Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:20, реферат
Отправной точкой анализа современного Ирана примем 1979 год, когда произошла исламская революция.
За несколько десятилетий Иран превратился в среднеразвитую страну: вышел по паритету покупательной способности (ППС) во второй десяток в мировой иерархии; примерно на уровне Турции.
Отправной точкой анализа современного Ирана примем 1979 год, когда произошла исламская революция.
За несколько десятилетий Иран превратился в среднеразвитую страну: вышел по паритету покупательной способности (ППС) во второй десяток в мировой иерархии; примерно на уровне Турции. По данным Международного валютного фонда, номинальный ВВП Ирана в 2011 г. составил примерно $482 млрд, по ППС $990 млрд. В стране развивается производство автомобилей, стали, также развивается химия и фармацевтика, ракетные технологии (в частности, запуск искусственных спутников Земли).
В Иране достигнуты успехи в деле распространения грамотности, в пользовании Интернетом (почти половина населения). Цифры недалекие от уровня, скажем, Германии и почти вдвое выше, чем в России. Конечно, существуют определенные фильтры и ограничения на Интернет, но их можно обходить. Иранцы живут в обществе без «железного занавеса». Мужчины, отслужившие в армии, имеют право получить иностранный паспорт. Многие свободно ездят в Юго-Восточную Азию и даже Канаду.
Стабильность режима базируется на религиозно-пропагандистской основе, гибком сочетании интересов кланов и мер социального характера, включая помощь бедным слоям населения, с тем, чтобы сбить возможную волну недовольства. Но базу режима составляют силовые, конкурирующие между собой структуры: военно-политическая и экономическая организация Корпус стражей исламской революции, министерство внутренних дел, вооруженные силы, министерство информации и госбезопасности, а также местный иранский «комсомол» - молодежная организация Басидж, массовый резерв рекрутирования во все «взрослые» организации.
Следует подчеркнуть, что как война с Ираком, так и конфронтация с США укрепили режим.
Конечно, на Иран и раньше отрицательно воздействовали санкции и ограничения. Сейчас, когда последовательно вводятся все новые и новые санкции со стороны США и Западной Европы, удар приходится по чувствительным точкам. Некоторые члены ЕС и другие страны ввели ограничения на импорт иранской нефти и запрет на сотрудничество с иранским Центробанком и другими финансово-кредитными учреждениями. Санкции начинают «кусаться», в Иране растут цены, девальвируется риал.
Можно предположить, что те страны, которые продолжают импортировать иранскую нефть и газ, пользуясь трудностями Ирана, будут требовать от него снижения цен на иранское сырье. Так будут действовать и Китай, и Турция, и другие. Заменить иранскую нефть на другую на мировых рынках трудно, но возможно.
Каковы при этом слабости иранского режима?
Экономическая система, в которой 70% занимает госсектор и которая во многом держится на огромных субсидиях, становится все более коррумпированной и все менее эффективной.
Можно предположить, что образованное население крупных городов, средний класс, имеющий доступ в Интернет, его выходцы, побывавшие за границей, уже устали от «специфического» поведения представителей существующего режима и хотели бы перемен. Тем более, что в результате санкций может произойти реальное ухудшение положения как масс, так и промышленных и торговых базари. Правда, их эффект будет отложенным.
Учитывая убыстряющийся
темп перемен в мире, усиливающееся
и часто непредсказуемое
Нужно также учитывать, что
в иранцах глубоко сидит
Впрочем, при нынешнем режиме предполагать торжество сепаратистских настроений трудно. Шиитские скрепки пока что сильны. Напомним, что рахбар (верховный руководитель) Али Хаменеи азербайджанец.
Экономика
Официально в Иране
произведен переход к "исламской
модели экономики с законами шариата".
В 1950 - 1970 годы большое влияние на экономику
Ирана оказывали страны Запада, в частности
США и Франция. В стране воплощалась в
жизнь программа вестернизации, предполагавшая
развитие страны по западному образцу.
Не только в экономике, но и в культуре
Ирана все чаще применялись западные нормы
поведения. Итогом вестернизации стал
некоторый прогресс в экономике страны,
особенно заметный в городах.
