Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 07:26, контрольная работа
Вопрос 1. Мораль и политика во взглядах Конфуция и Н. Макиавелли.
Вопрос 2. Антиглобализм как политическое движение современности.
Глобализация – процесс многомерный: она вовлекает в свою орбиту самыми разными способами и средствами. Сообразно господствующему влиянию экономики на все стороны жизни современного мира, глобализация делает акцент именно на экономическую сферу в силу наибольшей объективации этой сферы. Однако неизбежность глобализации лежит в самой сущности человека, в таких фундаментальных чертах, отличающие человека от животного, как любопытство, активное приспособление к среде и общение, определяющих тягу человека к освоению новых территорий, знакомству с населяющими их людьми.
Вместе с тем, если рассматривать последний период формирования глобального пространства – т.е. собственно глобализацию – во второй половине ХХ века, то следует признать безусловное преобладание таких факторов как научный и технический прогресс как способов приспособления человеком окружающей его среды. Значительно по своим последствиям влияние глобализации на ценности человека. Ценности человека много ближе его личностному ядру, чем культура. Культура – внешняя оболочка ценностей человека, особенно ценностей, связанных со смыслом бытия человека, ценностей, раскрывающих этот смысл. Изменения в период глобализации характерны и для ценностей. Без ценностей смысл вряд ли бы существовал. Смысл, основанный на ценностях должен определять поведение человека, направлять его к заранее заданной цели жизни.
Современные процессы приводят к значительному изменению роли сознания. Именно сознание ответственно за поведение человека, оно это поведение и определяет. Совместно с проблемой расширения и развития информационных технологий, ученые решают вопрос о развитии технологий, влияющих на сознание. Как и индивидуальное сознание, общественное сознание, будучи социально обусловленным («субъективным отражением объективной реальности»), и отдельные его разновидности изменяются в условиях глобализации. Сознание человека социально детерминировано. Все, что происходит в окружающем мире, воспринимается нами, а значит, уже «пропускается» через наше сознание. Изменения, которые возникают в сознании человека, в основном затрагивают сферу смыслов, ценностей и целей жизни человека и одним из ключевых процессов принято считать глобализацию.
Она представляет собой поступательное расширение западных рынков, ценностей и механизмов управления. Рынки стали глобальными еще во второй половине ХХ века – это принесло Западу богатство, ценности – в 90-ые годы – это принесло моральное удовлетворение. Теперь идет процесс глобализации механизмов контроля, позволяющих закрепить навечно два первых достижения. Именно поэтому многие эксперты предсказывают в будущем не всеобщее демократическое умиротворение, а глобальную тиранию, которая только и сможет обеспечить безопасность богатой части населения планеты.
Первые две цели стратегии глобализации – материальное благополучие и душевный комфорт – достигнуты совместными усилиями Европы и Америки. Третья цель – безопасность, основанная на глобальном контроле, привела к появлению осязаемой трещины в западном единстве. Если материальными благами стороны готовы делиться друг с другом, то безопасностью нет. Вернее, при нынешних механизмах ее обеспечения, безопасности на всех не хватает. Каждый защищается как может – американцы размещают по всему миру войска, израильтяне убивают палестинских террористов, россияне – обеспечивают почти 100-процентное голосование за действующего президента в Чечне, испанцы выходят на массовые манифестации с требованием вывода войск из Ирака, исламисты раздают взрывчатку детям и отправляют их к блокпостам. Ситуация усугубляется расширением неконтролируемых миграционных потоков, нарастанием экологических и демографических угроз, распространением болезней, усилением взаимной расовой и национальной агрессии, ненависти и т.п.
Проблема изменения человека в результате глобализации мало изучена, но некоторые ученые плодотворно поработали в этом направлении. Хотя уже сделаны первые шаги к раскрытию данной проблемы. В своей контрольной работе я постараюсь раскрыть, тематику «антиглобалисткого движения» на основании исследований некоторых российских ученых-социологов.
Антиглобализм и глобальное управление
В современной мировой политике мало найдется столь малоисследованных и неизученных социальных явлений, как движение антиглобалистов. Это тем более удивительно, что оно является, по сути, беспрецедентно открытым движением, играющим на поле предельно публичной политики и не имеющим каналов реализации власти, за исключением опять же предельно открытого воздействия на формирование общественного мнения. В России ситуация с изучением антиглобалистского движения еще более печальна, по сути, у нас нет ни одной сколько-нибудь серьезной научной работы, посвященной антиглобалистскому движению. Мы постараемся в минимальной степени восполнить этот пробел, осознавая и отдавая себе отчет в том, что время для сугубо «академического» исследования антиглобалистского движения еще не пришло.
