Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 18:25, реферат
Российская Федерация прошла длительный и сложный исторический путь конституционно – правового развития на пути формирования современного демократического и правового государства. После распада в декабре 1991 года Советского Союза, наше государство начало строительство новой государственной модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов государственной власти, которая бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие государства. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента Российской Федерации.
Институт Президентства в Российской Федерации: историко – правовые аспекты становления и развития
Российская Федерация прошла длительный и сложный исторический путь конституционно – правового развития на пути формирования современного демократического и правового государства. После распада в декабре 1991 года Советского Союза, наше государство начало строительство новой государственной модели, кардинальным образом отличающейся от существовавшей в советский период ее развития. Одной из самых важных задач было создание новой системы органов государственной власти, которая бы обеспечивала стабильное и поступательное развитие государства. Центральное место в данной системе власти отводилось должности Президента Российской Федерации.
Вопросы изучения института Президентства в РФ являются одними из наиболее актуальных в современной теории российского конституционализма. Институт Президентства в Российской Федерации выступает в качестве сравнительно нового, но уже успевшего себя положительно зарекомендовать института высшей государственной власти. Президент России, являясь главой государства, обеспечивает его стабильное и поступательное развитие, координирует деятельность всего механизма государства, а также определяет его основные цели и задачи деятельности. По верной мысли профессора М.В. Баглая, « глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти[1]». Кроме перечисленного, Президент является гарантом действия Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, защищая интересы не только государства и общества в целом, но и каждой отдельной личности (часть 2 статьи 80 ) Конституции РФ). Глава государства, в соответствии с частью 4 статьи 80 Конституции РФ, представляет интересы России как внутри государства, так и на международной арене, подписывая от имени государства важнейшие международные договора и соглашения.
В СССР возможность учреждения президентской должности начали обсуждать еще в начале 60- х годов прошлого века, в период нахождения в должности Генерального секретаря КПСС Н.С. Хрущева. Впоследствии данная тема поднималась при обсуждении проекта последней советской конституции в середине 70 - годов, однако должность Президента так и не была введена в систему органов государственной власти. Пост Президента СССР был учрежден только в марте 1990 года[2].
В России институт Президентства был учрежден 17 марта 1991 года в результате проведения всеобщего референдума. Основы правового статуса главы государства определялись Законами РСФСР « О выборах Президента РСФСР » и « О Президенте РСФСР »[3]. Первым Президентом Российской Федерации 12 июня 1991 года был избран Борис Николаевич Ельцин, который вступил в должность 10 июля 1991 года.
12 декабря 1993 года в результате
всеобщего голосования была
Первый Президент России занимал свою должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года. 31 декабря 1999 года Борис Николаевич Ельцин объявил о своей досрочной отставке с поста Президента РФ, передав, в соответствии со статьей 92 Конституции РФ, свои полномочия председателю правительства РФ. С 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года должность Президента РФ занимал Владимир Владимирович Путин.
В период пребывания Владимира Путина на должности Президента РФ были предприняты существенные усилия по укреплению системы государственной власти и стабилизации внутренней обстановки в нашей стране. В частности, положительным моментом можно считать внесение изменений и дополнений в законодательство о порядке назначения на должность глав субъектов РФ, согласно которым кандидатуры последних стали утверждаться и наделяться властными полномочиями высшими органами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов России по представлению Президента[6]. Помимо политической системы, в указанное время удалось укрепить и усовершенствовать экономическую и социальную систему государства, значительно поднять уровень жизни населения, улучшить демографическую ситуацию.
С 7 мая 2008 года по настоящее время должность Президента России занимает Дмитрий Анатольевич Медведев. Дмитрий Медведев продолжил курс своего предшественника на последовательное развитие нашего государства. Сам институт Президентства также был усовершенствован. Так, в соответствии с ФКЗ РФ от 30 декабря 2008 года № 6 – ФКЗ « Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы », срок полномочий Президента РФ был увеличен с четырех до шести лет. Увеличение срока полномочий главы государства, бесспорно, выступает в качестве позитивного момента модернизации политической системы России. Как известно, Россия представляет собой государство с огромной территорией, в том числе большим количеством сложно доступных населенных пунктов, поэтому только для того, чтобы объехать всю Российскую Федерацию и познакомиться на местах с проблемами отдельных населенных пунктов, вновь избранному Президенту потребуется значительное время. В связи с указанными обстоятельствами предоставление последнему большего запаса времени для реализации своих полномочий является необходимым условием повышения эффективности его деятельности. Более того, внесение подобной поправки в Конституцию повысит стабильность нашей политической системы, а также рентабельность бюджетных расходов, позволив сэкономить немалые суммы бюджетных средств за счет увеличения временных периодов между выборами Президента России.
