Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:30, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение основных положений дипломатической службы Республики Казахстан.
Исходя из цели исследования можно определить следующие задачи, решение которых будет проведено в курсовой работе:
1. рассмотреть теоретические основы дипломатической службы;
2. проанализировать особенности функционирования дипломатической службы Республики Казахстан;
3. подвести итоги и сформулировать выводы по исследованию.
Введение
1. Теоретические основы дипломатической службы
1.1 Понятие и основные положения о дипломатической службе
1.2 Классовые основы дипломатии, дипломатической службы, их характерные черты
2. Дипломатическая служба Республики Казахстан
2.1 Основные понятия дипломатической службы РК
2.2 Министерство иностранных дел Республики Казахстан, его статус и задачи
2.3 Оперативная работа центрального аппарата МИД Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
– осуществление контроля за соответствием законодательству Республики Казахстан и международно-правовым нормам ее международных договоров;
– внесение на рассмотрение
Президента и Правительства Республики
Казахстан предложений о
– принятие в пределах
своей компетенции решений
В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с законом РК «О государственной службе в Республике Казахстан» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.
Министр иностранных дел Республики Казахстан имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Республики Казахстан, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.
Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.
В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой, властно-управленческий статус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы. Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции. [7, c.153]
Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу - атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника. [11, c.101]
В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг - особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях.
Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса - на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность - повышение в ранге.
Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.
2.3 Оперативная работа
центрального аппарата МИД
Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РК, объективно не могут дать исчерпывающей картины повседневной практической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая совершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, вытекающие из информации, поступающей из-за рубежа и от внутригосударственных ведомств, не может учесть характер и особенности инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, которые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.
Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах определены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.
Информационной работой в МИД в той или иной мере занимаются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипломатического состава определяет назначение того или иного департамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром. [7, c.154]
Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ:
– сбор, анализ и
обобщение официальной
департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера, образуя, таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;
– выполнение заданий, предусмотренных планом работы департамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых руководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отношений; разработка мер по расширению сотрудничества с указанными странами;
– выполнение отдельных поручений руководства МИД. Примером может быть подготовка материалов для предстоящих международных встреч и совещаний, разработка позиции казахстанской делегации по отдельным вопросам повестки дня, составление текстов заявлений и коммюнике и др.;
– осуществление дипломатической переписки с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных контактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;
– подготовка заключений на документы, поступившие из казахстанских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.
В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства.
Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях - директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства - его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.
Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы. [11, c.146]
Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).
Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию.
От посольств
могут поступать также
Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.
Примерно в том
же плане строится работа департаментов,
в функции которых входят отношения
Казахстана с международными организациями.
К таким департаментам
Работа перечисленных
департаментов сопряжена с
Что касается других функциональных департаментов, то их деятельность определяется характером вопросов, которые они призваны решать. Особая роль Правового департамента, в функции которого входят вопросы международно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведение консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принадлежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.
Департамент консульской службы - важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа Республики Казахстан. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Республики Казахстан, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно.
Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати. На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.
Важный вид организационно-
Особое положение в структуре Министерства иностранных дел занимает Служба государственного протокола, на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п.
Практическая деятельность Министерства иностранных дел Республики Казахстан за короткий период своего существования показала, что нынешнее внешнеполитическое ведомство РК в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Республики Казахстан.
Заключение
Говоря о мировом сообществе, мы исходим из того, что все государственные, финансово- экономические и политические институты современного мира взаимосвязаны. На планете практически не осталось государств, существующих в изоляции от внешнего мира.
Информация о работе Дипломатическая служба Республики Казахстан