Истоки тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

Исследовать тему тоталитаризма трудно, так как эта сфера является сплошь идеологизированной, находящейся в центре современной мировой политической борьбы. А на этом фронте не брезгуют использовать всякие утонченные виды лжи, такие, как односторонняя правда, демагогия, голословные, не доказываемые утверждения, преувеличения, подмены и смешения смыслов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….стр. 3
1. Возникновения понятия «тоталитаризм»………………………………стр. 4
2. Истоки тоталитаризма…………………………………………………...стр. 4
3. Основные черты тоталитаризма………………………………………...стр. 7
4. Основные черты тоталитарного общества……………………………..стр. 9
5. Идейные стоки тоталитаризма…………………………………………..стр. 11
6. Тоталитарный режим в России………………………………………….стр. 14
Заключение………………………………………………………………….стр. 18
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является «newspeak» - обтекаемый язык, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: «легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя».

Однако в конечном итоге это оружие оборачивается  против режима. Так как люди вынуждены  приспосабливаться к иррационализму языка, они вынуждены вести существование, при котором следовать официальным предписаниям невозможно, но необходимо делать вид, что руководствуешься ими. Это порождает как бы двойной стандарт в поведении тоталитарного человека. Появляются феномены, названные Дж. Оруэллом «doublethink» - двоемыслие и «thoughtcrime» - мыслепреступление. То есть жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: в обществе он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к режиму. Таким образом, нарушается один из основополагающих принципов «классического» тоталитаризма: тотального единства массы и партии, народа и вождя.

 

5. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ТОТАЛИТАРИЗМА

Еще в античную эпоху  при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства  древнегреческие философы характеризовали  их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона. Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству - реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже (в первом по совершенству государстве) обобществление жен и детей (здесь мы скорее имеем дело с некорректной трактовкой, идущей, вероятно, от советского философа Лосева - Е.К.); всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех граждан религия; жесткое ограничение общения с иностранцами, а лицам до 40 лет вообще выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж. Руссо. Он исходил из желания  вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого  преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Это возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создают «из тупого, ограниченного животного. Разумное существо - человека». Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического организма, в котором как бы растворяется независимая человеческая личность. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов  Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа и др. Их, прежде всего Мора, нередко называют провозвестниками коммунистического тоталитаризма. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли - требование всеобщего равенства. Так, Г. Бабеф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан». Для достижения фактического равенства Бабеф призывал революционным путем установить диктатуру трудового народа и не останавливаться перед широким использованием насилия. Стремление к насильственной перестройке общества на принципах коммунистических или социалистических утопий, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в.».

Как видим, европейская  культура имеет вполне определенных и достаточно ярких представителей, уже высказывавших те идеи, которые потом возьмут на вооружение будущие строители новых обществ в ХХ веке. И, следовательно, представлять дело так, что тоталитаризм есть специфически русское явление, будет совершенно, мягко сказать, некорректным.

 «Тоталитарные идеи  получают развитие в творчестве  и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и  др. Тоталитарные черты К. Маркс  находил в абсолютной монархии  в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVII-XIX вв. во Франции.

Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени  искажало исторические рамки возникновения  тоталитаризма как важнейшей  категории политической науки. Некоторые  ученые полагали, что тоталитаризм - результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, абсолютических монархических государств средних веков; другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, ибо специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, всеобъемлющий контроль за личностью. На этой ступени развития в ряде стран появились мощные монополии, регулирующие целые отрасли промышленности и наладившие тесное взаимодействие с государством. Нарастание элементов организованности, управляемости, рациональности в общественной жизни, равно как и очевидные успехи в развитии науки, техники и образования, и повышение благосостояния населения порождали иллюзию возможности перехода к рационально организованной тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть».

 

6. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ В РОССИИ

"Самым тоталитарным" из всех тоталитарных государств, по мнению многих политологов,  оказался Советский Союз. Но что  же такое не идеальное, а  реальное тоталитарное общество и государство, чем отличалось оно от обычного, существовало ли вообще или осталось лишь мечтой нескольких диктаторов? На эти вопросы исследователи отвечают по-разному.

И все же трудно отрицать, что подобное определение имеет  смысл, хотя относится оно не столько к государству или обществу вообще, сколько к определенному типу политического режима. Идеология, экономический и социальный строй фашистской Италии, нацистской Германии и Советского Союза существенно различались между собой, однако механизмы и функции политической власти всех трех государств были разительно схожими.

После второй мировой  войны подобные режимы установились также в ряде развивающихся стран, причем самым устойчивым оказался маоистский режим в Китае, а самым чудовищным по своей бессмысленной жестокости - режим так называемых красных кхмеров в Камбодже. Уже сам перечень стран, переживших это испытание, говорит о том, что тоталитаризм зарождается в самом различном историческом, экономическом, культурном контексте, может возникнуть и в развитой европейской стране, и в нищей азиатской. [1, стр. 77]

Россия в течение  столетий благодаря определенным природным  и историческим условиям шла по экстенсивному  пути развития. Этот путь имеет свои пределы, и рано или поздно должен был наступить кризис. Болезненная модернизация, которую переживала страна, ускорила наступление этого кризиса. Последовала сначала эпоха реформ, потом эпоха революций (см. Александр П и реформы 60 - 70-х гг. 19 в., Александр III и контрреформы 80 - 90-х гг. 19 в., Революция 1905 - 1907гг., Февральская революция 1917 г.). В буре 1917 г. (см. Октябрьская революция 1917 г.) возникло массовое движение, которое возглавила подпольная и вследствие этого немногочисленная партия большевиков, вооруженная "единственно верным учением", вскоре превратившимся в своеобразную религию. Постепенно в ходе первых социалистических экспериментов (см. Политические и социально-экономические преобразования большевиков в 1917 - 1918 гг.), кровавой гражданской войны (см. Гражданская война и военная интервенция 1918 - 1922 гг.) и трудного послереволюционного десятилетия сформировался тоталитарный режим, окончательно сложившийся к началу 30-х гг. Для него, как и для режимов, возникших в Италии и Германии, характерны две особенности.