Рассуждая о сути антиглобалистского движения, его истории и перспективах, мы обязаны уделить значительное внимание сути самого термина «антиглобализм». Очевидно, что сегодня слово «антиглобализм» превратился в своего рода зонтичный бренд, термин, навязанный нам средствами массовой информации, бренд, под которым сосуществуют и развиваются разнонаправленные, подчас противоположенные движения и идеологии. Попытки найти единый субъект антиглобализма, его единый координирующийся центр, как и ответить на вопрос о финансировании движения, как представляется, заранее обречены на неуспех, и, более того, автоматически указывают на невысокий профессионализм исследователя, не знакомого с новейшей историей социальных движений в США и Западной Европе, а также логикой развития сетевых организаций. Мифологизация движения, нетрадиционные, сетевые способы организации – все это привело к странному, хотя отчасти и закономерному положению в российской науке, когда под «антиглобалистами» понимаются одновременно банкиры и вино-водочные бизнесмены в Нижнем Новгороде, Коммунистическая партия Российской Федерации, правящая партия в Бразилии и полицейские провокаторы из «Black Block» в Генуе. Сам феномен антиглобализма как именно зонтичного бренда будет подробно рассмотрен ниже, мы же для операционализации термина предложим схему определения антиглобализма как общественного движения.
В предельно упрощенном виде можно представить три зоны, в которых работает понятие «антиглобалисты» как общественное движение.
Центральная зона, которую мы предлагаем в дальнейшем именовать собственно «антиглобалистами», и которая составляет ядро движения, квинтэссенцию бренда антиглобализма («тип 1» на схеме), состоит из организаций, которые одновременно отвечают двум принципиальным критериям:
1. участие в «зеркальных» акциях,
связанных с проведением крупне
2. наличие в программных
При использовании таких критериев число организаций, могущих считаться собственно «антиглобалистскими», четко сужается до организаций, фактически участвующих в формировании общественного мнения во время и по поводу решений международных организаций. Дополнительным критерием определения «ядра» может быть фактор времени: подавляющая часть ядра антиглобалистских организаций появилась после 1997 года, часто в результате серии акций или кампаний в средствах масс-медиа (Attac, Indymedia, Ya Basta, Direct Action Network, No Logo). Все выделенные нами критерии работают по отношению ко всем наиболее упоминаемым в прессе организациям. Мы можем считать выделенные критерии работающими и адекватными, тем более что именно общественное мнение и борьба за его формирование является приоритетным направлением деятельности антиглобалистов.
Ближний круг, ближайший к ядру, состоит из организаций, которые могут не участвовать в протестных акциях (или участвовать на нерегулярной основе), но признаются ядром движения антиглобалистскими («тип 2» на схеме). Чаще всего речь идет о профсоюзах, религиозных организациях, организациях в странах третьего мира и экологических организациях.
Внешний круг состоит из организаций,
которые называют себя антиглобалистскими, но ядром движения таковыми
не признаются («тип 3» на схеме). Чаще всего
такие организации заявляют о своей борьбе
с неолиберализмом или его проявлениями,
однако по тем или иным причинам не включены
в информационную сеть антиглобалистского
движения, и не участвуют в его акциях.
Среди таких организаций наиболее велико
число террористических организаций,
которые часто провозглашают схожие цели,
но действуют неприемлемыми для ядра антиглобалистского
движения методами. Сюда же можно отнести
организации религиозно-
Теоретически может быть выделен следующий круг организаций, которые называются в прессе или в научной литературе антиглобалистскими, однако себя таковыми не считают. Такое выделение базируется на представлении о существовании объективного и доказуемого процесса глобализации, по отношению к которому можно также объективно выделить концепт антиглобализма, и, соответственно, определять принадлежность тех или иных организаций. Такая схема представляется нам надуманной и неработоспособной, тем более что она базируется на слишком широких допущениях.
На сегодня антиглобализм состоялся как социальное движение. Основной вопрос состоит в том, сможет ли он стать политической силой.
Список литературы
1. Гаджиев К.С.. Политическая наука. М.: Международные отношения, 1996, 2. Гусейнов А.А.. История этических учений. Учебник. М.: Гардарики. 2003. 3. Конфуций. Лунь Юй. Перевод Кривцова Ю. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В двух томах. М., 1972-1973. т.1.
4. Макиавелли Н.. Государь. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли
5. Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли
6. Мартышин О.М.. История политических учений. - М.: Юрист, 1994.
– www.rami.ru – Российская ассоциация международных исследований
– www.monitoring.ru – Информационный портал
– www.rg.ru – сайт «Российская газета»
– www.usinfo.state.gov – сайт Бюро международных информационных программ Государственного департамента США.
на Allbest.ru