Место и роль политических партий (общественных объединений) в осуществлении народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность. Общественно-политическая, экономическая и социальная практика, как на мировом уровне, так и в России, свидетельствует о постоянной эволюции общественных отношений, участниками которых выступают общественные объединения и в частности, политические партии, а также об их возрастающем значении.
Общественные объединения функционируют в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной; они оказывают серьезное влияние не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
1.1. Общественные объединения
1.2. Политические партии
6
12
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ (ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ) В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАРОДОВЛАСТИЯ
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

В случае, если в установленный  срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Решение о приостановлении  деятельности общественного объединения  до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд.

Деятельность общественного  объединения может быть также  приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным  законом «О противодействии экстремистской деятельности».15

Порядок приостановления  деятельности общественных объединений  в случае введения чрезвычайного  положения на территории Российской Федерации определяется федеральным  конституционным законом.16

 

 

 

    1. Политические партии

Важнейшим элементом  политической системы любого демократического государства являются партии.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия  граждан Российской Федерации в  политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах  местного самоуправления.17

Конституционный статус политических партий – важнейшая гарантия их существования и функционирования, Конституция РФ закрепляет принцип политического плюрализма, многопартийности.18

11 июля 2001 года был принят Федеральный закон «О политических партиях».19

Он не только достаточно подробно регламентирует деятельность политических партий, но и играет определяющую роль в становлении и развитии российской партийной системы.20

С принятием этого  закона политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.

Политическое многообразие означает наличие разнообразных  направлений в практической политической деятельности.21

Главной формой политического  многообразия является многопартийность.22

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:23

–  политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

–   в политической партии должно состоять не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии;

– руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и  программе.

Основными целями политической партии являются:24

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.25

Вмешательство органов государственной  власти и их должностных лиц в  деятельность политических партий, равно  как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной  власти и их должностных лиц, не допускается.26

Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации.27

Политическая партия в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, вправе:28

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и  задачи;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных настоящим Федеральным законом и иными законами;

в) участвовать в выборах  и референдумах в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации  и ликвидации;

д) организовывать и проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические  предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного  образования взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения  и союзы с другими политическими  партиями и иными общественными  объединениями без образования  юридического лица;

и) защищать свои права  и представлять законные интересы своих  членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую  деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.

Политическая партия обязана:29

а) соблюдать в своей  деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;

г) извещать заблаговременно  избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных  с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.30

В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных  законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального уполномоченного органа.31

Политическая партия может быть ликвидирована по решению  ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.32

Статья 30 Конституции РФ непосредственно не упоминает право на свободу граждан объединяться в политические партии, а говорит только о свободе объединений в целом. Но, как установил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 декабря 2004 года, из этой статьи и ее взаимосвязи со статьей 1, 13, 15 (ч.4), 17 и 32 Конституции РФ и статьей 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что в РФ свобода объединений в политические партии является неотъемлемой частью свободы объединений и что свобода политических партий, включая свободу создавать их и участвовать в них, гарантируется.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.   Место и роль политических партий (общественных объединений) в осуществлении народовластия

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое государство.34 Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.35

В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.36

Россия провозглашается  государством народовластия, или, иначе  говоря, демократическим государством (народовластие – «демократия» в переводе с древнегреческого).

Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в РФ. «Никто не может присваивать власть в РФ, – указывается в ст. 3. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».37

Таким образом, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами.38

Народ в Российской Федерации  реализуется в трех формах:

  1. Государственная власть, имеющая важнейшее значение, осуществляется Российским государством в целом, а также специальной системой государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ. Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей;
  2. Общественная власть – это власть общественных объединений и групп граждан.
  3. Власть местного самоуправления – это также форма народовластия.39

Народ Российской Федерации  осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной  власти и органы местного самоуправления.40

Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Политический плюрализм  способствует повышению эффективности  народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует  конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.41

Информация о работе Место и роль политических партий (общественных объединений) в осуществлении народовластия