Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:29, доклад
Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная власть - отношение господства людей над людьми или к отношению подчиненных всех членов общества воле одного или узкой группе людей.
Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная власть - отношение господства людей над людьми или к отношению подчиненных всех членов общества воле одного или узкой группе людей.
Современное понятие: государственная власть - власть легитимного принуждения, причем принуждения не исчерпывает сущность власти и акцентирует ее управленческий аспект.
Кроме того существуют еще
определения:
Государственная власть - право, возможность
и способность государства оказывать
воздействие на судьбы, отношения и деятельность
людей с помощью различных средств и методов.
В этом случае государственная власть
имеет обязательное правовое обоснование.
Государственная власть - система соответствующих
институтов и государственных органов,
правомочно принимающих властные решения.
В этом случае стоит помнить, что гос.власть
и гос.органы - это не одно и тоже.
Государственная власть - совокупность
должностных лиц государственного аппарата,
наделенных соответствующими властными
полномочиями. Власть - не субъективное
право лиц, а конституционная обязанность
должностных лиц.
Государственная власть - совокупность
юридических установленных полномочий,
которые имеют все государственные органы
и должностные лица, принимающие властные
решения. выражение власти через полномочия
позволяет перевести философский смысл
на язык права, урегулировать политико-правовые
процессы. Чем больше полномочий у государственной
власти, тем меньшей зрелостью и инициативной
свободой характеризуется гражданское
общество.
Признаки, присущие только государственной
власти:
1) официальный характер, регламентируемый
конституцией и законами
2) структурированность аппаратов власти
3) общеобязательный характер ее решений
4) наличие права на легитимное принуждение
и использование спецслужб
5) возможность отменять постановления
и решения негосударственных политических
организаций
6) обладание рядом исключительных прав
В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.
Конечно, указанные понятия — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно значимы, обе они и есть публичная власть. Вместе с тем, понятия эти не тождественные. Государственная власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в государстве (за исключением сотрудников дипломатического корпуса иностранных государств). Политическая власть может не совпадать по масштабу воздействия с государственной властью, так как осуществляется внутри государства в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами государства в рамках международных организаций.
Можно говорить, что государственная власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.
Признаки, отличающие
государственную власть:
• официальный характер, регламентируемый
конституцией, законами;
• структурированность аппарата власти,
т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих
институтов власти;
• общеобязательный характер ее решений;
• наличие права на легитимное принуждение
и использование спецслужб в целях осуществления
законных функций власти;
• возможность отменять постановления
и решения негосударственных политических
организаций;
• обладание рядом исключительных прав,
например, законного изъятия части доходов
граждан и организаций посредством налогообложения.
Государственная власть обладает
верховенством. Это означает, что:
а) все другие властные силы в обществе
действуют в рамках законов, принимаемых
и контролируемых государственной властью;
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое
пространство на территории страны.
Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.
С понятием «государственная
власть» непосредственно
Институт власти означает комплекс учреждений,
организаций; созданный не естественно-природным
образом, а специально сформированный
людьми для удовлетворения общих (публичных)
потребностей, интересов на основе официальных
политических (публичных) правовых решений,
нормативных актов и имеющий возможность
оказывать властно-управляющее воздействие
на общество, отдельные социальные группы,
отношения и процессы.
Итак, публичная власть, отделившаяся
от общества, получает выражение в комплексе
специально учреждаемых государственных
органов.
Государственный
орган (от греч. organon — орудие, инструмент)
— учрежденное в установленном порядке
(официальном, юридическом) образование,
выполняющее от имени государства какую-либо
одну или несколько его функций в соответствии
со своим специальным общественным предназначением,
обладающее организационным единством,
собственной компетенцией (кругом вопросов,
которые составляют предмет его ведения),
полномочиями (совокупностью прав и обязанностей,
которые он должен реализовать и за пределы
которых не должен выходить в своей деятельности).
Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.
Важно подчеркнуть, что государственная власть и органы (институты) государственной власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.
Итак, государственная власть
— это:
• право, возможность и способность государства
оказывать через государственные органы
и должностных лиц воздействие на судьбы,
отношения и деятельность людей с помощью
различных средств и методов;
• система соответствующих институтов
и государственных органов, принимающих
властные решения;
• лица, облеченные соответствующими
властными полномочиями.
8 ции власти (наследование, назначение, по должности, по очереди, жребий, кооптация и, важнейший способ, выборы).
Органы государственной власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении).
Легализация государственной власти
— это юридическое провозглашение и закрепление
правомерности ее возникновения (установления),
организации и деятельности. Вопервых,
законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной
власти, ее присвоение незаконны. Вовторых,
законной должна быть организация власти. В современном
государстве она устанавливается конституцией,
другими законами и не может осуществляться
без непосредственного участия народа
(выборов, референдума и др.), без представительных
органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной
должна бытьсфера полномочий государственной власти,
круг отношений, который государственная
власть вправе и может регулировать. Ее
вмешательство, как говорилось, не безгранично,
она не вправе ограничивать частную жизнь
граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществлен
В обычных условиях
легализация государственной
Легализация органов государственной власти, порядка их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.
Легализация государственной
власти, обоснование властных полномочий,
права управлять государством коренится
в юридических актах и может,
следовательно, при определенных условиях
являться только внешней легализацией,
юридически закрепляющей антинародную,
антидемократическую, даже террористическую
государственную власть. Таковы были
правовые акты гитлеровской Германии,
провозглашавшие безраздельную
власть фюрера, законы ЮАР, установившие
в 30х начале 90х годов прошлого
века режим апартеида и лишавшие
5/6 населения страны гражданских
прав. Поэтому, определяя легальность
или нелегальность
Нарушение принципа
легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственны
В основе термина
«легитимация» лежит корень того
же латинского слова, что и термина
«легализация», но первому из них
придается иное истолкование. Это
тоже узаконение, но не только правовое,
нередко не имеющее отношения
к праву, наконец, иногда противоречащее
правовым нормам. Легитимность — это
состояние не юридическое, афактическое, не обязательно формальное,
а чаще — неформальное. Легитимациягосуд
Легитимация государственной власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.
Существует несколько форм легитимации государственной власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.
Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодальнотеократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.