Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:10, реферат
Лоббисты играют важную роль в политической жизни уже на протяжении многих сотен лет. Еще в Древнем Риме они собирались в «lobia», крытой галерее перед входом в здание сената, и пытались влиять на принятие решений. Ту же задачу лоббисты выполняют и в современных демократиях. Лоббисты проталкивают во властных структурах замыслы и планы определенной организованной группы граждан. Лоббисты, работающие по заказу организаций или круга лиц, пытаются благодаря личным контактам оказать влияние на решения парламентариев и представителей правительства.
Введение…………………………………………………………………………3
1 Зарождение лоббизма и история его развитие в США……………………...4
2 История лоббистской деятельности в России………………………………..7
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованных источников и литературы…………………………..11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южный Федеральный Университет»
Факультет социологии и политологии
Реферат
По дисциплине: «Технология лоббизма и политическое давление»
На тему: «История лоббизма»
Бартош Е.В.
Ростов-на-Дону
2014 г
Содержание
Введение………………………………………………………
1 Зарождение лоббизма и история его развитие в США……………………...4
2 История лоббистской деятельности в России………………………………..7
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..11
Введение
Лоббисты играют важную роль в политической жизни уже на протяжении многих сотен лет. Еще в Древнем Риме они собирались в «lobia», крытой галерее перед входом в здание сената, и пытались влиять на принятие решений. Ту же задачу лоббисты выполняют и в современных демократиях. Лоббисты проталкивают во властных структурах замыслы и планы определенной организованной группы граждан. Лоббисты, работающие по заказу организаций или круга лиц, пытаются благодаря личным контактам оказать влияние на решения парламентариев и представителей правительства. Влиять на власть имущих лоббисты пытаются в том числе и через СМИ. Когда благодаря этому им удается склонить общественное мнение на свою сторону, это оказывает дополнительное давление и на политиков. При этом сами лоббисты часто представляются экспертами по вопросам коммуникации, специалистами по взаимодействию с органами государственной власти или просто консультантами.
Социологи полагают, что наряду с тремя главными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, вслед за четвертой – СМИ – все больше сил в странах развитой демократии набирает лоббизм.
Лоббистская деятельность является весьма эффективной на Западе и нисколько не обозначенной законодательно в России, из чего можно сделать вывод об актуальности изучения данного вопроса.
1 Зарождение лоббизма и история его развитие в США
Слово «лоббизм» происходит от латинского labium – «вестибюль». В эпоху Ренессанса оно трансформировалось в слово «lobbi», что означает «портик обители», где прогуливались монахи.
Исторически считается, что лоббизм появился в Англии XVII века. В кулуары (вестибюли) выходили члены английского парламента, где их и встречали заинтересованные лица.
Однако свой политический смысл этот термин приобрел почти два столетия спустя в Америке, когда им начали называть покупку голосов в коридорах конгресса. Достоверно известно, что традиции лоббизма уходят своими корнями в годы президентства У.Гранта (1869–1877), который обсуждал свои дела с гражданами страны вне Белого дома. Вечерами 18-й американский президент и его команда часто отдыхали в лобби гостиницы Willard, где заинтересованные лица могли изложить им свои взгляды о пользе того или иного решения. Под «лобби» с тех пор стали понимать не место, а доверенных лиц бизнеса, контактировавших с политиками в кулуарах конгресса.
С 1946 года деятельность лоббистов в США регламентирована законодательством. В соответствии с Законом 1946 года лоббист обязан: во-первых, зарегистрироваться, а во-вторых, четырежды в год представлять соответствующим органам свой финансовый отчет.
Несмотря на первоначальную демократичность, в дальнейшем в Америке взаимодействие с власть имущими, носит явно коррупционный характер. И только в конце XIX века в США начинает распространяться практика бескорыстного посредничества между избирателями и представителями власти. Поэтому и сама профессия лоббиста долгое время считалась занятием низким, недостойным.