Высшей властью в СССР считался Верховный Совет. Он собирался дважды в год и покорно голосовал за предложения свыше. Гораздо важнее были партийные съезды, но и там все основное было сказано в руководящем докладе. Фактически вся власть в стране сосредоточивалась в партийной верхушке, в частности в Политбюро и в Секретариате Центрального Комитета партии. [1, стр. 85]

Под контролем партийно-государственного аппарата оказались все отрасли  и уровни экономики, все общественные организации, начиная с комсомола  и кончая обществом филателистов (см. Общественные организации). Профсоюзы, вместо того чтобы защищать интересы наемных работников от нанимателя - государства, служили (по выражению Ленина) его "приводными ремнями", лишь изредка вступаясь за них в случае явной несправедливости, допущенной каким-либо представителем администрации. Любое высказывание, не совпадающее с официальной точкой зрения, могло повлечь тяжелые последствия (его могли, например, квалифицировать как "распространение сведений, порочащих советский строй", - а это уже было уголовным преступлением!).

Во-вторых, режимы такого типа возникают в результате массовых движений и способны в течение  определенного (иногда весьма длительного) срока создавать себе массовую поддержку, мобилизуя общество или значительную его часть во имя единой - тотальной - цели, имеющей общенациональное значение. В советской истории это построение первого в мире справедливого, счастливого и богатого, социалистического, а затем коммунистического общества, цель, может быть, и недостижимая, но привлекательная.

В отличие от традиционных диктатур тоталитарные режимы отнюдь не стремились держать массы "подальше от политики"; напротив, прилагали  значительные усилия для их политизации  в соответствующем духе. Аполитичность  рассматривалась как проявление скрытой нелояльности.

Но реальная жизнь  государства и общества была гораздо  разнообразнее и богаче, чем те явления и процессы, которые мы определяем как входящие в понятие "тоталитаризм". Поэтому многие историки, соглашаясь с таким определением политического режима, возражают против применения термина "тоталитарный" для обозначения общества или даже государства.

На первых порах тоталитарный режим оказался эффективным орудием  ускоренной модернизации. В 20 - 50-е гг. Россия пережила самую масштабную революцию в своей истории. Аграрная, деревенская страна превратилась в мощную индустриальную державу (см. Индустриализация). Но какой ценой это было достигнуто! Речь идет даже не о тех трудностях и лишениях, которые пережили миллионы людей; достаточно вспомнить о терроре, достигшем апогея в 1937 - 1938 гг., но который не прерывался ни раньше, ни позже и стоил обществу - вместе с коллективизацией, депортациями, страшными голодовками 20-х, 30-х, 40-х гг. - миллионов жизней (не говоря уже о жертвах революции, гражданской, Великой Отечественной войны и нескольких "малых" войн).

Но уже в 50-е гг. проявилась неспособность режима приспособиться к изменившимся экономическим и  социальным условиям. В 30-е гг. главным  аргументом в пользу сталинского "социализма" были быстрые темпы развития. В 60-е гг. наметилось сначала отставание в развитии, а затем и медленно нараставший кризис. Это сопровождалось заметным смягчением режима, начавшимся после смерти его создателя, И.В. Сталина, и постепенным "отмиранием" всесильной когда-то идеологии. К середине 80-х гг. режим, давно уже переставший быть тоталитарным в точном смысле этого слова, окончательно пережил себя и "скончался" после недолгой болезни.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тоталитаризм - это система  политического и экономического насильственного господства. Во-вторых, при тоталитаризме для личности нет места, у неё нет ни прав, ни свобод, ни выбора. В-третьих, тоталитарный режим - это террористическая диктатура, контролирующая все стороны жизни государства и отдельных людей.

Определяя тоталитаризм, каждый исследователь предлагает свое определение и понимание. Разбираясь в этом, я прихожу к выводу, что тоталитаризм, все же, идеология, изобретаемая неким лидером, объединяющая людей под единое начало и лишающая их воли, может произвести на свет абсолютное государство с авторитарно-диктаторской системой. Основными чертами авторитарно-диктаторской системы являются тотальные идеология, контроль и террор.

Что же ждёт человечество в будущем. Сумеет ли оно искоренить терроризм. Думаю да, но это будет  большим и великим трудом. По пути к цели тоталитаризм будет вспыхивать то там, то здесь из-за недостатка пищи, чистой воды, плохой экологии, перенаселения, желания выделить и очистить свою нацию, по идее пройденная проблема, но вероятность повтора все же существует в странах третьего мира, например в Африке. Любая чепуха, при удачной обработке её лидером и подаче народу, может загореться «ярким пламенем» террористических действий. Поэтому нельзя закрывать глаза на реальность, надо принимать меры: искоренять «тьму» неведения, образовывать население, учить искать бога не в человеке и не в «идоле», а в сердце, и не бросать страны третьего мира в нужде и беде.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев Н. Истоки и смысл русского тоталитаризма. - М., 1998

2. Сумбатян Ю.Г. Политология. Тоталитаризм - политический феномен XX века, «Социально-гуманитарные знания», № 1, 1999 г.


Информация о работе Истоки тоталитаризма