Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Решение задач по "Политологии"

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

В-пятых, содержание политического  интереса формируется главным образом в результате взаимодействия классовых интересов в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Могут существовать ситуации, когда интересы класса еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс теряет способность строить свою деятельность с учетом интересов целого. В результате политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет к нарастанию социальных антагонизмов. В такой ситуации находился класс буржуазии в России накануне Октябрьской революции, интересы и действия которого противоречили объективным потребностям общества в целом.

В-шестых, политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политические интересы. Например, осуществление государством перехода к рынку, находясь в целом в соответствии с прогрессивным развитием страны, предполагает улучшение материального благосостояния в будущем, а в настоящем находится в определенном противоречии с текущими жизненными интересами населения.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес всегда имеет национальную окраску, поскольку нации – субъекты политики, а национальные отношения – элемент отношений политических. И в этом смысле негативные явления, которые накапливались десятилетиями в нашей стране в области национальных отношений, являются выражением политических интересов различных классов социальных групп и слоев внутри нашего общества.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают диалектику всеобщего интереса целостности) и особенного, частного (интереса класса, группы, личности). Они являются всеобщей формой классового интереса.

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение  членов общества к политической власти, политической системе в целом.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности различных классов, групп, слоев.6

Чтобы интересы превратились в побудительные силы человеческой деятельности, они должны быть осознаны людьми. Процесс осознания интересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы. Импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в их эмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т.п. Потребность действовать требует более или менее четкого определения целей и средств их достижения. Это в свою очередь происходит через оценку ситуации с помощью норм, ценностей, принципов, принятых людьми, через поиск идей, концепций, теоретических аргументов, даю щих ответы на возникающие вопросы. Осмысление интересов про исходит через борьбу мотивов, столкновение идей, сложный и на пряженный выбор целей и средств. Таким образом, практическ осознание интересов выглядит как их осмысление с помощью ум имеющихся в политической культуре страны «идеологических рецептов», как более или менее свободный поиск и выбор духовн ориентиров и аргументации.

Огромное значение в  осознании и четком формулировании поли ческих интересов имеет «идеологический посредник». На эту роль пешно претендуют все непосредственные субъекты политики – п дарство, партии, движения, лидеры, использующие для этого пропагандистский аппарат в лице средств массовой информации. Конечно влияние «идеологического помощника» может быть как положительным, так и негативным. Но в любом случае в этой деятельности большое место занимают всевозможные способы и методы манипулирования общественным сознанием, спекуляции на традициях, чувствах людей. Их смысл сводится к одному – к увязыванию объективных интересов с тем целями, ориентирами, средствами, в которых заинтересованы субъекты политики. Например, с помощью пропаганды недовольство людей ходом реформ можно направить против правительства или против оппозиции, против устоев политического режима и, наоборот, – против критиков этих устоев.

Политический интерес, будучи неотъемлемым свойством всех конкретных субъектов политики, представляет собой содержательное выражение  его творчески-преобразующего отношения  к социальной действительности (в мечтах, планах, практических действиях как средства реализации его интереса и т.д.). В этом отношении политический интерес можно представить как позицию субъекта, выражающую его избирательное отношение к объективным тенденциям общественного развития.

Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности. Таким образом реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.7

В политической активности субъектов можно сконструировать  следующую примерную шкалу интенсивности  политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие  от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки.

Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий, в политическом поведении  классов, наций, социальных групп, слоев и отдельных личностей можно выделить две оснс формы реализации политических интересов: а) политическое участие и б) политическая деятельность.

Политическое участие  представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические бытия, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меш шинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольны) помощников и т.д.

Политическое участие  может быть: индивидуальным или коллективным; организованным или стихийным; постоянным или спорадическим; мирным или насильственным; законным или незаконным, эффективным или неэффективным, автономным или мобилизационным.

Другая форма реализации политического интереса – политическая деятельность. Ее можно определить как сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). В отличие от политического участия, представляющего собой единовременный (при референдуме) или периодически повторяющийся (на выборах) акт политического волеизъявления личности, политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Политическая деятельность тесно связана с совокупными  политическими интересами тех или иных социальных образований. Основной организационной формой их выражения являются политические партии и общественные формальные и неформальные организации и объединения.

 

Классификация политических интересов

основания классификации

виды  политических интересов

по степени общности

личные, групповые, классовые, общественные

по сфере функционирования

внутриполитические, внешнеполитические

по характеру субъекта

национальные, государственные

по возможности  осуществления

реальные, мнимые

по отношению  к тенденциям общественного развития

прогрессивные, консервативные, реакционные


 

 

1 Конституция Российской Федерации 1993 года. М., 1993

2 Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 2008. С. 275

3 Латфуллин Г.Р, Новичков Н.В. Политические организации. СПб., 2007. С. 54

4 Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. М., 2008. С. 67

5 Кретов Б.И. Политология. М., 2007. С. 162

6 Политология: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2010. С. 320

7 Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2009. С. 92




Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"