Институт президентства в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:35, реферат

Краткое описание

Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америке. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будет статус и полномочия президента в этом государстве. Вот почему чрезвычайно важным является изучение института президентства на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Современные модели президентства.
2. Различные формы президентской власти.
3. Полномочия, обязанности и ответственность президента.
4. Специфика избрания на пост главы государства.
5. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат И.П..docx

— 40.27 Кб (Скачать файл)

В области  урегулирования чрезвычайных ситуаций президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадочное положение, вводить  президентское правление в субъектах  федерации (Индия), осуществлять федеральную  интервенцию (Бразилия). В Индии он делает это только по решению кабинета.

Президент всегда по конституции является главнокомандующим, он отвечает за безопасность государства, как гарант его целостности. При  нем обычно создается Совет безопасности или другой аналогичный орган. На практике выполнение этих полномочий опять-таки зависит от формы правления, да и от личных качеств президента. Находившиеся у власти в некоторых странах (Аргентина, Филиппины и др.) и находящиеся сейчас женщины – президенты (Финляндия, Либерия, Бразилия) в сфере военного главнокомандования больше полагаются на специалистов – советников.

В сфере  регулирования правового статуса  личности дополнительно к тем  полномочиям, о которых уже говорилось, президент вправе принимать лиц  в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, предоставлять помилование осужденным преступникам, смягчать наказание.

В ряде стран  у президентов есть и иные полномочия. В отличие от монарха президент  несет ответственность за свои действия, в том числе и в связи  с выполнением служебных обязанностей. Как правило, такая конституционная  ответственность имеет особый характер. Обычно президент отвечает за умышленные нарушения конституции и законов, за государственную измену, причинение ущерба государственной независимости, взяточничество, совершение других тяжких преступлений (иногда – только за государственную измену).

Во многих странах такая ответственность  имеет форму американского импичмента: обвинение президенту формирует  и принимает нижняя палата, а решение  об отрешении от должности принимает  сенат (в новейших конституциях в  этом процессе участвует также верховный  и конституционный суд в качестве инстанции, проверяющих правильность обвинения и соблюдения процедуры). В некоторых странах парламент  только принимает обвинительное  заключение, а судит президента особый суд (Франция, Польша). В Словакии президент  может быть смещен с должности  парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности  государства и другие большинством в 2/3 голосов всего состава. В Турции при обвинении президента в измене решение может быть принято только 3/4 голосов парламентариев, 3/4 голосов  требуется для отрешения президента от должности в Казахстане, в Армении  – 2/3 парламента при соответствующем  заключении конституционного суда, в  Молдове аналогичное решение  должно быть вынесено на референдум избирателей.

Все указанные  выше процедуры означают только отрешение  президента от должности. В дальнейшем, если это случиться, его будет  судить уже суд как обычного гражданина.

В 90-х годах было несколько случаев импичмента президента (Бразилия, Венесуэла и др). Дважды было проведено смещение президента путем референдума избирателей в Азербайджане. Был отстранен от должности президент Грузии, смещен парламентом президент Мордовии – субъекта федерации в составе России с одновременной ликвидацией самой должности президента в Мордовии.

Глава государства  – это высший его представитель  внутри и вне страны и вместе с  тем символ единства нации, государства (народа и государства).

В целом  создание парламентской, президентской  и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе  с тем, такой процесс имеет  и свои минусы. Во первых, нарушается неотъемлемо присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства – часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.

В третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер – министра.

 

4. Специфика избрания на пост  главы государства

 

В современной  мировой практике существуют два  основных типа президентских выборов  – прямые и непрямые. В свою очередь  прямые президентские выборы могут  проходить или в виде всеобщих выборов, или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями  штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегий выборщиков.

В большинстве  стран, где введена президентская  система правления, выборы президента проходят на всеобщих прямых выборах. Правда, исключение составляют США  – это своего рода классическая президентская республика, и Индонезия. В США проводятся всеобщие президентские выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. В Индонезии президента избирает Национальный консультативный конгресс.

Прямые  президентские выборы присущи и  многим странам с полупрезидентской системой правления, таким, как Франция, Португалия, Польша, Румыния, Монголия, Республика Корея и др. В то же время в Чехии, Болгарии, Турции, где действует та же система правления, президента выбирают путем голосования депутатов парламента. Что касается парламентарных республик, то для них также наиболее характерно избрание президента путем голосования в парламенте, как это происходит, например, в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии. Впрочем, и здесь есть некоторые исключения: прямые президентские выборы проводятся в таких сугубо парламентарных республиках, как Ирландия, Исландия, Австрия.

В целом  прослеживается достаточно большая  зависимость типа президентских  выборов от формы государственной  системы правления.

Выборы  президента на всеобщих прямых выборах  носят демократический характер и предоставляют избирателям  реальную возможность выбора только тогда, когда не одна, а по крайней мере несколько политических сил в той или иной стране имеют более или менее равные условия для участия в предвыборной борьбе. Практически во всех странах, где существует пост президента, конституционно введены определенные нормы, которым должны соответствовать кандидаты в президенты, и большинство их вполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост. Реальным же препятствием для участия различных сил в президентских выборах является, в частности, отсутствие многопартийной системы.

