УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Факультет
заочного обучения
Специальность: Информационные
технологии и управление в технических
системах.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
ПО КУРСУ
«Политология»
Тема
16. Генезис и функции государства
Контрольная работа
по курсу: «Политология»
Тема 16. Генезис и функции государства
План:
1. Раскрыть причины и события,
повлиявшие на последующее образование
«государства» как органа управления
обществом.
2. Изучить образование
государственности и концепции
генезиса государства.
3. Объяснить назначение
и сущность государства.
Содержание
Введение
1. Генезис государства, его основные
концепции……………………………...…..5
2. Функции государства и их сущность……………………………………..………8
Заключение
Список используемых источников
Введение
В результате эволюционного развития
человек для удовлетворения своих потребностей
постепенно перешел от присвоения готовых
животных и растительных форм к подлинно
трудовой деятельности, направленной
на преобразование природы и производство
орудий труда, пищи и др. Именно переход
к производящей экономике послужил толчком
к трем крупным разделениям общественного
труда - отделению скотоводства от земледелия,
отделению ремесла и обособлению слоя
людей, занятых в сфере обмена - торговли.
Такие крупные события в общественной
жизни имели столь же крупные многочисленные
последствия. В изменившихся условиях
возросла роль мужского труда, который
стал явно приоритетным по сравнению с
женским домашним. В связи с этим матриархальный
род уступил место патриархальному, где
родство уже ведется по отцовской, а не
по материнской линии. Но еще более важным
было, пожалуй, то, что родовая община постепенно
начинает дробиться на патриархальные
семьи, интересы которых уже не полностью
совпадают с интересами рода. С возникновением
семьи началось разложение родовой общины.
Наконец, наступил черед неизбежной при
разделении труда специализации, повышения
его производительности. Прибавочный
продукт как следствие роста производительности
труда обусловил появлению экономической
возможности для товарообмена и присвоения
результатов чужого труда, возникновения
частной собственности, социального расслоения
первобытного общества, образования классов,
зарождения государства.
Рожденное обществом, его противоречиями,
государство само неизбежно становится
противоречивым, противоречивы его деятельность
и социальная роль. Как форма организации
общества, призванная обеспечивать его
целостность и управляемость, государство
выполняет функции, обусловленные потребностями
общества, а следовательно, служит его
интересам. По мнению К. Маркса, государство
интегрирует классовое общество, становится
формой гражданского общества, выражает
и официально представляет данное общество
в целом. Кроме того, это организация по
управлению делами всего общества, выполняющая
общие дела, вытекающие из природы всякого
общества. Оно является политической организацией
всего населения страны, его общем достоянием
и делом. Без государства невозможны общественный
прогресс, существование и развитие цивилизованного
общества. Однако в классово-антагонистическом
обществе государство, выполняя обще-социальные
функции, все больше подчиняет свою деятельность
интересам самого экономически могущественного
класса, превращается в орудие его классовой
диктатуры, приобретает отчетливо выраженный
классовый характер. Именно в этом наиболее
выпукло проявляются противоречивая природа
и социальная роль государства.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность,
многосторонние грани, свойства и черты
государства - задача чрезвычайно трудная.
Решить ее можно лишь при изучении государства
конкретно-исторически, в различных его
связях с экономикой, социально-политической
и духовной жизнью общества, максимально
используя при этом прошлые и настоящие
научные достижения.
1. Генезис государства, его основные
концепции
Возникновение и формирование
государственности (политогенез) в разных
странах шло различными путями, имея свои
специфические черты. В истории человечества
первой формой жизнедеятельности людей
считают первобытное общество, основанное
на родовом самоуправлении. Переход от
самоуправления первобытного общества
к государственному управлению длился
несколько столетий. Современные научные
достижения в области археологии, этнографии
и истории дают много нового материала,
который позволяет нам показать закономерности
и условия возникновения государства,
установления законов.
