Легальность и легитимность государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 08:20, реферат

Краткое описание

Признание обществом законности, правомерности официальной власти – это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием «легитимность». Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия «легитимность власти» (общественное признание ее законности) и «легальность власти» (правовое, формальное ее закрепление).

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . 3
1. Понятия: власть, легальность власти, легитимность власти,
господство. . . . . . . . . . 5
2. М. Вебер об основных типах легитимной власти. . . . 11
3. Легитимность и эффективность власти. . . . . 14
Заключение. . . . . . . . . . 18
Список литературы. . . . . . . . . 19

Вложенные файлы: 1 файл

Легальность и легитимность государственной власти.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)
lign:justify"> 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. М. Вебер об основных типах легитимной власти

 

В зависимости от мотивов, по которым люди могут добровольно подчиняться (интерес, традиции, личная склонность), Вебер выделил три типа легитимного господства (власти).

1.               Рационально-правовой тип легитимности (демократический). Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии. Таким образом при легальном типе господства источником легитимности выступает рационально понятый интерес, побуждающий людей подчиняться не личности руководителя, а праву, в рамках которого избираются и действуют представители власти в демократических государствах. Таким образом это безличный (деперсонифицированный) формально-правовой принцип, которому подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники, бюрократия).

2.              Традиционный тип легитимного господства основан на вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей. Такой тип схож с отношениями в патриархальной семье, где традиции добровольного подчинения старшим особенно прочны и устойчивы. Традиционное господство характерно для феодальной Европы и Востока, для монархических форм правления. Но Вебер считал, что и для Запада, для стабильности демократии, полезно сохранение монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

3.               Харизматический (от грач.charisma – божественный дар) тип власти основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше – Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот тип организации политической власти получает широкое распространение в периоды революционных перемен, особенно на Востоке и в Восточной Европе, где новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженной воли большинства[5].

Разрабатывая вопрос о типах власти, Вебер большое внимание уделял проблеме ее устойчивости. Если право составляет, в основном, внешнюю гарантию стабильности, то внутренней гарантией устойчивости социальной системы он считал личные интересы. Принятие власти населением, признание ее права управлять и согласие подчиняться и означает, по Веберу, ее легитимность.

Развивая эту проблему, американский политолог Г. Алмонд считает политический режим устойчивым, если он принимается гражданами в качестве правильной формы правления, а известный немецкий философ К. Ясперс в понятие политической легитимности вкладывает господство доверия власти со стороны народа.

Наряду с легитимностью важнейшим фактором стабильности в обществе является эффективность власти. Если легитимность мотивируется ценностными моральными представлениями граждан, то эффективность связана с оценкой власти с точки зрения инструментальной – что она дает или может дать людям. Эффективность – это результативность власти, характеризующаяся именно степенью выполнения ею своих функций, реализацией ожиданийи требований граждан. Несмотря на мотивационные различия, легитимность и эффективность власти тесно связаны: любые типы легитимности во многом определяются надеждами на ее эффективность. С другой стороны, достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. поддержкой граждан, достаточно сложно. Политическая нестабильность, характерная для стран «третьего мира» и посткоммунистических стран, во многом связана с проблемами легитимности и эффективности, что объясняется разрушением традиционных идеологических механизмов легитимации, массовыми нарушениями демократических процедур на выборах органов власти инизкой эффективностью их деятельности. С другой стороны, многие авторитарные режимы, первоначально страдавшие дефицитом легитимности, впоследствии приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения (Южная Корея, Чили, Бразилия и др.).

Практика показывает, что к стабильной легитимности ведет лишь рационально-правовой способ, при котором доверие и уважение к власти основывается на признании законными ведущими к ней путями. В обществе формируется согласие относительно «правил игры» на политической арене. Такое согласие может стать основой стабильности режима.