В США, западноевропейских и большинстве латиноамериканских стран прямые президентские выборы превращаются в очередное состязание ведущих партий за голоса избирателей. В итоге побеждает тот кандидат, который, по мнению большинства избирателей, предложил более привлекательную  политическую программу и как  личность больше, чем его соперники, подходит для выполнения обязанностей президента. В то же время во многих азиатских и особенно африканских  странах, где до сих пор господствует однопартийная система, у кандидатов оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах. При этом в ряде африканских стран  выборы официально проводятся на безальтернативной  основе, и единственным кандидатом на этих выборах фигурирует, как  правило, находящийся у власти президент, являющийся одновременно главой правящей партии.

Большинство кандидатов на президентских выборах  в различных странах являются или лидерами партий, или их представителями. Именно они располагают самыми реальными  шансами победить на выборах, поскольку ведущие партии оказывают доминирующее влияние на избирателей.

В США  кандидат от любой, даже самой немногочисленной, партии или же независимый кандидат для участия в президентских  выборах должны зарегистрироваться. В силу федеративного устройства государства регистрация кандидатов в президенты США происходит на уровне властей штатов. При этом в одних  штатах кандидат должен представить  соответствующую петицию, подписанную  определенным количеством местных  избирателей. Например, в южном и  весьма консервативном штате Джорджия любой, кто хочет внести свою фамилию  в избирательный бюллетень на президентских выборах, должен собрать  подписи 40 тыс. избирателей этого  штата. В других же штатах требуется  меньше подписей под петицией. Есть в США и такие штаты, где  в избирательные бюллетени без  всяких петиций вносятся те кандидаты, которые, по мнению властей, имеют широкую  известность и поддержку в  стране.

Закономерно, что таковыми оказываются прежде всего кандидаты двух ведущих партий в США – республиканской и демократической. Впрочем, все эти процедуры не являются непреодолимым препятствием для тех кандидатов в президенты, которые баллотируются не от ведущих партий.

В ряде европейских стран также предусмотрено самовыдвижение кандидатов. Так, в Польше достаточно собрать под соответствующей петицией 100 тыс. подписей избирателей, чтобы быть зарегистрированным официальным кандидатом в президенты.

Во многих странах всеобщие и прямые президентские  выборы могут проводиться в один и в два тура. Для того чтобы, быть избранным президентом после  первого тура в Австрии и Финляндии, кандидату достаточно набрать более  половины голосов всех участвовавших  в голосовании избирателей, а  во Франции требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если же ни один из кандидатов не получает предусмотренного Основным законом числа голосов  в первом туре, то тогда проводится второй тур президентских выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победитель второго тура и становится президентом страны.

Что касается распространенной во многих европейских  странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более  или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат  парламенту.

В ФРГ  для избрания президента созывается Федеральное собрание.

В Венгрии  в голосовании на выборах президента принимают участие только члены  Государственного собрания. В Конституции  определено, что «на основе первого голосования избранным на Пост Президента республики считается кандидат, набравший две трети голосов депутатов».

Как видно, повсеместно конституционные нормы, регулирующие порядок избрания президента парламентом, допускают несколько  туров голосования. Число таких  туров в Италии или Венгрии  конституционно не ограничивается. В  то же время Конституция Греции, имея в виду возможный парламентский  тупик на выборах президента, предусматривает, что если в третьем туре голосования  ни один кандидат не получает квалифицированного большинства голосов, то Палата депутатов, полномочная избирать президента страны, автоматически распускается и назначаются  новые парламентские выборы.

Важным  элементом систем президентских  выборов является продолжительность  срока, на который избирается президент. В разных странах предусмотрены  различные сроки полномочий главы  государства.

Впервые, ограничение срока полномочий президента было введено в Конституцию США  в 1787 году.

В Конституции  США был закреплен еще один важный республиканский принцип: президент  имеет право на переизбрание, но не больше чем еще на один срок.

Так, согласно Конституции Швейцарии, исполнительную власть в этом государстве осуществляет коллегиальный орган – Федеральный совет, из состава которого парламент ежегодно выбирает на 1 год главу государства и правительства – президента Швейцарской Конфедерации.

В США  лишь один президент – Ф. Рузвельт переизбирался на свой пост три раза.

В Аргентине, Мексике, Чили, Ливане президент избирается на один срок и не имеет права на переизбрание.

Конституции практически всех стран требуют, чтобы кандидат в президенты в  обязательном порядке был гражданином  своей страны. При этом в некоторых  странах обязателен тот или иной ценз оседлости. Так, кандидат в президенты США должен проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в соседней с США Мексике для кандидата  в президенты требуется всего  лишь проживание в стране в течение  одного года, предшествующего дню  выборов. В Монголии кандидат в президенты также должен проживать в своей  стране. В то же время в Польше на президентских выборах 1990 года был  официально зарегистрирован и участвовал в качестве одного из кандидатов проживавший  в Канаде С. Тыминьский, который одновременно был гражданином Канады, Польши и Перу.

Информация о работе Институт президентства в современном мире