Перемены пришли с началом профессионализации профессии. Одним из первых отошел от общепринятых коррупционных схем влияния на процесс принятия решений Сэм Уорд. Он устраивал званные обеды с сенаторами и госсекретарями. Сэм Уорд произвел настоящую революцию в лоббизме. Если раньше лоббизм представлял собой передача денег по знакомству, то теперь это уже передача информации, убеждение в своей правоте. Лоббистская деятельность приобретает более сложный характер.
Впоследствии профессия лоббиста в Америке становится престижной и высокооплачиваемой. Основным методом лоббизма в той или иной форме становится убеждение. Число лоббистов и агентств, предоставляющих эти услуги, неуклонно растет. Во многом такому бурному развитию лоббистской деятельности помогли благоприятные законы и реформы. В 1960-1970 годы была проведена реформа государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более открытым для общественности. Теперь взаимоотношения лоббистов и чиновников стало нормой, лежащей в рамках действующего законодательства. Постепенно к лоббизму, как технологии работы с органами государственной власти, стали прибавляться и методы воздействия на процесс принятия государственных решений.
Большое распространение в США получила технология lobbying the grassroots. Суть технологии состоит в том, что лоббист обращается не к чиновнику или законодателю, а к представителям общественности, к рядовым гражданам на которых может повлиять то или иное решение власти. Лоббист объясняет ситуацию и просит людей связаться с чиновниками или законодателями с требованием принять какое-то определенное решение. Впервые данная технология была применена в 1912 году и с тех пор считается весьма эффективной.
В 1970-х гг. в связи с ростом злоупотреблений контроль над лобби и наказание за подкуп должностных лиц были ужесточены. В начале 80-х годов прошлого века бизнес начинает активно использовать социальную ответственность как способ давления на власть.
С 1979 года американские лоббисты объединены в свою лигу. Важнейшей ее задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной, обладающей собственным содержанием профессией. Факт создания профессионального союза лоббистов – показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт.
С 1996 года в США наряду с этическим кодексом для конгрессменов и государственных служащих действует закон об условиях и нормах лоббистской активности и санкциях за отклонение от них.
В настоящее время реальным инструментом финансирования лоббистской деятельности в США являются избирательные фонды. В США не существует государственного финансирования выборов, то есть конгрессмену приходится самому думать об источниках финансирования предвыборной кампании. Ими могут стать те группы, интересы которых он продвигает во время своей деятельности в Вашингтоне. Большую долю средств законодатели получают от та называемых комитетов политического действия, которые и есть не что иное, как лобби. Ныне действующий закон о федеральных избирательных кампаниях разрешает корпорациям, профсоюзам и другим организациям создавать специальные независимые фонды для сбора добровольных взносов с целью их дальнейшего использования на финансирование кампаний. Причем в отличие от индивидуальных пожертвований сумма взносов РАС не ограничена.
Для развития лоббизма в США существовало несколько предпосылок в самой политической системе: в первую очередь, в США нет законодательных норм, которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента. А во-вторых, американская парламентская система, не предполагает жесткой партийной дисциплины. По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена - члены Конгресса представляют прежде всего свой штат или округ.
2 История лоббистской деятельности в России.
Как и в США, профессионализация деятельности по взаимоотношению с органами государственной власти происходит в России на рубеже XIX-XX веков. Появляется ряд учреждений и организаций, при помощи которых представители бизнеса в Российской империи оказывали влияние на принимаемые в государстве решения. Такими организациями стали торговые съезды, предпринимательские союзы, совещательные организации и биржи. Любой законопроект, который хоть как-то затрагивал интересы буржуазии, проходил предварительное обсуждение с участием предпринимательских организаций. Однако, только контакт с императором через его ближайшее окружение мог обеспечить решение в пользу интересов определенной группы лиц.
Таким образом, на рубеже XIX-XX веков в России сложился цивилизованный механизм взаимодействия бизнеса и государства. Предпринимательские представительные институты заняли прочное место в жизни российского общества. Процесс продвижения бизнес-интересов был регламентирован. Л.Е. Ильевич в своей книге «Лоббизм и корпоративизм» отмечает, что «не было практически ни одного законопроекта, не имевшего даже косвенного отношения к интересам буржуазии».
