Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

1. Понятие экономических, социальных и культурных прав и свобод.
2. Экономические, социальные и культурные права и свободы в конституциях Бразилии и Италии.
3. Социально-экономические и культурные права и свободы Конституции РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

Вариант 3

          Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ.

План:

1. Понятие экономических,  социальных и культурных прав  и свобод.

2. Экономические, социальные  и культурные права и свободы  в конституциях Бразилии и  Италии.

3. Социально-экономические  и культурные права и свободы  Конституции РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие экономических,  социальных и культурных прав  и свобод.

         Главное содержание института  основ правового статуса человека  и гражданина составляют конституционные  права, свободы и обязанности.

             Экономические, социальные и культурные  права и свободы – это права,  признаваемые за человеком как  за членом гражданского общества, большинство из которых гарантируются  государством.

           Экономические права – это   возможности человека по обеспечению  и развитию своего материального  благосостояния.

         Социальные права – это права  на содействие в обеспечении  достойных условий материального  и физиологического существования. 

       Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Однако, защита этих прав весьма затруднительна.   В основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким образом, экономические, социальные и культурные конституционные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому стремится государство в своей политике. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные органы защиты прав человека.

 

 

Личные права и свободы

Личные права и свободы  называются также гражданскими. Большинство из них принадлежат каждому человеку от рождения, являются неотъемлемыми и не подлежат какому-либо ограничению.

Гражданские права призваны обеспечивать свободу индивида как  члена общества, его юридическую  защищенность от незаконного внешнего вмешательства.

К личным правам относят: право  на жизнь; право на уважение чести  и достоинства человека; право  на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и  выбора языка общения; право на судебное разбирательство; право на презумпцию невиновности и т. д.

Экономические, социальные и культурные права

Социально-экономические  и культурные права касаются социально-экономических  условий жизни человека, определяют его положение в сфере труда, благосостояния, социальной защищенности. Целью является создание условий, при  которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

К социально-экономическим  правам относятся: право на труд; право  на отдых; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на достойный  уровень жизни; право на охрану здоровья и др.

Культурные права гарантируют  духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником социального прогресса. К ним относятся: право на образование; право на доступ к культурным ценностям; право свободно участвовать в  культурной жизни общества; право  на творчество; право на пользование  результатами научного прогресса и  др.

Сравним личные права и  свободы с социально- экономическими

 Соблюдение гражданских  и политических прав – не  зависит от уровня экономического  развития страны. Оно зависит  только от воли правительства.  Таким образом, требовать соблюдения  этих прав можно немедленно  – “здесь и сейчас”. Наоборот, соблюдение социально-экономических  прав напрямую зависит от благосостояния  страны: если экономика развита  слабо, то государству негде  найти средства для обеспечения  достойного уровня жизни человека. Социально-экономические права реализуются  в прогрессивном порядке: они  становятся всё более обеспеченными  по мере развития экономических  возможностей государства.

Государство обязано строго и неукоснительно соблюдать личные и политические права. Напротив, социально-экономические  права для государства являются целью, ориентиром, к достижению которого нужно постепенно приближаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические,  социальные и культурные права  и свободы в конституциях Бразилии  и Италии.

 

           Конституция Итальянской Республики  принята 22 декабря 1947г. Права  и обязанности граждан разделены  в Конституции Италии на 4 отдельные  группы в зависимости от их  правового и социального содержания: гражданские отношения, этико-социальные  отношения, экономические отношения,  политические отношения.

          Экономические, этико-социальные  и культурные права. По своей правовой конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические права, свободы и обязанности, двойственны. С одной стороны, они носят «негативный» характер в том смысле, что государственная власть берет на себя обязательство воздерживаться от вмешательства в сферу деятельности отдельных граждан, с другой – четко прослеживается современная конституционная тенденция, когда государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан.

       В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научных и технических исследований. Например ст.29. Республика признает права семьи как естественного объединения, основанного на браке. Брак покоится на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи;

 Ст. 32. Республика охраняет  здоровье как основное право  личности и основной общественный  интерес и гарантирует бесплатное  лечение для неимущих.

Никто не может быть принужден  подвергаться определенным медицинским  мерам иначе как на основании  закона. При этом закон не может  ни в коем случае нарушать границы, диктуемые уважением к личности;

Ст. 33. Искусство и наука  свободны, и преподавание их свободно. Республика устанавливает общие  правила, касающиеся просвещения, и  учреждает государственные школы  всех родов и ступеней. Организации  и частные лица имеют право  учреждать школы и образовательные  институты, содержащиеся не за счет государства. При определении прав и обязанностей негосударственных школ, требующих  уравнения с государственными, закон должен обеспечивать им полную свободу, а их учащимся — школьный режим, одинаковый с режимом государственных школ. Для поступления в школы различных видов и ступеней, для окончания их, а также для доступа к профессиональной деятельности установлены государственные экзамены. Учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право принимать собственные уставы в пределах, установленных законами государства.

 

       Категория экономических прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью.

