Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 14:57, контрольная работа
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии?
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем
Ответ: К основным типам избирательной системы относится:
• пропорциональная избирательная система (предполагает проведение выборов только в многомандатных общегосударственных округах) - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении
• мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
• смешанная избирательная система - это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть - на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
• государственное
управление - субъектом является государство,
его учреждения и должностные лица с одной
стороны, и населением или отдельными
его группами - с другой. В нем выделяют
как особый сегмент - государственно-
• государственное управление - управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.
• политический менеджмент (или политико-технологическое управление)
- управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право «легитимного насилия» и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления.
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
Ответ: Современный мировой политический процесс отличается следующими особенностями.
• Во-первых, изменение положения государств в геополитическом пространстве осуществляется в основном в мирных формах. Государства предпочитают не втягиваться в вооруженные конфликты за территории, решать спорные территориальные проблемы путем переговоров в рамках международного права.
• Во-вторых, мировой политический процесс развивается противоречиво. В современном мире идет постоянная конкурентная борьба за рынки товаров и капиталов, за влияние на другие государства. Неравенство потенциалов государств ведет к появлению государств-лидеров, своеобразных центров притяжения, вокруг которых происходит консолидация других стран
• В-третьих, несмотря на государственно-территориальный принцип организации современного мира, наметилась тенденция к его глобализации, т.е. происходит постепенное преобразование геополитического пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где, несмотря на национальные границы, распространяются идеи и свободно передвигаются люди. В основе глобализации лежит процесс интернационализации экономики, связанный с появлением транснациональных корпораций, международных банков. Он активно развивается благодаря качественным сдвигам в системе связи и транспорта. Интернационализация экономики поставила на повестку дня проблему функционирования мирового рынка на основе более четких правил, определенных договоренностей. Для решения этой проблемы создаются международные политические и экономические организации, разрабатываются нормы международного права и осуществляется за их исполнением.
ВОПРОС 11. Какие
отличительные особенности
Ответ: Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей:
• -в институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т. д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов;
• в распределении власти и взаимоотношениях политической системы и общества существует скорее авторитарная плюралистическая система:
1) авторитарная политическая
2) плюрализм же обнаруживается
в разделении властей в
- низкий удельный вес
- ей свойственны черты
- слабая реактивная способность.
Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием:
• замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политическое культуре общества. Новые институты часто не находили поддержки в обществе.
• отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т. д.). Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как "свобода". Последняя воспринималась, как –
делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение.
ВОПРОС 12. Как
проходил процесс образования
Ответ: Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
• Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушили прежнюю сословную структуру и создали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них, можно выделить следующие:
партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;
проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;
партии либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.
• После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов ХХ века. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.
• В октябре 1990г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997г. их уже насчитывалось около 300.
Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система. Особенности становления многопартийной системы в современной России во многом напоминают период конца XIX – начала XX веков.
И тогда и теперь мы видим кризис экономической и политической системы, всего общества, ослабление государственного диктата, становление более свободного, демократического устройства; и тогда и теперь идут споры о выборе путей развития.
Резкая поляризация общества, значительное социальных групп, безусловно, способствуют образованию партий, поскольку в таком сегментированном обществе противопоставлены различные социальные интересы, которые требуют политического оформления. Сегодня наличие множества партий большинству из нас кажется вполне обычным явлением. Но стоит вспомнить, что еще несколько лет назад об этом нельзя было всерьез говорить.
Политика перестройки породила многие непривычные, порой противоположные процессы в нашем обществе. В их числе едва ли не центральное место занимает развитие новых общественных ассоциаций и объединений. Их называли по-разному:
Наиболее часты были словосочетания,
содержащие в себе определение «неформальные».
В 1987–1988 гг. по мере реализации целей
и задач провозглашенной
Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:
развитие многопартийности во многом
идет от различных объединений
часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП (б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;
• ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);
• некоторые партии представляют собой «второе издание» ранее существовавших партий, что создает видимость преемственности политического развития. Таковы партии кадетов, монархистов, анархистов;
• иные партии возникли как новые для нашей политической жизни и не имеют российских аналогов (партия кооператоров и предпринимателей – Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Национально-республиканская партия, Партия российского единства и согласия).
В соответствии с традицией, сложившейся в мировой политической науке, по идейно-политической ориентации все партии и движения России можно разделить на три большие части: правые, центристские и левые.
• Правые выступают за создание сильного национального российского государства, за особый, отличный от Запада путь развития России. К ним относятся различные политические силы: от движения «Русское национальное единство» и Конституционно-демократической партии – Партии народной свободы до «Союза казачьих войск» России и Российского патриотического собора. Правоцентристской ориентации придерживается Либерально-демократическая партия России.