Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 15:04, контрольная работа
Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.
1 Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возниеновения………………………………………………………………………….2
2 Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства….…………..……………………….………9
3 Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте…………………………………………………………………………………..……..13
4 Заключение………………………………………………………………...14
5 Список литературы………………………………………………………...15
От формы государства зависит сама политическая жизнь, в обществе, устойчивость государственных институтов.
Элементы формы государства.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные;
Политический (государственный) режим. Представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политический (государственные) режимы.
Форма государственного
В зависимости от положения главы государства формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия (от греч. "единовластие") - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (короля, царя, шаха, императора).
Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли населения.
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх, и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть.
Республика (от лат. "государственные, общественные дела") - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
- выборность власти;
-
зависимость от воли
- срочность полномочий органов управления;
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются напрезидентские, парламентские и смешанные.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Президент наделяется правом отлагательного вето (от лат. "запрет") на решения законодательного органа.
В
парламентской республике правительство
формируется законодательным
Официальной главой
Смешанные республики (полупрезидентские, полупарламентские). Их характерной чертой является двойная ответственность правительства и перед президентом, и перед парламентом. Президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства председательствует на заседаниях кабинета министров утверждает его решения.
Парламент имеет возможность
контролировать правительство
Правовое государство
Правовое государство - это ферма
организации и деятельности
предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны - конституции.
Отличительные признаки правового государства:
Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений. В законах учитываются тенденции социального развития, требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества;
гарантии
прав личности, возможности ее свободного
развития. Реализация гарантий обеспечивается
через принцип невмешательства
государства в дела гражданского
общества и обязанностью государства
создавать условия для
Взаимная ответственность государства и личности. Она взаимна благодаря тому, что государство и индивид в равной мере ответственны за свои действия перед законом. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности связан с тем, что, подчиняясь праву, государство и граждане не могут нарушать его предписаний и несут ответственность за нарушение взятых на себя обязанностей;
Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Социальное государство
Функции социального
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
Существует концепция - Разделение
властей - утверждающая, что для правильного
функционирования государства в
нём должны существовать независимые
друг от друга ветви власти: законодательная,
исполнительная и судебная. В условиях
разделения властей одна ветвь государственной
власти ограничивается другой, различные
ее ветви взаимно уравновешивают
друг друга, действуя как система
сдержек и противовесов, предотвращая
монополизацию власти каким - либо одним
институтом государства.
Для предотвращения
нарушения прав граждан требуется создание
и организация повседневной работы уполномоченных
государственных (муниципальных) органов,
важнейшей задачей которых является защита
правопорядка: суда, прокуратуры, государственных
инспекций и др. Другой метод защиты - существование
и деятельность независимых от государства
институтов гражданского общества, способных
оказывать помощь гражданам. Среди них
есть институты, созданные специально
для этой цели: адвокатура, общество защиты
прав потребителей, профсоюзы, для которых
такая деятельность является важной, а
также средства массовой информации, партии,
религиозные объединения, добровольные
общества, граждане могут участвовать
в митингах, шествиях, демонстрациях и
пикетировании, а также прибегать к забастовкам.
Конституция России
предоставила право гражданину обращаться
в межгосударственные (международные)
органы по защите прав и свобод человека,
если были исчерпаны все внутригосударственные
средства правовой защиты. Такими органами
в соответствии с международными договорами
Российской Федерации являются Комитет
ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский
суд по правам человека(г.Страсбург).
В Комитет ООН по правам человека может
обращаться любое лицо, считающее, что
действиями российского государства нарушены
его права, изложенные в Пакте о гражданских
и политических правах. Петиция в Европейский
суд по правам человека может быть подана
только после исчерпывания всех правовых
средств для защиты прав в своем государстве,
после чего она может быть принята к рассмотрению
Европейским судом.
4.Заключение
Государство как главная
властвующая и организующая сила общества
призвано обеспечить нормальную деятельность
всех организаций в рамках их уставных
задач, содействовать их развитию и совершенствованию.
Социальное назначение государства состоит
в том, чтобы через подчинение обеспечить
единство общества, развитие основных
сфер жизни, его внутреннюю и внешнюю безопасность.
Благодаря государству социальная жизнь
приобретает организованность и стабильность,
разрешаются социальные противоречия,
устраняется тенденция распада общества
вследствие столкновения
Государство является политической организацией
всего населения страны, его общим достоянием
и делом. Без государства невозможны общественный
прогресс, существование и развитие цивилизованного
общества.
С усложнением материальной и духовной
жизни общества роль государства неуклонно
возрастает. Увеличивается число проблем,
требующих постоянного регулирования
со стороны государственных структур,
например, проблемы экологии, здравоохранения.
Обобщая всё вышесказанное, можно сказать,
что государство – основной и один из
важнейших институтов не только политической
системы общества, но и всего общества
в целом. Этот институт возложил на себя
огромный перечень функций и целей по
всестороннему регулированию общественной
жизни.
Список литературы
1. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков
Ф.И. Социальное государство. –
2. Демидов А.И., Малько А.В. Политология
в вопросах и ответах М., 1998.
3. Лавриненко В.Н. Политология: Учебник
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
4. Марченко М. Н. Теория государства и права.
М., 1996.
5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права. М.: Юристъ, 2004. — 512 с.
6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в
политологию: Учебник для вузов. - М.: Аспект
Пресс, 2002
7. Рожкова Л.П. Принципы и методы типологии
государства и права. Саратов, 1984.
8. Соловьев А.И. «Политология» - М.: Аспект
Пресс, 2000
Информация о работе Государство как основной институт политической системы