В Конституции Италии (ст. 35) отмечается, что республика охраняет право на труд во всех его формах и применениях; она заботится  о подготовке и повышении профессиональной квалификации трудящихся. Свобода труда  закрепляется и в ст.5 конституции  Бразилии. В Конституции Бразилии говорится не только о праве на труд, но и о свободе труда, занятий  и профессиональной деятельности, о  праве на участие в прибылях и  результатах труда, о помощи безработным, о праве на участие в управлении предприятием, о праве на забастовку и др.

   Проблематика социальных  и экономических прав, свобод  и обязанностей широко и многообразно  представлена в итальянской Конституции.  Ей полностью посвящены глава  II "Этико-социальные отношения"  и глава III "Экономические отношения".

   По своей правовой  конструкции большинство статей, определяющих социально-экономические  права, свободы и обязанности,  двойственны. С одной стороны,  они носят "негативный" характер  в том смысле, что государственная  власть берет на себя обязательство  воздерживаться от вмешательства  в сферу деятельности отдельных  граждан. С другой — четко прослеживается современная конституционная тенденция, когда государство возлагает на себя ответственность за социальное и экономическое положение граждан. В итальянской правовой литературе даже укоренилась соответствующая терминология: наряду с конституционными правами и свободами фигурируют "свобода от нужды", "свобода от страха", "свобода от нищеты и болезней" и т. д.

   В сфере этико-социальных  прав государство выступает по  преимуществу как гарант реализации  прав гражданина в области  семейных отношений, в вопросах  здравоохранения и образования,  а также в том, что касается  содействия развитию культуры  и научным и техническим исследованиям.

   Категория экономических  прав в итальянской конституционной  практике рассматривается в связи  с профсоюзными правами. Эта  группа прав в первую очередь  регулирует права и законные  интересы граждан, связанные с  их трудовой деятельностью. Государство,  в соответствии со ст. 35, берет  на себя обязательство охранять  труд во всех его формах  и применениях, заботиться о  повышении профессиональной квалификации  трудящихся, закрепляет и упорядочивает  трудовые права в международном  плане, признает свободу эмиграции  и охраняет труд итальянцев  за границей.

   В конкретном плане в сфере экономических прав государство по Конституции признает за каждым трудящимся право на труд, право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда, право на разумную продолжительность рабочего дня, а также права на безусловный еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска; на поддержку и социальное обеспечение в случае несчастья, болезни, инвалидности, старости и безработицы; право на участие в профсоюзной деятельности и право на забастовку.

   Конституция наряду  с этим предусматривает целый  ряд норм по социальной защите  трудящихся женщин, подростков и  несовершеннолетних. В частности,  трудящейся женщине (ст. 37) гарантируются  те же права, что и трудящемуся  мужчине и равное с мужчиной  вознаграждение при одинаковой  работе.

   Профсоюзная организация  объявляется свободной, она лишь  должна зарегистрироваться в  местных или центральных органах,  что дает организации право  юридического лица. Условием регистрации  профсоюзов является обязательное  закрепление в их уставах демократических  начал внутренней организации.

  

   В конституции  Бразилии особенно широко представлены  нормы о социально-экономических  правах, которые также распространяются  не только на граждан: право  на труд, отдых, образование, охрану  здоровья, социальное обеспечение,  социальную защиту. Особая группа  социальных прав – права трудящихся: право на забастовки, право на  создание профсоюзов, на участие  в управлении предприятиями и  в прибылях предприятий, право  на социальное обеспечение и  др. Отдельно говорится о правах  пенсионеров: пенсия не должна  быть ниже прожиточного минимума, она увеличивается с учетом  инфляции. При реформах (ревизии)  Конституции в 1994–1999 гг. многие из таких положений, равно как и некоторые положения экономического характера, были из нее исключены ввиду невозможности их выполнения. Ст. 194. Социальное обеспечение включает комплексную совокупность действий по инициативе органов государственной власти и общества, направленную на гарантирование прав в отношении здравоохранения, социального страхования и социальной помощи. Статья 205. Образование – право всех и обязанность государства и семьи; оно осуществляется и поощряется в сотрудничестве с обществом с целью полного развития личности, ее подготовки к обладанию гражданством и получению квалификации для трудовой деятельности. Параграф 3. Закон стимулирует создание и познание культурного наследия и ценностей. Ст. 216. Бразильским культурным наследием считается то, которое включает предметы материального и нематериального характера, рассматриваемые в отдельности или в совокупности с другими в качестве носителей свидетельств индивидуальности, деятельности и памяти различных групп, составляющих бразильское общество; это наследие включает:

I. Формы выражения;

II.Способы создания, производства и жизни;

III.Научные, художественные, и технологические произведения;

IV.Произведения, предметы, документы, сооружения и другие предметы, предназначенные для культурно-художественного проявления;

V.Городские комплексы и места исторического, живописного, художественного, археологического, палеонтологического, экологического и научного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социально-экономические  и культурные права и свободы  Конституции РФ.

     В Российской  Федерации социально- экономические  права и свободы считаются  основой всех иных прав. В них  входят:

Информация о работе Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в Бразилии и Италии: сравнительный анализ