Основой благополучия Ирана, как и некоторых
других стран Ближнего Востока, является
нефть. Здесь, как и в ОАЭ или Кувейте, нефть
первоначально добывалась иностранными
компаниями, но под контролем правительства.
Однако в феврале 1978 года в стране произошла
исламская революция, в результате которой
шахский режим пал в феврале 1979 года, а
к власти пришла исламистская оппозиция.
Падение режима шаха оказалось полной
неожиданностью не только для стран Запада,
но и для новых иранских лидеров. Во время
прихода к власти у Хомейни и его сторонников
не было экономической программы.
Что такое исламская экономика |
В результате определенного компромисса
между социалистическими идеями
и религиозным консерватизмом была
предложена идея "исламской экономики".
В основе этой модели лежит концепция
социальной справедливости и равенства
мусульман. У "исламской экономики"
есть три основных принципа:
1) особая роль государства
2) приоритет развития отечественной промышленности
3) ведущая роль общественного сектора
в экономике.
Особая роль государства заключается
в национализации основных отраслей промышленности
и инфраструктуры, удовлетворении первоочередных
потребностей граждан (обеспечении их
жильем, услугами образования и здравоохранения),
гарантиях полной занятости.
Внешняя политика
До 1979 года Иран был в целом прозападно ориентированным государством. Исламская революция 1979 года, свершившаяся на волне антиамериканизма, радикально изменила внешнюю политику страны. Победа Исламской революции ознаменовалась международным скандалом с захватом заложников в американском посольстве в Тегеране. Этот кризис повлёк за собой ухудшение отношений со всеми западными странами, а также послужил поводом к разрыву дипломатических отношений с США, которые не восстановлены до сих пор.
Революция совпала по времени и со вводом советских войск в Афганистан, что крайне негативно сказалось на отношениях сСССР. Иран поддерживал дипломатические отношения с Советским Союзом, однако предложения советского руководства о проведении двусторонней встречи игнорировались. Известно также, что в 1988 году Аятолла послал Горбачёву телеграмму, в которой предлагал ему строить исламскую республику в СССР.
Революция испортила отношения не только с Западом, но и с арабским миром. В 1980 году Ирак вторгся в богатый нефтью Хузестан, положив начало ирано-иракской войне. Выбив иракские войска из Ирана, руководство страны планировало с помощью контрнаступления «экспортировать» исламскую революцию в Ирак. Однако из-за скорого истощения войск и применения иракской армией химического оружия эти планы не увенчались успехом. Тем временем ирано-американские отношения осложнились ещё больше после того, как американский ракетный крейсер, находившийся в Персидском заливе, сбил иранский пассажирский самолет.
По окончании ирано-иракской войны и со смертью Хомейни отношения Ирана с Европой стали постепенно налаживаться, чему во многом способствовала прагматичная политика Рафсанджани. Были выстроены новые отношения с независимыми республиками распавшегося СССР. В частности, Иран осудил чеченский сепаратизм, оказав тем самым негласную поддержку России в этом вопросе. Сегодня Иран принимает участие в восстановлении экономики Чечни[25]. Во многом благодаря дипломатическим усилиям Ирана Россия получила возможность частично восстановить утерянное влияние на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Россия согласилась продолжать начатое ещё при Пехлеви строительство атомной электростанции в Бушере.
Тем не менее, отношения Ирана
с Соединёнными Штатами по-прежнему
остаются напряжёнными. Этому во многом
способствовала победа на президентских
выборах в Иране в 2005
году ультраконсерватора Махмуд
Иран имеет дипломатические
представительства в
Территориальные споры
Существуют территориальные споры между Ираном и Объединёнными Арабскими Эмиратами в отношении трёх островов в Ормузском проливе, контролирующих вход в Персидский залив. В конце 1940-х островами попеременно владели шейхи эмиратов Абу-Даби и Дубая, находившихся под британским протекторатом. В 1971 году, после ухода Великобритании из региона, острова должны были достаться ОАЭ, в состав которых вошли оба этих эмирата, но их захватил шахский Иран. На островах по сей день содержится значительный военный контингент.