При первобытно-общинном самоуправлении
отсутствовала публичная власть. Здесь
не было особого аппарата управления,
который мог бы применить принуждение.
В управлении делами рода (общины) господствовали
обычаи, авторитет и уважение старейшин.
Все важнейшие вопросы решались взрослым
населением коллективно на общих собраниях
общины.
С течением времени в результате
имущественной и социальной дифференциации
в рамках родовой организации постепенно
создавался аристократический совет старейшин,
который сосредоточивал в своих руках
значительную власть и рассматривал все
важнейшие вопросы, выносимые на решение
общего собрания.
Переход от самоуправления
первобытного общества к социально дифференцированному
обществу сопровождался образованием
территориальной общины, состав которой
определялся уже не родственными отношениями,
а расселением в одной местности.
Можно выделить следующие основные
признаки, отличающие государство от родовой
организации:
во-первых, разделение населения
по территориальному признаку, т. е. административно-территориальная
организация населения;
во-вторых, учреждение публичной
власти, которая осуществляла управление
общественной системой;
в-третьих, введение налоговой
системы, основу которой составляли сборы
с населения на содержание публичной власти.
Одним из этапов формирования
государственности была военная демократия,
при которой появились зачатки военно-насильственного
принуждения. Термин «военная демократия»
был введен в научный оборот американским
археологом, этнографом и историком Л.
Морганом для характеристики древнегреческого
общества в период его перехода от родовой
общины к так называемой соседской. Впоследствии
этот термин был воспринят Ф. Энгельсом,
который соединил воедино три непременных
элемента военной демократии: военного
вождя, совет вождей и народное собрание.
Первые государства возникают
в IV тысячелетии до нашей эры на территории
Древнего Востока (Египет, Вавилон). Для
первых форм государственности, возникших
в Древнем Востоке, характерно наличие
сильной деспотической власти и зависимое
от этой власти положение индивида. Государство
при этом доминирует над обществом.
Другой исторический путь образования
государства прошли античные города-государства.
Для античной государственности характерно
наличие частной собственности на землю
и орудия производства, что создавало
предпосылки для формирования гражданского
общества и гражданских законов. Им изначально
были присущи идея политической демократии
и политической свободы. Хотя античная
правовая система и признавала в какой-то
степени автономию личности и неприкосновенность
частной собственности, однако в общественном
правосознании господствовала идея о
примате государственных интересов над
личными, т. е. личностное начало было подчинено
сословно-корпоративным интересам.
Ф. Энгельс указывал на три главные
формы образования государственности
у греков, римлян и германцев: афинскую,
римскую и древнегерманскую. Государство
в Афинах представляет собой наиболее
чистую, классическую форму – возникает
непосредственно и преимущественно из
классовых антагонизмов, развивающихся
внутри самого родового общества. В Древнем
Риме образование государства ускорилось
в связи с борьбой плебеев и патрициев.
У древних германцев образование государства
было ускорено завоеваниями чужих территорий.
Хотя возникновение и развитие
государственности у различных народов
шло по-разному, государство выполняло
и определенные функции, общие для всего
населения (например, защиту от внешних
врагов, обеспечение порядка и выполнение
общественных работ). Будучи официальным
представителем общества, государство
осуществляло «выполнение общих дел, вытекающих
из природы всякого общества». Общие дела,
вытекающие из природы общества, это все
то, что объективно необходимо для существования
и нормального функционирования человеческого
общества, независимо от его социально-экономического
строя и форм политической организации.
Разумеется, не только объем, но и характер
таких общих дел на различных исторических
ступенях развития человеческого общества,
равно как роль государства в их осуществлении,
весьма различны.
В истории человеческого общества
первые государства были рабовладельческими.
Однако в некоторых странах возникали
не рабовладельческие, а феодальные государства,
что связано с особенностями развития
социально-экономических условий этих
стран. Так возникли государства у древних
германцев, арабов и многих других восточных
народов.
