Титульник
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
- Общие сведения о
государстве..............................................................................4
2. Внешняя политика Республики Беларусь.............................................................5
2.1 Международное признание..................................................................................5
2.2 Внешнеполитические приоритеты Президента..................................................6
2.3 Беларусь и СНГ......................................................................................................6
2.4 Сближение с Россией............................................................................................7
2.5 Белорусская активность в ООН...........................................................................8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................10
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская государственность имеет
многовековую историю. Геополитическое
расположение Республики Беларусь охватывает
земли Центральной и Восточной Европы.
Наличие по соседству сильных государств,
трагически сказывалось на судьбе белорусского
государства. Борьба белорусского народа
за свой собственный суверенитет и за
национальную независимость материализовалась
лишь в составе Речи Посполитой и Российской
империи.
Уже в 1991 году была принята Декларация
о государственном суверенитете республики.
В данной Декларации Республика Беларусь
(а в то время еще БССР) объявлялось суверенным,
полноправным и независимым государством
в мировом сообществе.
Полный суверенитет, как правило, означает
самостоятельность, верховенство государственной
власти республики в границах ее территории,
правомочие ее законов, независимость
республики во внешних отношениях.
Как известно, Республика Беларусь осуществляет
довольно активную деятельность в международных
сообществах. Беларусь поддерживает дипломатические
отношения со 174 государствами мира и на
сегодняшний день представлена загранучреждениями
в 56 государствах мира. В 2014 году открыты
посольства нашей страны в Австралии,
Катаре, Монголии, Пакистане, Эквадоре
и генеральное консульство в Милане (Италия).
Именно этой теме будет посвящена данная
работа.
- Общие сведения о государстве
Республика Беларусь находится в центре
Европы. Через территорию Республики Беларусь
проходят короткие транспортные коммуникации,
которые связывают страны СНГ с Европой.
Наша республика граничит с Польшей, странами
Балтии, Россией и Украиной.
Согласно ст. 1 Конституции Республики
Беларусь (далее – Конституции), Республика
Беларусь - унитарное демократическое
социально-правовое государство. Согласно
ст. 8 Конституции, Республика Беларусь
признает приоритет общепризнанных принципов
международного права и обеспечивает
соответствие им законодательства. Согласно
ст. 11 Конституции, иностранные граждане
и лица без гражданства на территории
Республики Беларусь пользуются правами
и свободами, и исполняют обязанности
наравне с гражданами Республики Беларусь,
если иное не определено Конституцией,
законами и международными договорами.
Согласно ст. 18 Конституции, Республика
Беларусь в своей внешней политике исходит
из принципов равенства государств, неприменения
силы или угрозы силой, нерушимости границ,
мирного урегулирования споров, невмешательства
во внутренние дела и других общепризнанных
принципов и норм международного права
[1].
Республика Беларусь преследует лишь
одну цель: территория государства должна
быть безъядерной, а соответственно государство
– нейтральным.
Республика Беларусь является первым
в мире государством, которое добровольно
отказалось от размещения ядерного оружия
на его территории. Статус безъядерного
государства закреплен в Конституции.
Республика Беларусь сделала первые
шаги на пути развития своего суверенитета
и осуществления самостоятельной внешней
политики. Она установила дипломатические
отношения с более чем со 130 государствами
мира [2, с. 327-329].
Президент, Парламент и Совет Министров
Республики Беларусь являются высшими
органами управления внешнеэкономической
деятельности.
Совет Министров издает постановления
и распоряжения во исполнение законов
по внешнеэкономической деятельности,
осуществляет общее руководство в области
отношений республики с иностранными
государствами и международными организациями
[3, с.145-175].
Внешнеэкономическая политика Республики
Беларусь направлена, прежде всего, на
интеграцию экономики страны в мировое
хозяйство, которое, в свою очередь, создано
для благополучных условий развития отечественного
производства, а также для достижения
экспортно-импортной сбалансированности.
