Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:18, контрольная работа
Сравните политическую мысль античности и периода Средневековья: выделите сходства и отличия. Дополните это задание сравнением двух мыслителей того и другого периода, например, Аристотеля и Аврелия Августина.
СМИ и политика. Технологии формирования общественного сознания (манипуляции сознанием).
Опишите основные тенденции современного мирового развития. Определите место России в меняющейся структуре мира. Что нужно и можно сделать для улучшения позиций России на мировой арене?
Проследите хронику политических событий в мире, России и Удмуртии по материалам СМИ в течение трех месяцев и сделайте обзор важнейших из них
В большинстве индустриально развитых стран СМИ представляют собой частнопредпринимательский институт, отрасль экономики, в которой заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность основывается на сборе, производстве, хранении и "продаже" информации. В этом качестве функционирование СМИ подчиняется законам рыночной экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в своих публикациях и программах. Они затрагивают интересы различных слоев и групп. По мере увеличения экономической мощи и социокультурного влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны государства и крупнейших корпораций - рекламодателей. Естественно, реклама, будучи одним из важнейших источников финансирования и прибылей СМИ, служила и продолжает служить существенным препятствием к их моральной и политической независимости. Однако дело нельзя представлять таким образом, что рекламодатели прямо диктуют главному редактору той или иной газеты или журнала свою волю. Тем более что крупнейшие конгломераты СМИ на Западе сами превратились в самостоятельную, исключительно прибыльную отрасль бизнеса со своими особыми интересами, которые не всегда совпадают и даже зачастую вступают в конфликт с интересами тех или иных влиятельных сил в обществе или политического руководства страны.
Коммерческое начало, которое лежит в основе большинства органов и организаций СМИ, в принципе индифферентно к содержанию, оно предполагает рыночное использование информации для продажи как можно более широкой публике. Примечательно, что в феврале 1988 г. впервые за все семь лет пребывания у власти Р. Рейгана три ведущие телекомпании США отклонили просьбу Белого дома предоставить Р. Рейгану возможность выступить по их каналам. Официальные представители этих компаний в один голос заявили, что, коль скоро в президентской речи не будет содержаться ничего нового, коммерческие интересы компаний не позволят им тратить эфирное время впустую.
СМИ в своих публикациях, репортажах и комментариях могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. В качестве примеров можно назвать публикацию газетой "Нью-Йорк тайме" части так называемых "документов Пентагона", разоблачение газетой "Вашингтон пост" Уотергейтского скандала, трансляцию ведущими телекорпорациями разоблачительных слушаний этого дела в конгрессе, мобилизацию общественного мнения ведущими органами СМИ западных стран против грязной войны во Вьетнаме США и многое другое. Можно упомянуть и то, что отдельные органы СМИ США сыграли свою роль в уходе с политической арены президентов Л. Джонсона и Р. Никсона. Другими словами, общественное мнение, в той или иной форме выраженное через СМИ, играет немаловажную роль в ограничении власти и конкретных действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих нарушений законности с их стороны. Следует отметить и то, что многие журналы и газеты, а также радиовещательные и радиотелевизионные станции, как, например, "Шпигель", "Штерн", "Тайм", "Ньюсуик", "Камбио-16", "Панорама", "Эуропео", "Вашингтон пост", "Лос-Анджелес тайме", "Монд", "Фигаро", "Матэн" и многие другие, держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Разоблачительная, или "исследовательская", журналистика стала девизом многих изданий. В этом плане не являются исключением и российские СМИ. Зачастую эти издания падки на сенсации, стремятся "взорвать бомбу", раскрывая одновременно коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти.
