Лоббизм в политической жизни западных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жиз-ненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического роцесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих.разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей.
Цель контрольной работы: изучение лоббизма как феномена политической жизни в странах Запада и современной России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… ………..3
Понятие и виды лоббизма………………………………………………………….5
Методы и технологии лоббизма………………………………………………….10
Лоббизм в политической жизни в странах Запада……………………………..15
Лоббизм в современной России………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 97.92 Кб (Скачать файл)

Выделяют три  основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний». Прямой лоббизм  целенаправленная работа с представителями соответствую щего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой - либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.    

Рассмотрим классические технологии лоббизма. К таким технологиям относятся:

  1. Внедрение  агентов влияния в структуры компаний-конкурентов и аппарат профильных ведомств. Агенты влияния могут быть полезны и для навязывание повестки и регламента рассмотрения лоббируемых вопросов. Добиться этого можно вхождением в наблюдательные общественные органы при власти, либо имея в соответствующих органах своих представителей.
  2. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных (но внешне перспективные) объектов  лоббистского воздействия. Тем самым вы заставляете их тратить свои ресурсы и приобретать имидж неэффективных лоббистов.
  3. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону не только переговорами, но и силой событий. Соответственно, можно инспирировать эти события… Необходимо искусственно создавать локальные кризисы, которые подтолкнут ЛПР (лицо, принимающее решение) выбрать именно Ваш вариант решения проблемы.
  4. Кризисные тенденции в отрасли необходимо канализировать на своих конкурентов. К примеру если поступает информация, что Правительство вынуждено увеличить налоговое бремя на часть (не важно вашу или конкурентов) профильного отраслевого сектора, то необходимо направить эти налоговые репрессии в первую очередь против конкурентов.
  5. Необходимо активно сотрудничать с региональными и общефедеральными ассоциациями, специализирующимися на защите различных интересов в органах государственной власти. В деле приобретения союзников необходимо продвигать принцип пирамиды: «чем шире основание, тем выше верхушка».
  6. Необходимо как минимум знать политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Вопрос активной работы с такими контрагентами решается в зависимости от конкретной оперативной потребности. Однако соответствующая база данных должна всегда иметься в портфеле лоббиста.
  7. Также в портфель лоббиста должен входить известный объём информации о личных «слабостях» конкурентов и контрагентов. В единичных ситуациях подобные знания можно употребить весьма эффективно. Ко всему прочему, информированность позволит экономить ресурсы лоббиста, который, подбирая подход к той или иной фигуре, вынужден нести известные материальные и временные затраты.
  8. Играй против игрока, а не только против расклада. Составление картотеки контактов всех известных лоббисту контрагентов, а также компаний-конкурентов. В нужный момент они будут запущены и все «грязные дела» конкурентов будут предъявлены тем контрагентам, с которыми они попытаются выстроить лоббистскую деятельность. Таким образом, поле для манёвра лоббистов-конкурентов значительно сужается.
  9. Участие в  исках и судебных тяжбах. Апеллирование лоббиста в арбитражном суде является скорее весьма эффективным способом торможения процесса принятия какого-либо решения, переговоров, либо реализации неугодного проекта.
  10. Игра на противостоянии депутатов и внепарламентских активистов их партии. Активисты часто завидуют депутатам. Депутаты видят в активистах конкурентов. Лоббист должен поддерживать эти страхи и сотрудничать с обеими сторонами. Протестные кампании (митинг, забастовки и т.п.) уместно устраивать в тех случаях, когда достоверно известно, что ЛПР или его начальство не смогут не учесть данный фактор. Весьма важно работать с командой лоббистов конкурента.
  11. Ещё один важный аспект технологического мастерства лоббиста - умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой вами сфере.
  12. Необходимо создавать и усиливать противников компании-конкурента в стане чиновников «нейтральной стороны». Необходимо создать непреодолимые противоречия между конкурентом и «нейтральными» чиновниками. Это предупредит союз компании-конкурента с нейтральной (но политически лояльной руководству) частью бюрократии, изолирует его, вынудит распылить линию лоббистской обороны, тратить больше сил и средств. При необходимости, одновременно можно работать с той частью кадров в лагере компании-конкурента, которая стремится сохранить союз с «нейтральными» чиновниками. Важно, чтобы эти кадры пользовались широкой поддержкой у себя в лагере.

    Наиболее эффективными инструментами лоббистской деятельности являются:

  1. Рекрутирование  своих сотрудников во власть.
  2. Подкуп должностных  лиц.
  3. Неформальные  контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях).
  4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. - профессиональных объединений).
  5. Покровительство  чиновников.
  6. Судебные процедуры  (иски, тяжбы, апелляции, аресты)
  7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет)

    Одним из легальных  методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях  специальных отделов по связям с органами государствен ной власти  так называемые, GR отделы (от англ. Government relations), которые  специализируются на взаимодействии с представителями  государства. Другим методом продвижения  интересов может быть создания меж организационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

    Лоббистская деятельность представляет целый ряд потенциальных  угроз, основная часть которых связана  с искажением представительства  общественных интересов (представительство  интересов меньшинства в ущерб  большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных  и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального  представительства интересов предоставляет  государству и обществу в целом  ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при  политическом представительстве интересов, информиро вании должностных лиц, принимающим решения в системе управления. В связи с  этим во многих странах  мира лоббизм является легальным видом деятельности и существует его специфическое регулирование. В частности, можно говорить о  двух основных моделях регулирования  лоббизма американской (лоббизм представляет собой специальную системой представительства интересов граждан, которая регу лируется специализированным законодательством), германской (лоббизм является легальным  видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако существует Социально экономический совет, состоящий из представителей профессиональных  групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»)

    Общее правило заключается в том, что на федеральном уровне целесообразнее поднимать не собственные вопросы или бизнес - конфликты, а общеотраслевые (под предлогом улучшения всей лоббируемой отрасли).

Надо всегда помнить государственные служащие заинтересованы во взаимодействии с  лоббистами… если последние снабжают их достоверной информацией, по- могают решать организационные вопросы, оказывают поддержку рабочим группам и т.д. Следует учитывать, что первой обязанностью чиновника является улучшение показателей в подведомственной ему сфере. Поэтому при проведении лоббистской кампании в Правительстве необходимо опираться на группы, которые хотели бы воровать на развитии, а не на деградации страны.

    На современном  этапе - никакая компания или лоббистская  структура, какой бы могущественной она ни была, не сможет самостоятельно организовать всю систему принятия решений. Цель лоббистов должна заключаться в проведении такой политики, как будто политико - административный рынок состоит из множества центров силы, пусть даже мы и уверены в нашем стратегическом превосходстве. Для этого необходимо проводить консультации, в которых акцент будет делаться не на отдаче немедленных политических предписаний, а на совместном определении долгосрочных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Лоббизм  в политической  жизни в странах  Запада

 

    Зарубежный опыт лоббизма довольно динамичен, что связано  с постоянной корректировкой деятельности органов власти в соответствии с динамикой интересов различных социальных групп и слоев гражданского общества, чем обеспечивает-ся их гибкое взаимодействие, взаимоприспособление, и это приводит формальную власть в соответствие с фактической. На Западе институт лоббизма - это, прежде всего, феномен рыночной экономики и плюролизация форм собственности. Он позволяет сбалансировать политические и экономические интересы, ориентиро-вать политику в сторону господствующих в экономике интересов, синхронизируя функционирование базисных и надстроечных институтов, способствует более гиб-кому решению..экономических..проблем.  
      Лоббизм наряду с общими принципами имеет специфику в механизмах, формах, методах, правовой базе, традициях, подходах в разных странах. Компаративно-страноведческий анализ позволяет сделать следующие выводы: лоббизм – один из важнейших каналов воздействия на процесс принятия решений, проявляется как механизм давления частных и общественных организаций на властные структуры. В лоббистскую деятельность активно вовлечены корпорации, банки, профессиональные и предпринимательские ассоциации, университеты, общественно-политические, религиозные, этнические, женские организации и множество других заинтересованных групп. В соответствии с законом о регулировании лоббизма, организация, предпринимающая давление на конгресс, обязана регистрировать своих лоббистов (США); к «лоббизму» относят практически все  контакты между парламентом, правительством и представителями общественных, политических, научных и деловых кругов. Лоббизм признается в качестве законной деятельности, отвечающей интересам «демократического правления». Законом устанавливает категории лоббистов (Канада).В некоторых странах (Франция, к примеру) термины «лоббизм» и «лоббирование» не используются в политическом лексиконе, ибо этот феномен не признан юридически. Но на практике существует достаточное число «лазеек» для обхода имеющихся запретов. «Группы интересов» или «группы давления» устойчиво закрепились во французских государственных и общественных кругах. Центрами, инспирирующими лоббистскую деятельность и направляющими ее в нужное русло, служат различные корпоративные организации, созданные по отраслевому или профессиональному принципам, в основном предпринимательские объединения, а также профсоюзы, спортивные, молодежные, просветительские и другие движения; существует довольно отглаженная система больших и малых организаций, охватывающих значительную часть населения и отстаивающих ее интересы перед государством, «групп интересов», располагающих целым комплексом возможностей и средств, которые отрабатывались исторически и большей частью закреплены в национальном законодательстве (Германия); лоббистская деятельно- сть концентрируется на «обработке» руководства политических партий (Индия);  осуществление лоббизма под видом функционирования различных консультационных контор, агентств, представительств, действующих как частные самостояте- льные учреждения, а чаще всего на правах «отделов по связям с общественностью» (Бразилия) и др.

    С 1946г. в США действует федеральный  закон о регулировании лоббизма в Конгрессе. Закон направлен  как раз на отделение лоббизма от коррупции, делая достоянием общественности, какие группы интересов и как  влияли на принятие того или иного  закона. Фактически лоббизм становится способом агрегации интересов, вполне приемлемым демократическим институтом гражданского общества. Кроме того, открытыми становятся финансовые потоки лоббистов, делая их полностью «белыми», включая расходы на СМИ.          

Юридические  и физические лица, прямо или косвенно воздействующее на «принятие или  отклонение Конгрессом Соединенных  Штатов какого-либо законодательного акта», обязаны регистрироваться в Сенате и Палате Представи- телей.            При  регистрации лоббист обязан под  присягой представить письменное заявление, в котором приводятся следующие  данные: имя и адрес учреждения лоббиста; имя и адрес лица, которое  его нанимает, и в чьих интересах; сроки найма; сумма  вознаграждения, выплачиваемая лоббисту; цели и сумма  выделенных на расходы средств.  Лоббисты также обязаны ежеквартально представлять подробные отчеты о полученных и израсходованных на указанные цели средствах; о лицах, которым 

Были выплачены какие-либо суммы; а также названия всех статей с материалами в поддержку  или против законопроектов, опубликованных по инициативе..лоббиста. 
      Закон запрещает  взятки и прямой подкуп депутатов  и сенаторов, имея возможность только оказывать влияние на их мнение. В противном случае предусмотрены  штраф в размере 5000 $, тюремное заключение сроком до 12 месяцев и лишение  права заниматься лоббистской деятельностью  в течение трех лет. Таким образом, лоббистам остается информационная работа, работа с общественностью  и юридическая проработка законодательной  инициативы. Этот наиболее известный закон о лоббизме. Однако он касается только лоббизма в Конгрессе и не затрагивает работу лоббистов в органах исполнительной власти. Кроме того, влияние лоббистов могло оказываться непосредственно в период выборов - через финансовую поддержку кампаний нужных кандидатов. В 70-ые годы ХХ века регулирование лоббизма было дополнено Законом о федеральных избирательных кампаниях, ограничивающим влияние Комитетов политического действия (которые также являются лоббистскими центрами) на формирование бюджета кампании. 
      Используются  и относительно неформальные методы регулирования лоббизма. Так в 1979 года была создана Американская лига лоббистов, которая приняла Этический  кодекс лоббистской деятельности, сертифицирует  лоббистские организации и использует ряд других методов регулирования  лоббистского рынка, фактически создавая спрос на услуги разделяющих этический  и профессиональный кодекс лоббистов  и вытесняя с рынка других.          С 1996 года действует  более жесткий закон о лоббизме закон о раскрытии лоббистской  деятельности (Lobbying Disclosure Act). Здесь  стали учитываться и лоббисты в исполнительных органах власти. Требование обязательной регистрации  лоббистских фирм и вместе с тем  некоторое упрощение самой процедуры  регистрации привели в конце 90-х  годов к увеличению числа лоббистских  фирм, но вместе с тем темпы роста  их количества не  соответствовали ожидаемым.        В действительности количество лоббистских  фирм должно было увеличиться, по меньшей  мере, в десять раз, хотя бы из-за расширения самой понятийной базы законодательства. Лоббистом считается человек, который  тратит не менее 20% своего времени на лоббистскую деятельность, имеет  многочисленные контакты с членами  законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее 5000 долларов в течение 6 месяцев. Сейчас база лоббистов США насчитывает  более 30 000 зарегистрированных субъектов. 
       В нарушении  закона, а именно работе без регистрации  в качестве лоббиста, был обвинен  руководитель избирательного штаба  МакКейна на последних президентских  выборах Дик Дэвис. С 2000 по 2008 год  он лоббировал интересы теперь печально известного ипотечного агентства Freddie Mac, получая за это 15 000 долларов в месяц. Такая связь МакКейна с  ключевым фигурантом ипотечного и финансового  кризиса в Штатах сыграла не малую роль в избирательной кампании.  
       С 1995 г. основным объектом лоббирования интересов становятся именно исполнительные органы власти, и в первую очередь Правительство США. Именно используя право правительства  на законодательную инициативу, основная масса  лоббистов легализует свои интересы. Так, компания «Accenture» потратила 2 млн. долларов на лоббирование в Правительстве  США для того, чтобы добиться выгодных для себя контрактов на 10 млн. долларов, в которых ей могли отказать из-за неуплаты налогов. Деньги были потрачены на оплату лоббистским фирмам и услуги Чарльза Блэка - бывшего советника  Президентов США Р. Рейгана и  Дж. Буша. Вообще новым явлением в американском лоббизме стало открытое испо- льзование в качестве лоббистов бывших чиновников различного уровня, ставшее возможным благодаря  изменениям в правовой базе, произошедшем в 1995 г. 
       В 2006 году, после  нашумевшего «абрамоффгейта», произошло  новое ужесточение закона. Сенаторам  было запрещено принимать подарки  и приглашения на ужин от лоббистов  и необходимо не только отчитываться о целях поездок, финансируемых  частными лицами, но и заблаговременно  испрашивать на это разрешения у  сенатского комитета по этике. Лоббисты, в свою очередь, должны раз в три  месяца, а не дважды в год, как  раньше, предоставлять отчет о  своей деятельности и ежегодно обнародовать информацию о пожертвованиях..политикам.  
      Опыт США  по законодательному регулированию  лоббистской деятельности является, безусловно, наиболее обширным. Но адаптировать его к российским процессам будет  крайне сложно. Для США лоббизм - институт гражданского общества, канал профессионального воздействия  на мнение законодателей общественно-экономических  групп. Отсюда возникает трехзвенная  система лоббизма, при которой  четко выделяется группа интересов, нанимающая лоббиста; профессиональный лоббист, прорабатывающий информационно, юридически и политически необходимую законодательную инициативу; политик, участвующий в принятии решения и осуществляющий свой выбор под  воздействием информации лоббистов.        В  России же  фактически не существует среднего, то есть лоббистского, уровня как такового. Политики напрямую контактируют с экономическими элитами, а чаще даже  являются их прямыми креатурами. Таким образом, в России принята двухзвенная, а то и непосредственная система влияния на законодательство, что практически исключает возможность регулирования лоббизма. Безусловно, при изменении институциональной составляющей - принятии юридического определения лоббиста и закрепленных законом рамок лоббистской деятельности - возможно выделение профессиональной страты лоббистов: тех консультантов, которые и сейчас осуществляют информационное, политическое и юридическое сопровождение законопроектов. Это в свою очередь может привести к качественному изменению самого российского лоббизма, его содержательному и технологическому развитию. 

    Цивилизованное  отношение к лоббизму, как свидетельствует  зарубежная практика, позволяет ему  занять нишу в политической системе, которая не может пустовать по своему назначению и определению. Отстаивание групповых интересов - данность, с которой целесообразно считаться во избежание конфликтов и общественного напряжения.

    Лоббизм в Великобритании считается столь  же естественным институтом, как сам  парламент. Этому способствует даже архитектура и устоявшаяся практика проведения слушаний в палатах. Доступ в лобби и на галереи парламента во время заседаний палат за редким исключением открыт для всех заинтересованных лиц. «Если это делается официально, и с этого платятся налоги, то ничего дурного в том нет, напротив, одно хорошее», - говорят британские депутаты. Даже «Железная леди», Маргарет Тетчер одно время представляла интересы British Petroleum. Так что не удивительно, что Британия не имеет законодательного регулирования лоббизма. 
        В отличие от США и Канады английский законодатель предпочитает регулировать не деятельность лоббистов, а деятельность политиков  и государственных служащих. Ведь нормальный, естественный для системы  лоббизм становится противоестественной  коррупцией только тогда, когда принципы этики государственного человека нарушают чиновники и парламентарии. Такой  подход характерен для  многих современных  государств, где нет законов о  лоббизме, но есть законы о «конфликте интересов», оговаривающие невозможность  материальной заинтересованности политика или служащего в том или  ином публичном решении. 
      Так, в палате общин и в палате лордов ведется  подробный реестр финансовых интересов  членов парламента, который содержит сведения обо всех договорах, заключенных  с консультантами, представителями  юридических фирм и консалтинговых организаций. Ответственным за ведение  этого реестра является парламентский  уполномоченный  по стандартам (в России это называется парламентской эти- кой). Помимо этого в его обязанности  входит консультирование членов парламента по вопросам этики поведения, разъяснение  положений Этического кодекса членов парламента, а также всевозможные расследования о неподобающем поведении  парламентариев. Члены палаты общин  и палаты лордов, имеющие финансовую заинтересованность в предстоящих  дебатах по вопросу, должны заявить  об этом в своем выступлении.      

Информация о работе Лоббизм в политической жизни западных стран