Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 13:36, реферат

Краткое описание

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

семинар.docx

— 22.28 Кб (Скачать файл)

Введение

Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Так как в различных странах принципы формирования выборных органов власти и порядок распределения мандатов различны, то реально существует столько модификаций избирательных систем, сколько и государств, использующих выборы для формирования органов государственной власти. Однако многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.

 

Избирательная система (в узком смысле слова) – это способ определения результатов выборов.

В современной политической практике используется три основных типа избирательных систем:

- мажоритарная,

- пропорциональная,

-смешанная. 
 
Понятие «избирательная система» и ее структура

Политический институт выборов представляет собой всю совокупность общественных отношений, возникающих в процессе и в связи с формированием органов государственной власти и местного самоуправления путем выборов.

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь тогда, когда они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.

К субъектам выборов относятся: 
Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов. 
Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного процента  голосов на предыдущих выборах;

- сам факт периодического участия  в выборах.

Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации. Все кандидаты обладают равными правами и обязанностями, поэтому по закону им запрещено использовать преимущества своего служебного положения (если речь идет о кандидате, занимающем

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

- контроль за соблюдением избирательных  прав граждан;

- регистрация выдвинутых кандидатов;

- распределение финансовых средств, выделенных государством, между  кандидатами или партиями (если  таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о действительности  бюллетеней;

- определение результатов выборов.

Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении:

избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное право  – право гражданина избирать;

- пассивное избирательное право  – право гражданина быть избранным. 
 
Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная избирательная система подразумевает голосование за отдельных кандидатов (независимых или выдвинутых партиями). Выборы проводятся по одномандатным округам (один округ – один депутат). В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства: победившим считается кандидат, набравший установленное большинство голосов. Практикуется применение двух разновидностей этой системы:

А) Система относительного большинства, при которой кандидату для победы на выборах необходимо собрать голосов больше, чем любому из его соперников. Эта система применяется в США, Великобритании, Канаде, Индии. 
Достоинством системы относительного большинства является её результативность: маловероятно получение двумя кандидатами одинаково наибольшего числа голосов. К тому же выборы считаются состоявшимися в любом случае, поскольку минимальный порог явки избирателей обычно не устанавливается.  
Недостаток этой системы также очевиден: чем больше кандидатов, тем меньше голосов требуется для избрания; если кандидатов более 10 чел., то избранным может оказаться тот, кто собрал всего 10% голосов – то есть данный кандидат будет избран абсолютным меньшинством избирателей, хотя и относительным большинством их.

Мажоритарная избирательная система

 

 

Б) Система абсолютного большинства, при которой для победы на выборах кандидату необходимо получить больше половины голосов (минимум 50% + 1 голос). Эта система используется на парламентских выборах во Франции, Австралии, на президентских выборах – во Франции, Австрии, Финляндии, Португалии, Бразилии.  
системы абсолютного большинства состоит в том, что избранным оказывается кандидат, поддержанный действительно большинством проголосовавших.  
Недостаток этой системы заключается в частой нерезультативности выборов – во-первых, из-за устанавливаемого нижнего порога явки избирателей, во-вторых, из-за малой вероятности набора кем-либо из кандидатов абсолютного большинства голосов. В последнем случае проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие максимальное число голосов в первом туре. (Во Франции на выборах в Национальное собрание во второй тур проходят все кандидаты, собравшие в первом туре не менее 12,5% голосов от числа зарегистрированных в округе избирателей.)

В целом у мажоритарной избирательной системы имеется три достоинства:

1) она препятствует  созданию многочисленных партийных  фракций в парламенте;

2) способствуя победе  крупных политических партий, эта  система в парламентских и  президентско-парламентских республиках  позволяет формировать устойчивое  правительство, опирающееся на парламентское  большинство;

3) эта система  обеспечивает достаточно тесную  связь депутата со своими избирателями.