Древнерусское государство
также сложилось в виде раннефеодального
государства в процессе разложения первобытно-общинного
строя у славян Восточной Европы. Общество
в своем историческом развитии проходит
несколько этапов: доиндустриальный, индустриальный,
постиндустриальный и общество современных
информационных технологий. Каждый этап
развития цивилизации характеризуется
присущими ему качествами и особенностями
институтов государственной власти. В
доиндустриальном обществе государство
в основном служит орудием насилия в руках
господствующего класса. Это рабовладельческие
и феодальные государства. Здесь не признаются
основные права и свободы человека и они
не получают законодательного закрепления.
С совершением промышленных
революций в странах Западной Европы активно
стали развиваться производственные отношения
и совершенствоваться общественные и
политические институты. Государство
уже признает некоторые права и свободы
личности и закрепляет их в законодательных
актах. В эпоху Нового времени государство
уже стали понимать как государственно-организованное
общество, т. е. как политико-территориальную
и структурно организованную форму общества.
С философским обоснованием такой позиции
выступил еще И. Кант. «Государство (civitas),
– пишет он, – это объединение множества
людей, подчиненных правовым законам»6.
Главная задача государства, где суверенитет
принадлежит народу, заключается, по Канту,
в том, чтобы охранять и гарантировать
права и свободы граждан.
С середины XX в. многие развитые
страны в своем законодательстве закрепляют
институт основных прав и свобод человека
и создают механизмы их защиты. Государства
в этих странах носят правовой характер
и имеют демократические формы правления.
2. Функции государства и их сущность
Назначение и сущность государства
состоит в том, что оно призвано осуществлять
управление обществом на основе демократических
принципов правления в интересах защиты
основных прав и свобод личности, а также
для обеспечения общественного согласия
(социального компромисса). Поскольку
государство представляет собой территориальный
публично-правовой союз населения, осуществляющий
свои задачи и выполняющий свои функции
с помощью специальных органов государственной
власти, то можно сказать, что обеспечение
прав и свобод человека и гражданина, регулирование
и упорядочение общественных отношений
и является основной обязанностью государства.
Природа государственной власти – в охране
прав и свобод человека и гражданина, в
обеспечении гражданского мира и согласия.
Социальное назначение государства
заключается в том, что это такая организация
политической власти, призванная представлять
общие интересы населения. Деятельность
государства направлена на решение обще-социальных
проблем. Управляя делами общества, государство
стремится к стабильности и гармоническому
развитию общества, к обеспечению социального
компромисса и правопорядка. Еще Цицерон
писал, что «государство есть достояние
народа, а народ не любое соединение людей,
собранных вместе каким бы то ни было образом,
а соединение многих людей, связанных
между собой согласием в вопросах права
и общностью интересов».
В чем же состоит сущность государства?
В чем его единая и объективная цель? Отвечая
на эти вопросы известный русский юрист
И. А. Ильин пишет, что «сущность государства
состоит в том, что все его граждане имеют
и признают – помимо своих различных и
частных интересов и целей – еще единый
интерес и единую цель, а именно: общий
интерес и общую цель, ибо государство
есть некая духовная община».
Социальное назначение и сущность
государства проявляются в его функциях
и задачах. Под функциями государства
понимают основные направления его деятельности,
вытекающие из его сущности и роли в общественной
жизни. В отличие от задач государства,
которые могут носить временный, локальный
характер, функции государства имеют постоянный
характер и обще-социальную направленность,
хотя в различные исторические эпохи они
могли быть направлены и на узкокорпоративные
цели. Если в Древнем мире или Средневековье
государство активно осуществляло такие
классовые функции, как подавление сопротивления
рабов и крепостных крестьян, обеспечение
условий для их эксплуатации, то функции
современных развитых демократических
государств направлены на осуществление
общесоциальных проблем, связанных с защитой
прав и свобод личности, поддержанием
общественного порядка, обеспечением
мира и безопасности и т. д.