До 80-х годов XX века принято было считать, что в СССР лоббизма нет и быть не может. Даже само слово иностранного происхождения считалось практически ругательным. Однако хозяйствующие субъекты государственной экономики были сильно заинтересованы в том или ином перераспределение государственных средств. Если в рыночной экономике лоббизм играл скорее позитивную роль, помогая согласовывать интересы бизнеса и государства и принимать взаимовыгодные решения, то в условиях плановой экономики результат деятельности доморощенных лоббистов приводил к усилению диспропорций в экономике. От обеспеченности ресурсами зависела успешность выполнения плана предприятием, а значит и карьерного будущего руководящего состава. Поэтому представители организаций, а затем и различных отраслевых лобби (промышленное, аграрное, ВПК и т.п.) в союзных или региональных отраслевых министерствах выбивали фонды, то есть дополнительные ресурсы или заниженные планы. Как правило, эти люди обладали обширными знакомствами и помогали доставать дефицитные товары и оказывали дефицитные услуги в ответ на то, что принимающие политические решения прислушаются к их мнению. Однако при ограниченном количестве ресурсов перераспределение ресурсов от одной отрасли к другой вызывало диспропорции.
Перестройка, переход к рыночным началам в экономике и трансформация политической системы привела к изменению роли лоббистов. С огромной скоростью расширяются границы частной собственности. У владельцев предприятий, особенно крупных, имеются свои интересы, которые они готовы отстаивать на региональном и федеральном уровне. С начала 90-х годов происходит ослабление органов государственной власти. На фоне неустойчивости политической системы, многочисленных конфликтов как внутри правящей элиты, так и по оси «центр-регионы» бизнес структуры последовательно укрепляют свои позиции.
В период 1992-1993 года, характеризующийся острым конфликтом между правительством и Верховным Советом, многие «не вписавшиеся в рынок» директора промышленных предприятий успешно добивались для себя различных льгот, а также по возможности тормозили проводимые реформы. Только за 1992 года правительство издало около 500 нормативных актов, предоставлявших разнообразные льготы отраслям и отдельным предприятиям. Начиная с 1993 года, в стране возникают крупные финансово-промышленные группы (ФПГ), которые значительно влияли на принятие политических решений. При этом процесс принятия решения, интересы, которые стоят за тем или иным решениям, скрыты от публики.
В ходе президентских
выборов 1996 года ФПГ активно спонсировали
и помогали в регионах присутствия Борису
Ельцину. Взамен получая определенные
обязательства от президента. Так, Аркадий
Вольский, призвавший голосовать за Бориса
Ельцина, взамен передал Ельцину при встрече
42 подготовленных законопроекта, отражавших
интересы членов союза.
Кроме того, бизнес все активнее
начинает использовать СМИ для давления
на власть, представляя те или иные решения
власти в выгодном для себя свете.
С приходом к власти Владимира Путина коренным образом меняются отношения бизнеса и власти, происходит постепенное «равноудаление» ФПГ от власти. Кроме того, власть явно дает понять, что ряд технологий воздействия на государство становится отныне неприемлемым.
Отношения бизнеса и власти в настоящее время претерпевают значительную трансформацию. Для создания цивилизованных условий взаимодействия бизнеса и власти необходимо создавать соответствующие условия. В том числе вводить законодательные нормы, регламентирующее эти отношения, такие как существует во многих странах. Именно законодательное регулирование лоббирования и других технологий взаимодействия бизнеса и власти позволяет перевести эти отношения из теневой сферы в сферу открытых, предсказуемых и легальных отношений.
Заключение
Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов. Наступило время и у нас вывести "теневой" отечественный лоббизм "на свет", превратить его в полноценный политический институт, каковым он, к примеру, является в США и Западной Европе, где функционирование лоббизма закреплено законодательно.
В различных странах, ввиду своеобразия демократического строительства, существующих институтов и норм, пытаются найти свои пути в разрешении проблемы упорядочения лоббистской деятельности. Однако зарубежная практика наглядно свидетельствует, что существующие способы оформления деятельности лоббистских групп пока ещё не позволяют решить вопрос о том, как эффективно контролировать их, не налагая в то же время излишних ограничений на общество, нуждающееся и активно стремящееся к свободному развитию своего потенциала.