Однако у мажоритарной системы есть и три недостатка:

1) значительная  часть избирателей может быть  не представлена в выборном  органе, поскольку голоса, поданные  за потерпевших поражение кандидатов, пропадают;

2) средние и мелкие  политические партии, как правило, проигрывают крупным политическим  партиям – и их представительство  во властных структурных сокращается  до минимума;

3) возникают диспропорции  между числом полученных партиями  мандатов и количеством проголосовавших  за них избирателей: партия, получившая  в целом по стране большее  число голосов, в итоге может  получить меньшее число 
 
 
 
 
Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями. Выборы проводятся либо по единому общегосударственному округу, либо помногомандатным округам. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип пропорциональности: распределение мандатов партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Пропорциональная избирательная система используется в Австрии, Дании, Бельгии, Израиле, Латвии, Нидерландах, Португалии, Швейцарии и др. В ряде стран устанавливается заградительный пункт – определенное минимальное число голосов в (в %%), которое должна набрать партия, чтобы принять участие в распределении мандатов. (Партии, не преодолевшие этого барьера, не получают ни одного места в парламент.) Это правило снижает партийную фрагментацию в парламенте.

Когда партия получает определенное количество мандатов, определяется их конкретная принадлежность:

- в соответствии  с принципом очередности (по номеру кандидата в партийном списке);

- в соответствии  с принципом пропорциональности (предпочтения) – избиратели могут изменять места кандидатов в списке по своему усмотрению.

В целом у пропорциональной избирательной системы есть два достоинства:

1) она позволяет  точнее, чем мажоритарная система, учитывать политические предпочтения  избирателей;

2) она обеспечивает  представительство в парламенте  не только крупным, но и средним  и даже мелким политическим  партиям.

В то же время у пропорциональной системы есть три недостатка:

1) она способствует  фрагментации политического спектра; при этом политические силы, пользующиеся  весьма небольшой поддержкой  в стране, получают представительство  в парламенте и могут оказывать  значительное влияние на его  деятельность;

2) в парламентских  и президентско-парламентских республиках  возникают сложности при формировании  правительства и в ходе его  деятельности: поскольку ни одна  партия не имеет абсолютно  большинства в парламенте, правительство  формируется на основе многопартийной  коалиции, часто очень неустойчивой  – выход из коалиции одной  партии приводит к падению  правительства. (До избирательной  реформы в Италии начала 1990-х  годов большинство правительств  этой страны работали в среднем  менее года);

3) избиратели голосуют  не за конкретных кандидатов, а за партию – это ослабляет  непосредственное связи между  депутатами и избирателями и  одновременно усиливает зависимость  депутатов от своих партий. 
 

Смешанная избирательная система. Для соединения преимуществ и смягчения недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в ряде стран применяется смешанная избирательная система. Она комбинирует мажоритарную и пропорциональную системы, либо с доминированием одной из них, либо в уравновешенном виде. Так, в Японии в Палате представителей 300 мест распределяются по мажоритарной системе, 200 мест – по пропорциональной системе; в Палате советников: 152 места – по мажоритарной системе, 100 мест – по пропорциональной системе. Смешанная избирательная система используется на выборах также в Германии, Испании, Италии, Польше, Болгарии, Украине и др 
Смешанная или мажоритарно-пропорциональная избирательная система

Существует также еще и смешанная или мажоритарно-пропорциональная система, которая, однако, не представляет собой отдельный, самостоятельный тип избирательной системы, а характеризуется механическим объединением, параллельным действием двух основных систем. Функционирование такой избирательной системы вызвано, как правило, политическим компромиссом между партиями, которые заинтересованы в основном в мажоритарной системе, и теми партиями, которые предпочитают чисто пропорциональную систему. В этом случае конституционно обозначенное количество парламентских мандатов делится в определенной пропорции (чаще всего 11) между мажоритарной и пропорциональной системой.

При таком соотношении количество одномандатных округов в стране равняется половине мандатов в парламенте, а оставшаяся половина мандатов разыгрывается по пропорциональной системе в одном многомандатном округе. Каждый избиратель при этом голосует и за конкретного кандидата по своему одномандатному избирательному округу, и за список одной из политических партий по общенациональному избирательному округу. Такая система внастоящее время действует для выборов, Государственной Думы России и некоторых парламентов других стран.(До 2005г. смешанная система действовала для выборов Верховной Рады Украины). 
 
P.S. 
выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Информация о работе Избирательная система