Многие из этих изданий задают тон в публичных дискуссиях и спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы, скандалы и аферы до общественности. Именно с подачи этих и подобных им "элитных" изданий стал достоянием гласности уотергейтский скандал, приведший впервые в американской истории к отставке президента. "Шпигель" опубликовал статью под заголовком "Телефонное покушение на гражданина Т.", в которой подробно описывался скандал, связанный с тайным проникновением сотрудников ведомства по охране конституции в дом инженера К. Траубе и установлением на его телефонах подслушивающих устройств. Вскоре после этого разоблачения министр внутренних дел ФРГ В. Майхофер, ответственный за эти действия, был вынужден подать в отставку. Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку значительных слоев населения тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все, как говорится, возвращается на круги своя. Эта особенность функционирования СМИ, как будет показано ниже, особенно отчетливо проявляется в избирательном процессе, во время избирательных кампаний. Примером умелого и широкомасштабного использования иррационалистических импульсов является нагнетание в США в начале 80-х гг. СМИ "патриотизма" и откровенно националистических настроений в отношении Советского Союза. Завидную способность апеллировать к эмоционально-волевым, иррационалистическим импульсам продемонстрировали английские СМИ во время фолклендской войны. Нагнетая в стране, казалось бы, уже канувшие в Лету имперские амбиции и притязания, а также антиаргентинские настроения, английская пресса, радио, телевидение убедили весь мир в том, что средний англичанин, несмотря на радикальное изменение положения Великобритании на мировой арене, остается восприимчив к заклинаниям духов "отцов" и душеприказчиков колониальной империи.
Как показывают результаты многих социологических и социально-психологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающих к услугам СМИ, более легко вырабатываются негативные установки об окружающем мире. Так, дети, которые часто и много смотрят передачи, напичканные насилием,' убеждаются в том, что в мире, в котором они живут, много насилия, беспорядка, засилья сильного и т.д. Они склонны с большей готовностью примириться с этими негативными явлениями, рассматривать их не как отклонение от нормы или результат дисфункции общественной системы, а как ее неотъемлемую часть. Причем разные категории населения могут реагировать на эти явления по-разному. Постоянные сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках и т.д. наводят часть читателей, слушателей, телезрителей на мысль о необходимости "твердой руки", сильной личности, которая сможет положить конец анархии, обеспечить закон и порядок и т.д. Именно среди этой части нашли живейший отклик Р. Рейган, М. Тэтчер и другие руководители правых и консервативных сил, которые как раз выступали с подобными лозунгами. Для другой части общества в качестве компенсаторного механизма служат уход в частную жизнь, приватизация, а для третьих - присоединение к разного рода общинам, коммунам, религиозным сектам и т.д.
Пожалуй, с рассматриваемой точки зрения о характере и масштабах воздействия СМИ на эмоционально-волевой и иррациональный уровень общественного сознания наглядное представление можно получить на примере сдвигов в массовом религиозном сознании общества ряда индустриально развитых стран, которые в совокупности получили название "новое религиозное сознание". Оно проявляется во многих формах: в неуклонном росте конфессионных церквей, неожиданном всплеске различных вариаций фундаментализма, росте в отдельных странах числа прихожан церквей, в появлении множества традиционных и нетрадиционных сект и т.д.
Об этом же
свидетельствует
Воздействие СМИ модифицируется влиянием семьи, школы, церкви, общины и других институтов. Но здесь нельзя не учитывать и то, что сами эти институты также испытывают на себе воздействие СМИ. Как бы то ни было, изучение данного феномена необходимо дополнить анализом межличностного общения, межличностных отношений, взятых во всем объеме и сложности всего комплекса институтов социализации и регулирования сознания. При таком анализе обнаруживается, что СМИ не дают и не могут дать зеркального отражения действительности.
3. Формирующееся глобальное мировое хозяйство, все же не являясь однородным, включает в себя национальные экономики промышленно развитых стран, развивающихся стран и стран е экономической системой переходного тина.
XX—XXI в. – этот этап развития мировой экономики связан с переходом к новому укладу общественного производства — постиндустриальному, информационно-научному обществу, стремящемуся соединить достижения современной НТР со все более социально ориентированным рыночным механизмом. Современное мировое хозяйство развивается под воздействием не только такого фактора, как воспроизводство капитала, но и под воздействием гуманистических планетарных интересов.
Современный этап развития мировой экономики знаменателен прежде всего глобальным характером мирохозяйственных связей и интернационализацией экономики.В настоящее время в мировой экономике отмечаются сохранение стабильных темпов экономического роста, повышение роли внешнего фактора в хозяйственном развитии, глобализация финансовых рынков и усиление взаимозависимости национальных экономик, деиндустриалязация и рост удельного веса сферы услуг, развитие региональных интеграционных процессов, основное внимание по-прежнему уделяется расширению частной инициативы, либерализации внутри- и внешнеэкономических процессов. Постепенно нормализуются методы межгосударственного сотрудничества по преодолению кризисных ситуации. Наблюдается повышение внимания к социальной сфере, в частности, к образованию и здравоохранению.
