Государственная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:29, доклад

Краткое описание

Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная власть - отношение господства людей над людьми или к отношению подчиненных всех членов общества воле одного или узкой группе людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственная власть.docx

— 26.15 Кб (Скачать файл)

Государственная власть - прежде всего власть политическая. Государственная  власть - отношение господства людей  над людьми или к отношению  подчиненных всех членов общества воле одного или узкой группе людей.

Современное понятие: государственная  власть - власть легитимного принуждения, причем принуждения не исчерпывает  сущность власти и акцентирует ее управленческий аспект.

Кроме того существуют еще  определения: 
Государственная власть - право, возможность и способность государства оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов. В этом случае государственная власть имеет обязательное правовое обоснование. 
Государственная власть - система соответствующих институтов и государственных органов, правомочно принимающих властные решения. В этом случае стоит помнить, что гос.власть и гос.органы - это не одно и тоже. 
Государственная власть - совокупность должностных лиц государственного аппарата, наделенных соответствующими властными полномочиями. Власть - не субъективное право лиц, а конституционная обязанность должностных лиц. 
Государственная власть - совокупность юридических установленных полномочий, которые имеют все государственные органы и должностные лица, принимающие властные решения. выражение власти через полномочия позволяет перевести философский смысл на язык права, урегулировать политико-правовые процессы. Чем больше полномочий у государственной власти, тем меньшей зрелостью и инициативной свободой характеризуется гражданское общество.

Признаки, присущие только государственной  власти: 
1) официальный характер, регламентируемый конституцией и законами 
2) структурированность аппаратов власти 
3) общеобязательный характер ее решений 
4) наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб 
5) возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций 
6) обладание рядом исключительных прав

 

В литературе порой понятия власть политическая и власть государственная - отождествляются, поэтому необходимо их уточнить.

Конечно, указанные понятия  — очень близкие, ибо и политическая власть, и государственная власть — общественно необходимы, общественно  значимы, обе они и есть публичная  власть. Вместе с тем, понятия эти  не тождественные. Государственная  власть осуществляется в масштабе государства, распространяется на всю территорию, все регионы страны, на все население, проживающее и пребывающее в  государстве (за исключением сотрудников  дипломатического корпуса иностранных  государств). Политическая власть может  не совпадать по масштабу воздействия  с государственной властью, так  как осуществляется внутри государства  в рамках какой-либо партии, иной общественной организации, а также за пределами  государства в рамках международных  организаций.

Можно говорить, что государственная  власть — всегда политическая, но политическая власть не всегда государственная. Кроме  того, государственная власть обладает признаками, присущими только ей.

Признаки, отличающие государственную власть:  
• официальный характер, регламентируемый конституцией, законами;  
• структурированность аппарата власти, т. е. наличие специально созданных и взаимодействующих институтов власти;  
• общеобязательный характер ее решений;  
• наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб в целях осуществления законных функций власти;  
• возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций;  
• обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.

Государственная власть обладает верховенством. Это означает, что:  
а) все другие властные силы в обществе действуют в рамках законов, принимаемых и контролируемых государственной властью;  
б) она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории страны.

Итак, государственная власть в целом, а не какая-либо ее ветвь, обладает верховенством в обществе, опи рается на возможность, в отличие от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением специальных правовых средств.

С понятием «государственная власть» непосредственно связаны  понятия «институты власти» и  «органы государственной власти».  
Институт власти означает комплекс учреждений, организаций; созданный не естественно-природным образом, а специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.  
 
Итак, публичная власть, отделившаяся от общества, получает выражение в комплексе специально учреждаемых государственных органов.  
Государственный орган (от греч. organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном порядке (официальном, юридическом) образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом  может быть одно должностное лицо (например, президент) или известным  образом организованная группа должностных  лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Важно подчеркнуть, что государственная  власть и органы (институты) государственной  власти — не одно и то же, не синонимы. Органы власти и должностные лица пользуются (но не владеют) определенной суммой властных полномочий, пуская ее в обращение.

Итак, государственная власть — это:  
• право, возможность и способность государства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов;  
• система соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения;  
• лица, облеченные соответствующими властными полномочиями.

  1. Необходимо предельно четко различать два подхода к определению понятия легитимации государственной власти: широкий и узкий.
  2. Легитимация государственной власти в широком смысле - это процесс, в результате которого возникает общественное отношение между обладателями власти и подвластными, характеризующееся признанием последними власти оправданной и законной.
  3. С точки зрения узкого подхода, легитимация и легализация суть одно и то же, синонимы. Легальная легитимация (легализация) государственной власти - это регламентированная законодательством деятельность граждан, органов публичной власти, их должностных лиц, а также общественных объединений по юридическому удостоверению (узаконению) институализируемых ими государственных органов и должностных лиц.
  4. Делегитимация государственной власти в широком смысле - это процесс утраты признания власти. В узком смысле - это делегализация государственной власти, то есть процесс утраты государственной властью законного характера.
  5. Способ легитимации государственной власти - это совокупность однородных приемов, используемых обладателями власти и подвластными в целях возникновения между ними общественного отношения, характеризующегося признанием власти оправданной и законной. Это то, посредством чего власть получает оправдание, то, каким образом она приобретает свойства легитимности и легальности.
  6. В контексте двух основных подходов к правопониманию (нормативного и широкого) методологически важно разделить способы легитимации государственной власти на две группы: 1) способы признания власти народом (традиционный, харизматический, рационально-легальный) и 2) способы легализа-

 

8 ции власти (наследование, назначение, по должности, по очереди, жребий, кооптация и, важнейший способ, выборы).

