Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Понятие “лидерство” происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека — лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности — от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер — « авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним »[1].

Содержание

Введение 3
1 Определение лидерства 4
2 Типология политического лидерства 5
3 Функции политических лидеров 9
Заключение 11
Список использованных источников 12
Тест 13

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Политология  

по теме: Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Определение лидерства 4

2 Типология политического лидерства  5

3 Функции политических лидеров   9

Заключение   11

Список использованных источников  12

Тест  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Лидерство, волновало человечество во все времена. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Понятие “лидерство”  происходит от английского “leader”, что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека — лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности — от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер — « авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним »[1].

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Цель данной работы:

Рассмотреть лидерство, как политический феномен.

Задачи данной работы:

Рассмотреть теории возникновения  политического лидерства.

Раскрыть функции и типы политического лидерства.

 

 

[1] Немов Р.С. Практическая  психология. М., 1997. С. 278.

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСТВА

 

С понятием «лидер» (англ. Leader означает ведущий, управляющий другими людьми) тесно связано понятие лидерство. Смысл данного понятия достаточно точно отражает предназначение человека – лидера, его место и роль в обществе, процессы к которым он причастен, его функции.

 В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Одно из них:

политическое лидерство- это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность.

Лидерство в политике обладает рядом специфических возможностей:

  1. между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого воздействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;
  2. лидерство носит многоролевой характер, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;
  3. политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;
  4. политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена в той или иной степени существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Политическое лидерство  существует на трех социальных уровнях, где оно выполняет различные функции:

1. Лидерство на уровне  малой группы, объединенной политическими  интересами. Оно представляет собой механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет и организует действия группы и несет ответственность за принимаемые им решения.

2. Лидерство на уровне  политических движений конкретных  социальных слоев (групп), связанных общностью политических интересов, одинаковым социальным статусом. В этом случае на первый план выдвигаются не личные качества лидера, а способность адекватно выражать интересы поддерживающей его части населения. 
 3. Третий уровень - политическое лидерство как способ организации власти в условиях существования гражданского общества, разделения властей. Этому уровню свойственна ориентация на социальное партнерство, в ходе которого реализуется взаимное удовлетворение интересов (лидера и "ведомых").

 

 

  1.  ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

 

Стиль лидерства  как устойчиво воспроизводимая  отличительная модель осуществления  лидером своих функций фиксирует своеобразие его поведения, характер взаимодействия с ближайшим окружением и последователями, ценностные ориентации, особенности принятия решений и ряд других факторов.

  Политико-исторические факторы. Важнейшие из них - особенности политического режима, что уже само по себе является залогом появления авторитарных или демократических лидеров, а также определяет возможность появления лидеров оппозиции.

Политическая  культура. Речь идет о влиянии на политика доминирующего в обществе типа политической культуры, включающего в себя народные стереотипы идеального политика, а также ориентацию на допустимые правила политической борьбы.

Ситуационный  фактор. Лидерство всегда осуществляется в контексте конкретной экономической, политической, социальной и международной обстановке.

Личностные качества политика: нравственные, организационные качества и способности, определяющие профессиональность в сфере управления.

Политические  убеждения, самооценка и мотивация  к достижению власти накладывают  наибольший отпечаток на выполнение политиком своих ролей. Идеальный  пример политического лидерства - это  политик с адекватной самооценкой и мотивацией на достижение общественного блага.

В зависимости  от того, какой мотив становится доминирующим, исследователи выделяют социоцентрический и эгоцентрический типы лидерства:

Политик первого  типа рассматривает власть как служение классу, нации или обществу в целом. Власть для него - это средство разрешения какой-либо общественной проблемы и способ достижения общественных идеалов;

Политик второго  типа может рассматривать власть также инструментально. Как и  в первом случае, власть - тоже средство, но теперь уже средство, позволяющее достичь личного материального благополучия, каких- либо привилегий, более высокого статуса и престижа.

В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во многом объясняется различными их деятельности и широким кругом решаемых задач.

  1. По способу утверждения лидерства в группах:

Формальным лидером называют руководителя, назначенного сверху и управляющего людьми согласно действующим положениям и инструкциям.

Неформальное лидерство - то, которое сложилось естественным путем в процессе личных взаимоотношений людей.

  1. По способу легитимации власти:

Многие исследования лидерства опираются на типологию  легитимного господства, разработанную М. Вебером. Она основана на определении корней лидерства, того основания, которое позволяет той или иной личности стать политическим лидером.

Традиционное лидерство основывается на традициях, обычаях и привычке последователей к подчинению. Этот тип лидерства характерен для доиндустриального общества.

Рационально - легальное лидерство (бюрократическое) - лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов современным демократическим обществам.

Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя.

  1. По стилю руководства:

Данная типология  политических лидеров зависит от используемых ими методов управления обществом. Характер взаимодействия лидера и членов группы позволяет разделить  лидеров на три типа:

авторитарное лидерство - директивное (приказное) управление людьми;

либеральное лидерство - стиль руководства называют «попустительский»: отстраненность руководителя от управления; свобода действий подчиненных; дело пущено на самотек;

демократическое лидерство - ориентируется на принцип коллегиальности; стремится вовлечь людей в совместную, рациональную организацию дела; вовлечение их в процесс создания общего успеха в группе.

  1. По имиджу и ролевому назначению, призванию (классификация немецкого политолога М. Херманн):

лидер-знаменосец: идейный вдохновитель, вождь народных масс.

лидер-служитель: его цель - прежде всего обеспечение интересов выдвинувшей его группы сторонников.

лидер-торговец окружает себя командой компетентных профессионалов- помощников, определяющих наиболее эффективные пути социально-экономического развития общества.

лидер-пожарный лучше всего проявляет себя в кризисных ситуациях.

  1. По тактике достижения поставленных целей:

Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этим критерием Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы (стремятся сохранить статус-кво общества), реформаторы (стремятся к радикальному преобразованию общества через проведение широкомасштабного реформирования) и революционеры (ставят цель прихода к иной общественной системе).

Интересный подход к изучению стилей лидерства предложил  американский политолог Д. Барбер. Под  политическим стилем он понимает «набор образцов привычных действий личности в ответ на ролевые требования». Типологизацию стилей лидерства Барбер основывает на измерении степени активности личности в исполнении президентской роли и ее отношения к выполняемым обязанностям. Измерение производится при помощи шкал: активность - пассивность (в выполнении своих обязанностей) и позитивное - негативное отношение к своей роли. Совмещая различным образом эти шкалы, Барбер получил четыре типа стилей:

1) активно-позитивный  стиль, ориентирующийся на достижения;

2) активно-негативный стиль, направленный на удовлетворение личного самолюбия;

3) пассивно-позитивный, характеризующийся как привязанность к занимаемой должности;

4) пассивно-негативный, отличающийся минимальным исполнением долга.

 

 

  1. ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

 

Функции лидера - это главные  направления его деятельности.  
Среди общезначимых функций лидеров выделяют следующие функции: 
1) Интегративную. Призвание лидера - согласование и объединение различных групп интересов на основе общей идеи, общих ценностей и идеалов. Высокая степень социальной напряженности свидетельствует о том, что политический лидер слабо реализует интегративную функцию. 
2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов. 
3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. 
4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения - это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов. 
5) Коммуникативную. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями. 
6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. 
7) Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

Информация о работе Лидерство как политический феномен. Функции и типы политических лидеров