В 2002 г. число стран, ВВП которых на душу населения имеет тенденцию к росту, увеличилось до 120 (из 143 стран, включаемых в ежегодное обследование, проводимое Социально-экономическим департаментом ООН).
Сохраняется тенденция опережающего расширения международной торговли (прирост 6% в 2001 г.); за 1998 — 2002 гг. средний прирост экспорта в неизменных ценах в Канаде был равен 11%, Италии — 9, США — 7, Великобритании — 6%. Усиливается экспортная экспансия со стороны «новых индустриальных стран», а также Индии, Китая, Бразилии и Аргентины. Постоянно растет мировая экспортная квота (20% в 2002 г.), которая в среднем для развитых стран составляет 27%, для развивающихся – 12% и для стран с переходной экономикой — 5,5% (без России). В отдельных развивающихся странах экспортная квота значительно выше средней. Однако данный показатель свидетельствует не о степени «открытости» конкретной страны, уровне ее развития и вовлеченности в мировое хозяйство, а лишь о сырьевой направленности экспорта.
Современный этап интернационализации мирового хозяйства характеризуется расширяющейся либерализацией внешнеэкономических связей и международных расчетов, а также использованием единых для многих стран стандартов на технологию, загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику, образование, культуру и т.д. Через международные организации (МВФ, ВТО) внедряются общие критерии макроэкономической политики, происходит унификация требований к налоговой политике, к политике в области занятости и т.д. В процессе глобализации наблюдаются две тенденции. С одной стороны, в мировой экономике происходит усиление позиций США, а с другой — формируется экономический полицентризм. В США с опережением проводится новый этап структурной перестройки, большие средства вкладываются в образование, науку, информатику, технологии будущего, в результате чего возрастает зависимость от Америки остальных стран мира. Соединенные Штаты являются лидером на главных направлениях фундаментальной науки. Причем данные позиции еще более укрепляются за счет привлечения научной элиты из других стран, использования исследовательского потенциала зарубежных филиалов американских корпораций и программ международного научно-технического сотрудничества. США навязывают свои стандарты во всех областях: от правил заимствований на финансовых рынках до кинобизнеса и образования.
Одной из основных черт развития всемирного хозяйства является то, что это самостоятельная единая система с собственными законами и правилами, элементы которой находятся не в антагонизме, а во взаимосвязи и взаимозависимости не только друг с другом, но и с элементами других систем (политической, правовой, биологической, экологической и т. д.). Однако единство всемирного хозяйства предопределяется рядом объективных факторов: действием экономических законов, общих для всех стран, независимо от уровня их экономического развития или политического устройства (например, закон спроса и предложения); достижениями НТР, побуждающими к прогрессивному развитию производительные силы всех стран. Основой всемирного хозяйства является международное разделение труда, которое усиливает интернационализацию хозяйственной жизни и интеграционные процессы.
Известно, что интернационализация хозяйственной жизни предполагает более тесное сближение и взаимопроникновение отдельных национальных хозяйств, а экономическая интеграция – это качественно новый этап интернационализации. Она предполагает проведение согласованной межгосударственной экономической политики, переплетение и сращивание производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой, научно-технической деятельности отдельных стран. Все это способствует формированию всемирной инфраструктуры — всемирной сети хозяйственных связей, включая всемирные системы транспорта и коммуникаций.
Современная мировая экономика характеризуется необходимостью совместною решения глобальных проблем современности общими усилиями всех стран и как результат этого — нарастающей потребностью глобального регулирования международной жизни.Наряду с целостностью и единством, присущим все мирному хозяйству, в нем существуют также и внутренние противоречия. В основном, это противоречия между группами стран.
Первая группа противоречий между 3-мя центрами мирового экономического развития, 3-мя регионами мира — «триады»: НАФТА (во главе с США) — ЕС – АТР (во главе с Японией). Суть основных противоречий между этими странами — серьезная конкуренция между ними на мировых рынках. Целью сторон, как правило, является стремление потеснить конкурента с определенной ниши мирового рынка или, наоборот, желание сохранить за собой данную нишу.
Вторая группа противоречий – противоречия между группами стран «Север» — «Юг», где «Север» — промышленно развитые страны; «Юг» развивающиеся страны. Суть этих противоречий состоит в том, что многие развивающиеся страны (в первую очередь, новые индустриальные страны) по многим экономическим показателям фактически уже достигли уровня развитых стран и стремятся занять соответствующее место во всемирном хозяйстве.