За последние годы наша страна сильно преобразилась. В РФ сформировалась стабильная политическая система, развивается инновационная экономика, растут стандарты жизни и социального обеспечения жителей государства. Усиление системы государственной власти породило отлаженный механизм деятельности государственной власти, который обеспечивает взаимодействие всех ее составных частей в интересах государства и общества. Президент Российской Федерации в своей деятельности опирается на высокопрофессиональные и дееспособные Федеральное Собрание и Правительство РФ, которые готовы в любой момент принять необходимые меры по защите государства и его населения от любых неблагоприятных обстоятельств их жизнедеятельности, в том числе экономических кризисов. Дальнейшее укрепление и совершенствование института Президентства в российском государстве послужит залогом для постоянного развития нашей единой и независимой России, а также процветания общества и отдельных граждан. Именно в этом заключается цель деятельности главы государства. Недаром, по верному утверждению действующего Президента РФ – Дмитрия Анатольевича Медведева, долг Президента перед государством состоит в том, чтобы « служить ему каждый день и каждый час, сделать все для лучшей жизни наших людей, их уверенности в своем будущем, во имя дальнейшего подъема и процветания нашей любимой Родины – нашей великой России[7] ».
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА
Учреждение в системе государственной власти Российской Федерации поста президента значительно усилило внимание в нашем обществе к институту президентства в различных политических системах. Введение этого института открыло новый этап в развитии российской государственности. Между тем, из 183 стран, входивших в начале 1993 г. в ООН, более 130 имеют в своем государственном устройстве пост президента. С одной стороны, эта цифра отражает масштабность распространения президентства в современном мире, но с другой – важно отметить, что в разных странах президенты имеют разный объем полномочий.
В нашей печати в научных работах часто
употребляются такие выражения, как “президентская
форма правления”, “парламентарная (или
парламентская) форма правления” и т.п.,
хотя принято считать, что существуют
две основные формы правления – республиканская
и монархическая. На наш взгляд, традиционное
толкование понятия “форма правления”
вполне приемлемо и в современном государствоведении.
Представляется, что более корректно с
точки зрения научной терминологии говорить
о президентской, полупрезидентской, парламентарной
(или парламентской) системах правле
1. Современные модели президентства
Термин “президент” происходит от латинского, что буквально означает “сидящий впереди”. Видимо, в античные времена президентами называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения слова “президент” впоследствии возникла такая должность, как, например, президент сената. Однако в его нынешнем понимании как главы государства термин “президент” не употреблялся ни во времена греческой и римской республик, ни в периоды существования ранних буржуазных республик в Англии и Нидерландах. Так, в Англии, ставшей на короткое время республиканской, исполнительную власть вместо свергнутого монарха на первых порах осуществлял Государственный совет. В [c.491] Нидерландах полномочия исполнительной власти также имел высший коллегиальный орган.
США стали первой страной в мире, где возникла должность президента, объединившая в одном лице главу государства и главу правительства. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. В отличие от других государств того времени, где исполнительная власть повсеместно имела монархический, наследственный характер, в США главу государства стали избирать в ходе всеобщих выборов.
Первыми же европейскими странами, где была введена должность президента как главы государства, стали в 1848 году две республики – Франция и Швейцария. Помимо них, другие государства Европы (не говоря уже об Азии и Африке) до конца XIX в. оставались монархиями.
В XX веке такие грандиозные по своим масштабам потрясения, как революции, мировые войны, распад колониальных империй, привели к образованию множества новых независимых государств. Далеко не все они стали президентскими республиками, но в подавляющем их большинстве был учрежден пост президента страны.
Фундаментальные изменения, происходящие на мировой арене с конца 1980-х гг. стимулировали дальнейшее распространение института президентства. Почти во всех бывших республиках СССР, республиках бывшей СФРЮ (за исключением Боснии и Герцеговины), а также в Чехии и Словакии был учрежден президентский пост. Этот же пост ввела у себя Монголия. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент политических систем многих стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время каждая страна сама определяет, какую роль должен играть президент в ее политической жизни. В России президентский пост был введен в 1992 году.
Конституционный статус и предназначение президента в политической системе. Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. Конституция Италии (ст. 87) гласит: “Президент Республики является Главой Государства...” Аналогичным образом определен статус президента и в Конституции РФ (ст. 80). [c.492]
Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы во всех своих действиях он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.
Конституции некоторых стран закрепляют за главой государства роль арбитра между различными силами в государстве и обществе. По Конституции Франции, “президент... обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей” (ст. 5). Аналогичную роль отводит главе государства и современная Конституция Российской Федерации: “президент... принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти”. (1)
Конституционные нормы многих стран предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.
Такого рода обязательства и официально установленные стандарты деятельности президента направлены на всемерное укрепление авторитета и достоинства поста главы государства.