Рационально-правовой способ предполагает высокую политическую культуру населения, определенное дистанцирование государства от общества. Поэтому большинство государств, возникающих революционным путем, на первом этапе основываются на харизме как на более простом способе. Однако культ харизматического лидера ведет к тому, что он начинает олицетворять и источник, и осуществление власти. К нему обращаются все недовольные, на него надеются, его оценивают. Для поддержания легитимности харизматическому режиму надо постоянно демонстрировать свою эффективность или проводить репрессии.

Возможно также появление этнической легитимности, то есть формирование властных структур по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности, манипуляции идеей национального государства, становления этнократии. Этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового развития является конституционный, рационально-правовой тип легитимности[6].

 

 

 

3. Легитимность и эффективность власти

 

Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность.

Легитимность – качество власти, определяемое опорой на согласие масс. Легитимная власть – власть, опирающаяся на доверие масс.

Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан.

В политологической литературе выделяются три уровня легитимности власти:

1)               идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности – идеологические ценности;

2)              структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности – специфические политические структуры;

3)               персональный: в основе – одобрение данного властвующего лица; источник легитимации – личный авторитет правителя[7].

Обобщая различные подходы к определению сущности легитимности и ее типологии, можно сказать, что легитимность представляет собой определенный исторически сложившийся, социально значимый порядок происхождения и функционирования власти, который делает возможным достижение согласия во властных структурах и в их взаимодействии с обществом.

Легитимация – процедура общественного признания, какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы.

Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Легитимность сочетается с противоположным ей процессом делегитимации – утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:

1)               противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;

2)               противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы иловым путем, нажимом на средства массовой информации;

3)               отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;

4)               нарастание бюрократизации и коррумпированности;

5)               национализм, этнический сепаратизм в многонациональных гocyдарствах, проявляющейся в отвержении федеральной власти;

6)               потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти[8].

В политической теории существует понятие «кризиса легитимности». Этот кризис возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если власти в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких народных слоев.

Легитимность – явление политическое, легальность – юридическое (она устанавливается и гарантируется властью). Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, например, харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти – законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие ее устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным – с позиций норм нравственности, но и инструментальным - оценивающим ее с точки зрения того, что она дает или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и, прежде всего наиболее влиятельных слоев – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора ее стабильности, доверия к ней и поддержки ее гражданами.

Легитимность и эффективность власти взаимосвязаны. В конечном счете, любые типы легитимности власти очень во многом определяются надеждами населения на ее эффективность. Многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, впоследствии в значительной мере приобрели ее благодаря успешной экономической политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния населения.

Однако достичь эффективности, не обладая легитимностью, т.е. одобрением и поддержкой граждан, достаточно сложно. В наши дни большое число государств переживает кризис легитимности. На протяжении многих десятилетий особенно остро он проявлялся в форме политической нестабильности, частых государственных переворотов в "третьем мире". В последние годы проблема легитимности стала крайне актуальной для большинства посткоммунистических стран. Это связано с разрушением там традиционных, идеологических и харизматических механизмов легитимации, с отсутствием многих зрелых предпосылок, необходимых для демократии, и с низкой эффективностью власти, сформированной по демократическим процедурам. Неспособность правящих режимов таких государств вывести свои страны из кризиса подрывает доверие населения к рационально - правовым способам легитимации. Для большинства из них, относительно слабо укорененных в политической культуре демократических ценностей, укрепление легитимности власти, возможно, прежде всего, на пути практической демонстрации способности решать острые экономические и социальные проблемы.

Политическая власть распределена в обществе неравномерно. В любой стране мира, как в древности, так и сегодня, большинство людей не принимает непосредственного систематического участия в политике и управлении государством. Даже в условиях демократии, основанной на признании граждан, народа источником власти, реальными повседневными ее носителями являются политические элиты и лидеры[9].

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

В свою очередь, «Легальность» – это строгое соответствие официально существующему закону. «Легитимностью» называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. Эти понятия близки, но не тождественны. Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны. Второе носит более одиночный, этический характер, а первое – юридический.

Информация о работе Легальность и легитимность государственной власти