- Внешняя политика Республики
Беларусь
После распада СССР, а в 1991 году после
провозглашения Республики Беларусь независимым
государством, начался новый период внешнеэкономической
деятельности нашей страны. Международная
политика страны стала подразделяться
на 2 этапа:
- Существование
парламентской республики (1990-1994 гг.);
- Президентская
республика (с 1994 г.).
В соответствии с Декларацией о государственном
суверенитет, создании СНГ, правительство
Республики Беларусь заявило о создании
независимого государства и проведения
в нем самостоятельной внутренней и внешней
политики.
В 1994 году была принята Конституция Республики
Беларусь. В ней были закреплены обязательства
государства исходить в своей внешней
политике из общепризнанных принципов
и норм международного права, которые
были объявлены приоритетными над национальным
законодательством.
- Международное признание
В конце 1991 года постепенно начался процесс
признания Республики Беларусь независимым
государством (первыми странами, признавшими
Республику Беларусь независимой, были
Украина и США).
Уже в 1992 году произошло полное признание
Республики Беларусь независимым государством.
К началу 2000 года признание Республики
Беларусь было принято 140 государствами,
из них 125 государств имеют дипломатические
отношения с Республикой Беларусь.
Республика Беларусь вступила в Международный
валютный фонд и группу Всемирного банка,
Международную организацию гражданской
авиации. В сентябре 1992 года Республика
Беларусь первой из стран СНГ открыла
в Минске Представительство ООН. Уже в
1992 году Республика Беларусь была принята
в организацию по безопасности и сотрудничеству
в Европе (ОБСЕ) и Совет Североатлантического
сотрудничества. В 1995 году заключила Договор
о партнерстве и сотрудничестве с Европейским
союзом. В 1996 году вступила в Центрально-Европейскую
инициативу. В настоящее время Республика
Беларусь является полноправным членом
более 60-ти международных межправительственных
организаций, а также в 10 она имеет статус
наблюдателя.
Уже после провозглашения Республики
Беларусь независимым государством, наблюдается
значительное расширение договорно-правовой
базы международных отношений Республики
Беларусь.
- Внешнеполитические приоритеты Президента
В 1994 году после избрания Президента
Республике Беларусь начался новый этап
в истории внешней политики. В 1995 году
А.Г. Лукашенко огласил абсолютно новые
приоритеты внешнеполитической деятельности
Республики Беларусь: укрепление суверенитета
страны, усиление многостороннего сотрудничества
с государствами СНГ, развитие отношений
со странами Запада, создание благоприятных
условий для сотрудничества с международными
организациями.
Во время парламентской республики, механизмы
принятия решений в области внешней политики
принадлежали Верховному совету и Совету
Министров. В то время, когда Республика
Беларусь стала президентской, эти полномочия
перешли к самому Президенту. Согласно
Конституции, Президент является гарантом
реализации внешнеполитических отношений,
представляет Республику Беларусь в отношениях
с иностранными государствами и международными
организациями, ведет переговоры, подписывает
международные договоры и т.д.
Наиболее важным и единоличным органом,
осуществляющим реализацию внешней политики
Республики Беларусь, является Министерство
иностранных дел. В 1999 году на основе Министерства
иностранных дел, Министерства внешнеэкономических
связей и аппарата Министерства по делам
СНГ было создано единое Министерство
иностранных дел (далее – МИД). Главная
задача МИДа заключалась в координации
внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности государства, а также развитие
торговых отношений между Республикой
Беларусь и иностранными государствами.
- Беларусь и СНГ
Для Республики Беларусь важными приоритетным
направлением внешней политики является
всестороннее сближение с государствами,
входившими в состав СНГ. Белорусские
представители принимают активное участие
во встречах руководителей государств,
работе координационных органов СНГ. Тем
не менее, Минск является местом нахождения
исполнительных и координационных органов
СНГ.
Наряду с этим, Республикой Беларусь
были ратифицированы важнейшие уставные
документы СНГ (Устав СНГ).
Республика Беларусь в рамках СНГ заинтересована
в создании полноценной зоны свободной
торговли. Зона свободной торговли будет
активно содействовать равномерному вхождение
стран СНГ в мировую систему хозяйства,
вступлению во Всемирную торговую организацию.
Основной целью вхождения Республики
Беларусь в таможенный союз является создание
единого экономического союза со странами,
входящими в Таможенный союз.
- Сближение с Россией
Основными направлениями внешней политики
Беларуси с 1994 г. стало движение на всестороннее
сближение с Россией.
В 1995 г. между Беларусью и Россией подписан
Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
В 1995 г. Беларусь и Россия создали Таможенный
союз, к которому позже присоединились
Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В 1999
г. перечисленные государства подписали
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве. В 1996 г. Беларусь и Россия
заключили Договор об образовании Сообщества,
в 1997 г. оно преобразовалось в Союз. В декабре
1998 г. Президенты Беларуси и России заявили
о желании создать единое союзное государство,
а также провести в 1999 г. по этому вопросу
всенародные голосования в Беларуси и
России. В декабре 1999 г. Президенты Беларуси
и России подписали в Москве Договор о
создании Союзного государства. Данный
договор вступил в силу в январе 2000 г. Он
предусматривал сближение Беларуси и
России в различных сферах. Обе страны
передали Союзному государству часть
своих полномочий, но при этом сохранили
свою самостоятельность и независимость.
В Договоре содержится Программа по развитию
Союза Беларуси и России до 2005 г., а также
принята Программа экономического сотрудничества
Беларуси и России на 1999-2008 гг.
Между Беларусью и Россией к 1999 г. подписано
около 200 договоров. Активно развивается
взаимная торговля.
В 1997 г. подписаны Договор о военном сотрудничестве,
Соглашение о совместном обеспечении
безопасности в военной сфере. В январе
1998 г. на заседании высшего Совета Союза
Беларуси и России согласована политика
двух государств в области обороны. Проводится
согласованная внешняя политика Беларуси
и России.
Вместе с тем, в Беларуси нарастал социально-экономический
и политический кризис, который обострялся
конфликтами между Беларусью и Россией
в сфере торговли. Сближение Беларуси
и России подвергалось критике со стороны
других соседних государств, а также белорусск4их
национально-демократических сил.
С приходом к власти В.Путина, Россия
стала преследовать сугубо выгодные ей
интересы в отношениях с союзной Беларусью.
- Белорусская активность в ООН
После того, как Беларусь приобрела независимость,
изменилось и её положение в ООН. Если
раньше Беларусь являлась лишь частью
делегации СССР, то сейчас стала действовать
самостоятельно, исходя из своих собственных
интересов.
Так, благодаря инициативе белорусской
делегации была принята резолюция ООН
о международном сотрудничестве в смягчении
последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
В 1997 г. ООН разработана программа международного
содействия территориям, потерпевшим
в результате Чернобыльской катастрофы.
Определенную помощь в решении этого вопроса
оказывают такие международные организации
как МАГАТЭ, ВОЗ, ЮНЕСКО. Однако, в целом
данная помощь очень незначительна.
В 1995 г. белорусским дипломатам, при поддержке
европейских стран, удалось добиться снижения
доли взносов Беларуси в бюджет ООН в связи
со сложным социально-экономическим положением
и необходимостью огромных затрат на уменьшение
последствий Чернобыльской катастрофы.
Белорусская делегация участвует во всемирных
конференциях ООН по различным вопросам.
В 1995 г. на юбилейной 50-й сессии Генеральной
Ассамблеи ООН с докладом выступил Президент
Республики Беларусь А.Лукашенко, он заявил
о готовности Беларуси развивать сотрудничество
с ООН. В 1995 г. Беларусь поддержала бессрочное
продление Договора о нераспространении
ядерного оружия. В 1998 г. по инициативе
белорусской делегации принята резолюция
«Региональное разоружение». В 1999г. при
активном участии белорусской делегации
вновь была принята резолюция ООН о запрещении
разработки и производства новых видов
оружия массового уничтожения.