Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 12:20, контрольная работа
6. В некой стране проводятся выборы и существует парламент. Можно ли на основании двух этих признаков говорить о существовании демократии в данной стране? Аргументируйте Ваш ответ.
В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификации результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.
- Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип «можно только то, что прямо предусмотрено законом».
Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.
Тема 5
1. Что такое плюрализм?
а) терпимость к другим;
б) единство взглядов и общих целей;
в) конкуренция идей и программ;
г) выявление закономерностей общественного развития.
2. Заполните свободные колонки таблицы.
Критерии |
Демократический режим |
Тоталитарный режим | |||
1. Законодательство |
Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством. |
Не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод. | |||
2. Полномочия главы государства |
Власть выбирается на определенный и ограниченный срок. Государственные органы власти строго придерживаются установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. |
Централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения. Это политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. | |||
3. Принцип разделения властей |
Обязателен принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата. Ни одна из них не может узурпировать власть в государстве. |
Фактически отсутствует. Государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу. | |||
4. Партии |
Политический плюрализм позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям. |
Наличие единственной партии,
как правило, руководимой диктатором,
которая сливается с государств | |||
5. Права и свободы |
Гарантия основных прав человека: гражданских (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политических (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальных (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). |
Ликвидация конституционных прав и свобод. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод. | |||
6. Оппозиция |
Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством. |
Не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод. |
3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?
а) К. Маркс;
б) Т. Рузвельт;
в) А. Гитлер;
г) В. Ленин;
д) Б. Муссолини.
4. Что такое диктатура?
а) ничем не ограниченная власть одного лица;
б) власть военной группы;
в) власть привилегированной группы;
г) власть криминальной группы.
5. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу.
а) тирания; |
1) неограниченная власть одного лица или небольшой группы людей;(б) |
б) деспотия; |
2) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека;(г) |
в) олигархия; |
3) форма политического устройства государства, при которой власть сосредоточена в руках одного лица, с широким применением насилия в отношении народа;(а) |
г) демократия. |
4) власть небольшой группы богатых и привилегированных людей.(в) |
6. По каким основаниям можно определить демократичность (или недемократичность) политического режима?
Политический режим это показатель того, какими способами и методами государство управляет верным ему обществом. Из этих определений видно, что форма правления и политический режим оказывают в той или иной степени влияние на уровень демократичности в стране. Понятие «политический режим» выражает характер взаимосвязи власти и индивида, даёт представление о способах реализации власти. Таким образом, политический режим указывает на характер взаимоотношений властного и подвластного, а в конечном итоге характеризует уровень демократичности в стране.
Демократия – одна из форм государственной власти (типов политического режима), которая характеризуется официальным признанием: 1) народа в качестве источника власти; 2) принципа подчинения меньшинства большинству; 3) политической свободы и равноправия граждан.
Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками: суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет; периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок; всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин – один голос;
Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством; принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата; наличие развитой системы представительства (парламентаризма);гарантия основных прав человека. Политологи выделяют три группы прав, с которыми ассоциируется рост гражданственности: гражданские (равенство всех граждан перед законом, свобода слова, вероисповедания, свобода менять местожительство); политические (право избирать и быть избранным, свобода голосования, право создавать свои организации); социальные (право человека на минимальный стандарт благополучия, право иметь обеспеченные условия жизни и гарантии социальной защиты). Социальные права реализуются государством через социальные программы. Личные и групповые свободы защищены независимой, внепартийной судебной властью. Рассматривая перспективы развития демократии, ряд авторов указывают на актуализации в будущем требований гарантий равенства в сфере экологии; политический плюрализм, позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям; свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.
Тема 6
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий соответствуют друг другу.
а) партология; |
1) двухпартийная система; (в) |
б) оппозиция; |
2) социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегированное положение в обществе, обладающая властью и возможностью влияния на общество; (д) |
в) бипартизм; |
3) объединение людей, представляющих интересы определенных общественных групп, которое ставит своей целью завоевание политической власти или участие в ее осуществлении; (е) |
г) тип партии; |
4) совокупность отстраненных от власти политических партий, организаций, движений; (б) |
д) элита; |
5) дисциплина, изучающая формирование и функционирование политических партий; (а) |
е) политическая партия. |
6) система существенных признаков политической партии, в которых выражается социальная природа, ролевые функции, идейная основа, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. (г) |
2. Назовите основной отличительный признак политической партии.
а) наличие программы;
б) социальная база;
в) притязание на политическую власть;
г) принцип демократического централизма.
3. Как подразделяются партии в зависимости от участия в осуществлении власти?
