди характеристик
современных международных
Отмечалось, что,
несмотря на различия между двумя
социально-экономическими системами,
конфликтность и
Перед советскими учеными и дипломатами была поставлена задача привести новые реалии международного развития и новый «глобальный подход» в соответствие с сохранявшимися различиями во внешнеполитических приоритетах СССР и США, социалистической и капиталистической систем.
Указывалось, что эволюция обеих систем под влиянием идущих процессов мирового развития, расширение сферы взаимодействия снизили накал противостояния, изменили соотношение между классовыми и общечеловеческими ценностями и интересами в пользу последних. При этом отмечалось, что речь не шла об отказе от социалистических ценностей, а лишь об изменении их удельного веса.
Вместе с мыслью о переходе международных и двусторонних отношений СССР и США на качественно новый уровень при сохранении особенностей каждой из систем, проводилась мысль о том, что такой переход возможно осуществить при условии возрождения великих гуманистических идей и приведения политики государств в соответствие с высшими нравственными принципами человечества, т.е. с общечеловеческими ценностям.
Важным условием успешного претворения в жизнь нового типа межгосударственных отношений называлась деидеологизация внешней политики.
При сохранении
социализма в Советском Союзе
и ряде других стран деидеологизация
международных отношений
«Выступая за деидеологизацию международных отношений, советские политики предполагали, что Соединенные Штаты и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами и задачами, признают окончание холодной войны» [18,с.93].
Документы высшего
военно-политического
Однако во время правления администрации Дж. Буша в ядерном курсе США наметились сдвиги, которые позволили говорить о наличии новых подходов к выработке американской ядерной стратегии по сравнению с периодом "холодной войны".
Вначале этот процесс имел только политическую направленность. Недоверие предложениям М. Горбачева отказаться от дальнейшего наращивания гонки ядерных вооружений и возобновить переговорный процесс по стратегическим проблемам сменились признанием наличия фундаментальных изменений в отношениях между США и СССР.
Это, в частности, выразилось в выдвижении администрацией Дж. Буша в мае 1989 г. концепции "выхода за рамки сдерживания". Американский президент призвал к более активному диалогу с СССР по всему спектру международных проблем. И хотя не все даже самые высокопоставленные лица в Белом доме были согласны с данным тезисом, эволюция американской ядерной стратегии не ограничилась только политическими заявлениями.
Такие шаги, как начавшиеся совместно с Россией сокращения стратегических наступательных вооружений, взаимные инициативы по сокращению отдельных видов тактического ядерного оружия, пересмотр программы СОИ, корректировка плана СИОП, ликвидация Стратегического авиационного командования, модификация в рамках НАТО принципа "гибкого реагирования" с учетом снижения роли ядерного оружия свидетельствовали о намерении руководства США по-новому взглянуть на приоритеты ядерной политики.
Главным направлением деятельности Вашингтона, , в конце 80-х - начале 90-х гг. была проблема сокращения стратегических наступательных вооружений. Все другие проблемы, среди которых: вопросы сокращения тактического ядерного оружия, нераспространения ОМУ, прекращения ядерных испытаний, ядерной безопасности - зависели от хода и исхода договоренностей между Россией и США по этому основному вопросу. Совместные российско-американские усилия по взаимному сокращению ядерных арсеналов сторон увенчались заключением Договоров СНВ-1 и СНВ-2, впервые за многие десятилетия позволившие человечеству сделать решительный шаг от ядерной пропасти.
Изменения
во взглядах американских
В документах высших руководящих органов блока 1989 - 1990 гг. констатировалась необходимость снижения роли ядерных сил малой дальности и прекращении модернизации некоторых тактических ядерных средств.
Был модифицирован
принцип "гибкого реагирования"
с учетом снижения роли
Для принятия подобных
решений немаловажное значение имела
благоприятная
Однако, американское руководство постоянно предпринимало шаги по оказанию давления на Советский Союз, выражавшиеся в:
- принятии дискриминационных санкций в торговле и научном обмене, направленных на ограничении поставки в СССР новейших станков и оборудования, вычислительной техники, электронных устройств и новейших технологий которые ослабили бы советскую экономику и являлись определенными экономическими рычагами давления на Советский Союз с целью изменения его внешней и внутренней политики;
Информация о работе Внешнеполитическое положение СССР в 1980-е годы