Ядерная программа
Сегодня ядерная программа в Иране это национальная идея, вокруг которой объединены все политические силы. Скорее всего нет такого государственного деятеля в стране, оппозиционного или неоппозиционного, который бы высказывался за свертывание ядерной программы. Про ядерное оружие там никто не говорит по политическим соображениям: ни представители власти, ни умеренные деятели.
Мы все знаем, когда началось развитие ядерной программы в Иране. Если я не ошибаюсь, публично при шахе никогда не ставился вопрос о создании ядерного оружия. Говорилось о развитии ядерных технологий и ядерной энергетики.
После радикальной смены режима эта программа сохранилась как политический лозунг, который претворяется в жизнь. Поэтому при любом развитии ситуации: при смене режима или его сохранении, по моему убеждению, от ядерной программы Иран не откажется. Это реальность, с которой мы должны считаться и смотреть на вещи так, как они есть, а не так, как комуто, может быть, хотелось бы. Задача же международного сообщества должна заключаться в том, чтобы эта ядерная программа не переросла в военную программу. Как этого добиться уже следующий вопрос, по которому я выскажу свою точку зрения несколько позже.
Что касается военной акции
в отношении Ирана, то, если говорить
об Израиле, он действительно ведет
различные военные
Что касается Ирана, то риторика относительно возможного уничтожения Израиля связана с конкретными политическими целями. Можно с полной уверенностью говорить о том, что никто в практическом плане не рассматривал вопрос о применении силы, не говоря уже о ядерном оружии для уничтожения еврейского государства. Публичные же заявления на этот счет часть кампании для утверждения Ирана в качестве региональной державы и в качестве лидера исламского мира.
Для этого очень удобно использовать этот лозунг. Поэтому необходимо все это учитывать, хотя и возможность военного сценария исключать полностью нельзя.
Что касается Ирана, то там не один объект и не экспериментальные предприятия, а уже серьезно развитая инфраструктура ядерной отрасли. Ни у одной спец службы мира нет прямых доказательств относительно того, есть ли там скрытые военные программы, но те объекты, о которых мы знаем, это законные объекты, большинство из них посещали наблюдатели МАГАТЭ. Почему же по ним должны наноситься военные удары? Потому, что просто ктото предполагает, что они могут быть использованы в военных целях?
Еще один вопрос, который
то ли сознательно, то ли несознательно
не выносят на обсуждение: что Пакистан
с ядерным оружием менее
Теперь, что касается позиции России. Я не буду рассказывать всю предысторию. Но мы не должны забывать, что российской стороне удалось в свое время договориться с правительством Хатами о моратории на ядерные разработки. К сожалению, тогда наша линия не получила развития прежде всего из-за нежелания западных держав сотрудничать с нынешним режимом Ирана.
В наших переговорах с Ираном мы никогда не допускали даже мысли о нашем согласии на появление там ядерного оружия.
Вопрос шел о том, как провести линию, позволяющую развивать ядерную энергетику, но исключающую военные разработки. Напомню, что переговорный механизм «5+1» по ядерной программе Ирана - это была российская инициатива. Раньше европейская «тройка» и Россия вели переговоры раздельно. РФ добилась того, чтобы пригласить США и Китай в состав переговорного процесса.
Лично я придерживаюсь идеии, что для решения ядерной проблемы Ирана необходимо единство в рамках «5+1» и, прежде всего, среди постоянных членов Совета Безопасности. Я думаю, что санкции СБ ООН тоже начинают работать. Это - серьезный фактор давления на иранские политические круги, это вынуждает их идти на определенный компромисс. Думаю, что этим шансом надо воспользоваться. С одной стороны, необходимо усиливать активность «пятерки плюс один» в рамках этого переговорного процесса, а с другой использовать санкционный режим.
Скорее всего, качественный перелом наступит тогда, когда начнутся прямые переговоры между Ираном и США. Иран этого добивается. В Вашингтоне такую возможность не исключают, но сейчас не могут пойти на это по внутриполитическим причинам. С Ахмадинежадом никто из американских политиков говорить не будет, хотя, как известно, неофициальные контакты между Ираном и Соединенными Штатами поддерживаются. Но если после выборов в Иране там появится новая фигура, которая будет менее одиозной, ситуация может измениться.