а) оппозиционные и легальные;
б) правящие и оппозиционные;
в) легальные и нелегальные.
4. Каковы условия
существования двухпартийной
а) конфронтация между двумя политическими партиями;
б) полное совпадение взглядов обеих партий;
в) наличие в обществе влиятельных политических партий, придерживающихся сходных взглядов.
5. Каковы манипуляционные возможности однопартийной системы?
а) отсутствие реального разнообразия политических пристрастий общества;
в) односторонние преимущества в доступе к СМИ;
г) доминирование силовых
методов регулирования
г) все перечисленное.
6. Могут ли политические партии, основанные на одном и том же социальном интересе, одной и той же модели общества, по-разному подходить к конкретным вопросам политики реализации этого интереса? Почему? Аргументируйте ответ.
Да, могут. Так, например, на сегодняшний день либерализм является одной из ведущих идеологий в мире. Концепции личной свободы, чувства собственного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, религиозной терпимости, неприкосновенности личной жизни, частной собственности, свободного рынка, равенства, правового государства, прозрачности правительства, ограничений на государственную власть, верховной власти народа, самоопределения нации, просвещённой и разумной государственной политики получили самое широкое распространение. К либерально-демократическим политическим системам относят такие разные по культуре и уровню экономического благополучия страны, как Финляндия, Испания, Эстония, Словения, Кипр, Канада, Уругвай или Тайвань. Во всех этих странах либеральные ценности играют ключевую роль в формировании новых целей общества, даже несмотря на разрыв между идеалами и реальностью.
В силу того, что в Западной Европе и Северной Америке большинство политических течений выражают солидарность с идеалами политического либерализма, возникла необходимость более узкой классификации. Правые либералы делают акцент на классическом либерализме, но при этом возражают против ряда положений социального либерализма. К ним примыкают консерваторы, которые разделяют ставшими традиционными в этих странах политические либеральные ценности, однако часто осуждают отдельные проявления культурного либерализма как противоречащие нормам морали. Следует отметить, что исторически консерватизм являлся идеологическим антагонистом либерализма, однако после окончания Второй мировой войны и дискредитации авторитаризма ведущую роль в западном консерватизме стали играть умеренные течения (либеральный консерватизм, христианская демократия). Во второй половине XX века консерваторы были наиболее активными защитниками частной собственности и сторонниками приватизации.
Собственно «либералами» в США называют социалистов и вообще левых, в то время как в Западной Европе этот термин относится к либертарианцам, а левых либералов называют социал-либералами. Либертарианцы полагают, что государство не должно вмешиваться в личную жизнь или предпринимательскую деятельность, кроме как для защиты свободы и собственности одних от посягательств других. Они поддерживают экономический и культурный либерализм и выступают против социального либерализма. Часть либертарианцев полагает, что для реализации верховенства закона государство должно обладать достаточной силой, другие утверждают, что обеспечение законности должно осуществляться общественными и частными организациями. Во внешней политике либертарианцы, как правило, являются противниками любых военных агрессий.
В рамках экономического либерализма обособилось идеологическое течение неолиберализма. Это течение часто рассматривается как чисто экономическая теория, вне контекста политического либерализма. Неолибералы стремятся к невмешательству государства в экономику страны и к свободному рынку. Государству отводится функция умеренного монетарного регулирования и инструмента для получения доступа к внешним рынкам в тех случаях, когда другие страны чинят препятствия для свободной торговли. Одним из определяющих проявлений неолиберальной экономической политики является приватизация, ярким примером которой были реформы, проведённые в Великобритании кабинетом Маргарет Тэтчер.
Современные социал-либералы, как правило, относят себя к центристам или социал-демократам. Последние приобрели значительное влияние, в особенности в Скандинавии, где ряд затяжных экономических спадов обострил вопросы социальной защиты (безработица, пенсии, инфляция). Для решения этих проблем социал-демократы постоянно увеличивали налоги и государственный сектор в экономике. Вместе с тем, многие десятилетия упорной борьбы за власть между право- и леволиберальными силами привели к эффективным законам и прозрачным правительствам, которые надёжно защищают гражданские права людей и собственность предпринимателей. Попытки увести страну слишком далеко в сторону социализма приводили для социал-демократов к потере власти и последующей либерализации. Поэтому сегодня в странах Скандинавии цены не регулируются (даже на государственных предприятиях, за исключением монополий), банки частные, и отсутствуют препятствия для торговли, в том числе международной. Такое сочетание либеральной и социальной политики привело к реализации либерально-демократической политической системы с высоким уровнем социальной защиты. Схожие процессы происходят и в других европейских странах, где социал-демократы, даже придя к власти, проводят достаточно либеральную политику.