Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:21, контрольная работа
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.
2. Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.
3. Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте.
При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у последнего института парламентской ответственности.
Парламентская республика характеризуется провозглашением верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность.
Парламент осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его, издает законы, утверждает бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства и осуществляет за ним контроль.
Главное отличие президентской республики от парламентской республики состоит в том, кто, в конечном счете, руководит страной – президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).
Смешанная республика (полупрезидентская). При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.
Форма государственного устройства – это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Основными формами государственного устройства являются:
Унитарное государство – это единое цельное государственное
образование, состоящее из административно-
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами;
гражданство. В нем функционирует единая денежная реформа, проводится обязательная для всех общая налоговая и кредитная политика;
государственным суверенитетом не обладают. Не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственной власти. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.
По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным (когда во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления) и децентрализованным (местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни).
численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
которым осуществляется центральными органами государственной власти.
Имеются и смешанные системе местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных объединений в одно союзное государство.
Черты характеризующие все федеративные государства:
Федерации строятся
по территориальному и
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.
Национальные федерации наряду с общими признаками, которые присуще любому государству, они имеют ряд существенных особенностей (многонациональным составом населения, которое проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию). Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов (все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и государства). Обеспечивает суверенитет больших и малых наций. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации.
Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов – право наций на самоопределение (т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности). Каждый субъект национальной федерации имеет право отделиться от союза и образовать свое самостоятельное государство.
Основные различия между территориальной и национальной федерациями состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.
Россия – уникальное государственное устройство, где органически сочетаются признаки и территориальной и национальной федерации. В соответствии с Конституцией Российская Федерация "состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации" [2.1Ст.5, п. 1]
Главной проблемой современного
российского федерализма
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При этом устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних.
Для конфедерации характерно:
Таким образом, современные государства имеют довольно сложную структуру, которая характеризуется формой государственного устройства и правления.
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе закона.
Основными характеристиками
правового государства
1. Взаимосвязь государства и права.
Исходя из определения правового государства следует, что государство и право связаны теснейшим образом. Право выше государства, деятельность всех ветвей власти, всех государственных органов урегулирована правом. Задача исполнительной власти - реализация законов, принятых представительными органами власти. Все важнейшие отношения урегулированы законом, а исполнительная власть не вправе принимать нормативные правовые акты, противоречащие закону. В то же время государство в лице представительной власти занимается законотворческой деятельностью, принимая законы, которые определяют правовые основы функционирования всех ветвей власти, в том числе и законодательной.
2. Верховенство закона.
Это означает, что во всех сферах общественной жизни господствует закон, что в системе правовых ценностей высшей формой защиты свободы людей является закон, который устанавливает общеобязательные правила поведения на началах равенства и справедливости как для граждан, так и для государственных органов. Он определяет меру свободы в жизненно важных сферах. Все другие акты не должны противоречить закону. Особое место в системе законодательства занимает конституция, которая формулирует основные принципы государственной и общественной жизни. Верховенство закона создает прочный режим правовой законности, стабильного правопорядка в обществе.
3. Разделение властей.
Принцип разделения властей - политико-правовая доктрина, согласно которой власть понимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной и судебной), осуществляемых независимыми друг от друга органами. Идею разделения властей высказал еще Аристотель (Древняя Греция, III в. до н. э.), а сформулировал Ш. Монтескье (Франция, XYII-XYIII вв.). Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной власти. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного режима, не связанного правом. Каждая из властей занимает свое место в системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами (системой сдержек и противовесов). В то же время гарантируется независимость одной власти от другой в пределах их полномочий.
4. Контроль за деятельностью государства.
Контроль за деятельностью государства (государственных органов) осуществляется в различных формах. Эта проблема достаточно остра для любого цивилизованного государства. Некоторые ученые приходят к выводу, что в государстве формируется и действует особая контрольная власть. Контроль за деятельностью одной ветви власти в той или иной форме осуществляют другие формы власти, а также специально созданные для этого органы. Прежде всего, контрольные (и надзорные) функции осуществляют судебная власть, органы прокуратуры, Счетная палата, контрольно-ревизионная служба министерства финансов, налоговые органы и другие. Контроль за деятельностью государства осуществляют и граждане.
Одной из форм такого контроля являются обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Другая форма контроля - обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в соответствии с Законом РСФСР " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан " (1993 г.). Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий или должностных лиц нарушены его права и свободы. Конституция РФ (ст. 46) гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод.