Макс Вебер и его вклад в развитие политической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 11:47, реферат

Краткое описание

Сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Роль этой сферы определяется, прежде всего, тем, что в ней создается основное «организационное» начало общества, направляющее жизнь людей, социальных общностей и осуществляются действия, оказывающие подчас решающее влияние на общество в целом и его отдельные структуры. В ней формируются особые отношения, называемые политическими

Содержание

• Введение
• Социология политической власти
• Принципы рациональности в политике М. Вебера
• Политика как призвание и профессия
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

вебер.docx

— 35.30 Кб (Скачать файл)

Возвращаясь непосредственно к идее Вебера об усилении легитимности легального господства, можно сказать: именно формальный характер легального господства, не имеющий  сам в себе никаких ценностей  и требующий в качестве своего дополнения политического лидера, который  был бы в состоянии сформулировать определенные цели, привело его к  признанию плебисцитарной демократии. Плебисцитарная демократия как форма  политической системы, по мнению Вебера, наиболее соответствовала ситуации, которая сложилась в современном  ему западноевропейском обществе.

Только  плебисцит, по его убеждению, может  сообщить политическому лидеру ту силу легитимности, которая позволит ему  проводить определенным образом  ориентированную политику, а также  поставить государственно-бюрократическую  машину на службу определенным ценностям. Понятно, что для этого политический лидер должен быть харизматически одарен, ибо в противном случае он не может получить одобрения плебисцита.

В таком подходе была, конечно, определенная двусмысленность. Вспомним, что харизма, по Веберу, не допускает никакого содержательного истолкования. Харизматическим лидером для него является всякий, кто способен воздействовать на массу с большой эмоциональной силой, независимо от того, какие религиозные или политические идеи он несет. Такая установка была особенно двусмысленна на фоне прихода в Германии в 1933 г. к власти Гитлера, то есть спустя тринадцать лет после смерти Вебера. В данном случае одни рассматривают его как человека, который теоретически предсказывал появление тоталитарных режимов в Европе и предостерегал относительно возможных последствий, другие склонны обвинять его в том, что он косвенно, теоретически способствовал возникновению этих режимов.

Действительно, Вебер дал серьезное основание  для подобных высказываний, поскольку  его политическая позиция, так же как и его теория господства, представляла собой существенный отход от позиций  классического либерализма. Этот свой отход Вебер наметил прежде всего при рассмотрении проблем политической экономии. Политическая экономия, по его мнению, не может ориентироваться ни на этические, ни на производственно-технические, ни на идеалы счастья - она может и должна ориентироваться на идеалы национальные. Ее целью должно быть экономическое укрепление и процветание нации. Нация выступает у Вебера как важнейшая политическая ценность. Правда, его национализм носил отнюдь не консервативный характер. Он не считал возможным жертвовать политическими свободами отдельного индивида. Его идеалом было сочетание политической свободы и национального могущества. Собственно, соединение политического либерализма с националистическими мотивами вообще характерно для Германии, Вебер здесь не исключение.

Следует отметить и тот факт, что как  бы Вебер ни проводил линию чистой рациональности, в его мышлении и  теоретической концепции в целом  глубоко коренятся определенные ценностные предпосылки, а отсюда и  общая двойственность его позиции. Особенно наглядно ценностное отношение  Вебера сказалось в подходе к  самому рационализму, который выступает  у него и в качестве этического принципа.

Двойственное  отношение наблюдается у Вебера не только к принципу рациональности. Как можно было заметить в процессе анализа его теории господства, эта  двойственность наблюдается и в  отношении к ее антиподу - харизме, а так же и в отношении к традиции. Все это дает значительные основания для противоречивых оценок взглядов Вебера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы  рациональности в политике М. Вебера

У Вебера реализация идеи политической рациональности связанна с разной степенью участия людей в политической жизни вообще и политической власти в особенности. Он ставит вопрос о том, что можно быть: а) «политиками «по случаю» (участие в волеизъявлении); б) «политиками «по совместительству» (быть доверенными лицами, членами правления партийно-политических союзов, государственных советов и т.д.), когда политика «не становиться для них первоочередным «делом жизни» ни в материальном, ни в идеальном отношении»; в) «профессиональными политиками».

Весьма  ценны и полезны рекомендации Вебера по вопросу о том, что сделать, чтобы государственная власть перестала  быть основным источником благополучия, и, следовательно, самовоспроизводить коррупцию. «За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться из нее сделать постоянный источник дохода, «для» политики - тот, у кого иная цель. Чтобы некто в экономическом смысле мог жить «для» политики, при господстве частнособственнического порядка должны наличествовать некоторые, если угодно, весьма тривиальные предпосылки: в нормальных условиях он должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика» Кравченко А. И. Социология Макса Вебера. М.,1997, с. 376-378

Данную  проблему Вебер не сводит к ее экономическому аспекту. Страна, в которой утверждается политический плюрализм, сталкивается со сложностями, вызванными коррупцией партийно-политического характера, когда «партийными вождями за верную службу раздаются всякого  рода должности в партиях, газетах, товариществах, больничных кассах, общинах  и государствах. Все партийные  битвы суть не только битвы ради предметных целей, но прежде всего также  и за патронаж над должностями».

Как видно, проблема эта не специфически российская, и, стало быть, можно  и нужно использовать веберовские социологические рекомендации по ее нейтрализации. Для этого надо признать, что бюрократия, как функциональный элемент управления, есть атрибут государства, отделяющегося от господства одной социально - политической силы. Ориентация на этот идеальный тип избавила бы от массовых иррациональных перемен в государственных институтах после очередных выборов, отчего в конечном счете общество несет большие материальные и духовные потери.

 

 

Политика  как призвание и профессия

Политика, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния  на распределение власти, будь то между  государствами, будь то внутри государства  между группами людей, которые оно  в себе заключает. В сущности, такое  понимание соответствует и словоупотреблению. Кто занимается политикой, тот стремиться к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает.

Правовое  государство Вебер предпочитает называть нетрадиционным: оно выступает  у него как легальное господство. Политическая позиция Вебера так же как и его теория лидерства, представляла собой существенный отход от позиций классического либерализма, теоретически представленного в Германии, в частности, неокантианцами. Теоретически это отход, наиболее ярко выявился в рассмотрение им правового буржуазного государства как образования чисто функционального, нуждающегося в легитимировании со стороны внешних по отношению к нему "ценностей".

Сам Вебер не двусмысленно указал на связь  понятия рациональности с важнейшей  для него ценностью- свободой - в своей полемике с Рошером, Книсом и Майером. «Человек тем свободнее, чем рациональнее его действие, т.е. чем яснее он сознает преследуемую цель и чем сознательнее избирает адекватные ей средства» "Западная социология" И. Громов, А. Мацкевич, В. Семенов СПБ, 1997., с. 372

.

Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей  над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся  под господством, должны подчиняться  авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует.

Имеется три вида внутренних оправданий, т.е. оснований легитимности. Во-первых, это авторитет "вечно вчерашнего": авторитет нравов, освещенных значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Далее, авторитет необыденного личного дара, полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека. Наконец, господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления и деловой компетентности, обоснованной рационально созданными правилами. Правда, чистые типы редко встречаются в действительности.

Рассмотрим  второй из них: господство или лидерство, основанное на преданности тех, кто  подчиняется чисто личной харизме вождя, так как здесь корениться мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании, или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но и потому что верят в него. Правда сам вождь живет своим делом.

Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в  силу их "призвания" в собственном  смысле этого слова. Но решающую роль здесь играет тот род вспомогательных  средств, которые находятся в  их распоряжении.

Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве? Данный вопрос относится ко всякого роду господства во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.

Штаб  управления, представляющий во внешнем  проявлении предприятие политического  господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности. Его подчинение связано  двумя средствами, апеллирующими  к личному интересу: материальным вознаграждением и социальным почетом. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или  частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть расчлененным союзом.

Можно заниматься политикой - то есть стремиться влиять на распределение власти между  политическими образованьями и  внутри них - как в качестве политика "по случаю", так и в качестве политика для которого эта побочная или основная профессия, точно так  же, и при экономическом ремесле. Политиками "по случаю" являемся все мы, когда отпускаем свой избирательный  бюллетень и т.д. у многих людей  подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками "по совместительству" являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые - по общему правилу - занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным "делом жизни" ни в материальном, ни в идеальном отношение. Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев

Есть  два способа сделать из политики свою профессию: либо жить для политики, либо жить за счет политики и политикой. Кто живет для политики, в каком-то внутреннем смысле творит свою жизнь из этого - либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает свое внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит делу, и тем самым придает смысл своей жизни. Именно в таком смысле всякий серьезный человек, живущий для какого то дела, живет также и этим делом. За счет политики как профессии живет тот, кто стремиться сделать из нее постоянный источник дохода; для политики - тот, у кого иная цель.

Если  государством или партией руководят  люди, которые живут исключительно  для политики, а не за счет политики, то это означает "плутократическое" рекрутирование политических руководящих слоев. Несомненно, профессиональные политики непосредственно не вынуждены искать вознаграждения за свою политическую деятельность, на что должен претендовать всякий неимущий политик.

Руководить  политикой можно либо в порядке "почетной деятельности" и тогда  ее занимаются "независимые", то есть состоятельные люди. Или же к политическому  руководству допускаются неимущие и тогда они должны иметь вознаграждение. Профессиональный политик, живущий  за счет политики, может быть чистым чиновником на жалованье.

Подлинной профессией настоящего чиновника - это  имеет решающее значение для оценки нашего прежнего режима - не должна быть политика. Он должен управлять прежде всего беспристрастно - данное требование применимо даже к так называемым политическим управленчиским чиновникам,- по меньшей мере официально, пока под вопрос не поставлены государственные интересы господствующего порядка.

Так какие же внутренние радости может  предложить карьера политика и какие личные предпосылки она предполагает в том, кто ступает на данный путь? Этот вопрос задает себе Вебер и вот, что он считает по данному поводу. Прежде всего, она дает чувство власти. Даже на формально скромных должностях сознание влияния на людей, участия во власти над ними, но в первую очередь - чувство того, что и ты держишь в руках нерв исторически важного процесса. Также необходимо отметить, что в основном три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер.

Политика  есть мощное медленное бурение твердых  пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как видно, Макс Вебер был ученым очень  широкого социального кругозора. Он оставил заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь  сторонником марксистского подхода  к решению проблем общества, он, тем не менее никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и - при осторожном, свободном от догматизма, применении - останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом». "Избранные произведения", М. Вебер. М., Просвещение, 1994.

Информация о работе Макс Вебер и его вклад в развитие политической мысли