Органы государственной  власти, издавая нормативные акты или принимая решения (суды и др.), легализуют (от лат. lex закон), т.е. делают законными или, напротив, нелегальными, те или иные отношения в обществе, допуская или запрещая их. В свою очередь, сама государственная власть тоже нуждается в легализации (узаконении).

Легализация государственной власти — это юридическое провозглашение и закрепление правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. Вопервых, законным должно быть ее происхождение. Узурпация, захват государственной власти, ее присвоение незаконны. Вовторых, законной должна быть организация власти. В современном государстве она устанавливается конституцией, другими законами и не может осуществляться без непосредственного участия народа (выборов, референдума и др.), без представительных органов, парламентов и т.д. Втретьих, законной должна бытьсфера полномочий государственной власти, круг отношений, который государственная власть вправе и может регулировать. Ее вмешательство, как говорилось, не безгранично, она не вправе ограничивать частную жизнь граждан. Наконец, законными должны бытьформы и методы осуществления власти, деятельности государственной власти. Они должны основываться на применении норм права с учетом общечеловеческих ценностей. Массовый террор, преследование инакомыслящих и т.д. лишают государственную власть подлинной легальности.

В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется прежде всегоконституциями, принятыми демократическим путем (на референдуме, учредительным (конституционным) собранием и др.).

Легализация органов  государственной власти, порядка  их создания, деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах Государственной Думы и Президента РФ), указами президента (например, указами Президента РФ утверждены положения о Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ и т.д.), постановлениями правительства, постановлениями органов конституционного контроля.

Легализация государственной  власти, обоснование властных полномочий, права управлять государством коренится  в юридических актах и может, следовательно, при определенных условиях являться только внешней легализацией, юридически закрепляющей антинародную, антидемократическую, даже террористическую государственную власть. Таковы были правовые акты гитлеровской Германии, провозглашавшие безраздельную  власть фюрера, законы ЮАР, установившие в 30х начале 90х годов прошлого века режим апартеида и лишавшие 5/6 населения страны гражданских  прав. Поэтому, определяя легальность  или нелегальность государственной  власти, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, принятие конституции референдумом), но и  то, насколько правовые акты, легализующие государственную власть, ее органы, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного. Ведь путем референдума в обстановке насилия и угроз, обмана избирателей принимались и реакционные конституции (например, в Греции в 60х годах XX в. при режиме «черных полковников»; Гитлер в фашистской Германии тоже использовал референдум).

Нарушение принципа легальности (правовых норм) предполагает юридическую ответственность государственных органов и должностных лиц — политическую (отставка правительства, импичмент президенту), уголовную (предание суду за незаконное использование государственной власти при исполнении служебных обязанностей), гражданскую (возмещение ущерба, причиненного государству, юридическим и физическим лицам при незаконном использовании государственной власти).

В основе термина  «легитимация» лежит корень того же латинского слова, что и термина  «легализация», но первому из них  придается иное истолкование. Это  тоже узаконение, но не только правовое, нередко не имеющее отношения  к праву, наконец, иногда противоречащее правовым нормам. Легитимность — это  состояние не юридическое, афактическое, не обязательно формальное, а чаще — неформальное. Легитимациягосударственной власти — это процессы и явления, посредством которых она приобретает свойство легитимности, выражающие правильность, оправданность, справедливость, моральную «законность», соответствие ее общечеловеческим ценностям, соответствие й власти, ее деятельности определенным психическим установкам, киданиям общества, людей. Легитимная государственная власть — ) власть, соответствующая представлениям народа данной страны о ясной государственной власти. Такие представления связаны прежнего не с юридическими нормами, а с материальными, политически, духовными условиями общественной жизни, с личными запросами каждого человека. В основе легитимации лежит вера, людей в то, блага (материальные и духовные) зависят от сохранения и поддержания такого порядка в обществе, который они считают справедливым их убеждение в том, что такой порядок выражает ихинтересы. Следствием легитимности является авторитет государственной у населения, признание права управлять и согласие подчиняться. Легитимность повышаетэффективность государственной власти.

Легитимация государственной  власти находит свое выражение в поддержке этой власти населением, о чем могут свидетельствовать результаты голосования на выборах президента, парламента, итоги референдума, массовые демонстрации в поддержку правительства, которому, например, угрожают силы реакции, одобрение проектов решений, предлагаемых органами государственной власти на общегосударственных или местных обсуждениях.

Существует несколько  форм легитимации государственной  власти. Принято различать основные из них — традиционную, харизматическую и рациональную легитимацию.

Традиционная легитимация связана с обычаями, иногда с особой ролью религии, с личной, племенной, сословной зависимостью. Наиболее ярким современным свидетельством этого является легитимация полуфеодальнотеократической государственной власти в некоторых мусульманских странах Востока.

Информация о работе Государственная власть