Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:41, контрольная работа
В политическом процессе участвуют многие люди. Однако, заметную роль в этом процессе выполняют далеко не все участвующие в нем люди, а только отдельные личности. Этих личностей называют политиками, политическими деятелями того или иного масштаба, политическими лидерами. При этом понятия «политик» и «лидер» часто употребляются как тождественные. В действительности эти понятия, хотя их содержание в ряде аспектов совпадает, таковыми не являются.
Личность как субъект политики.
Политическая деятельность: цели, мотивация и критерии.
Список использованных источников.
2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЙТЕЛЬНОСТЬ:
ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ И КРИТЕРИИ
Участие
в демократическом политическом
процессе является способом самоутверждения
человека, формирования культуры общения,
навыков управленческой и самоуправленческой
деятельности. По мере все более
полного удовлетворения основных материальных
потребностей человека, роста его
культурного уровня, самосознания и
самоуважения, будут развиваться
потребности и интересы участия
в общественно-политической жизни.
Всесторонне развитый человек - это
и активный общественный деятель. Чем
дальше, тем в более широких
масштабах общество будет сталкиваться
с этой тенденцией. Предоставление
личности возможностей для осознанного,
активного участия в
Достижение
целей широкого политического участия
людей значительно зависит от
мотивов, которыми руководствуется
личность в своей политической деятельности,
ибо сама мотивация может оказаться
с точки зрения общественных интересов
настолько негативной, что не будет
способствовать ни укреплению демократии
в обществе, ни нравственному
По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности.
И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.
Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).
Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или она будет от- давать предпочтение авторитарным и другим недемократическим идеям и практике.
Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том, что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как, что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а является объектом политических действий, будучи втянутым и манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную волю.
По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень образования человека, тем более он политически ориентирован и ,главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и поступкам.
В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего политического участия, он считает, что может влиять на политический процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что гражданин будет политически активен.
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.
В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается по крайней мере в трех аспектах.
Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.
Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к выводу, что материально более обеспеченные люди являются более либеральными, а более бедные являются и более интолерантными (нетерпимыми).
В-третьих,
достаточно высокое национальное благосостояние
служит необходимой базой формирования
компетентной гражданской службы, корпуса
профессионально подготовленных управленческих
кадров. В условиях бедности трудно
добиться в массовом масштабе высокого
уровня общеобразовательной и
Существенной
предпосылкой активного политического
участия являются также политико-правовые
факторы. К ним относятся
Политическая
деятельность личности основывается на
совокупности определенных предпосылок,
которые либо способствуют развитию
политической активности, раскрытию
потенциальных качеств человека
как общественно-политического
Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
Во-первых,
через такое участие создаются
условия для более полного
раскрытия всех потенций человека,
для его творческого
Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.
В-третьих,
через развитие демократии общество
удовлетворяет потребность
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Деятельность субъектов политического процесса