Мировая политика и международные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:48, реферат

Краткое описание

Целью данной работы будет попытка раскрытия особенностей современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.
Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач:
Концептуализировать понятие международные отношения.
Сделать обзор основных теорий международной политики.
Выявить основные тенденции развития международных отношений и провести экстраполяцию.
Рассмотреть роль отдельного государства как акторы международных отношений.
Позиционировать Россию в системе международных отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия………...5
Основные теории международной политики …………………………….. 12
Современные тенденции развития международных отношений ………...16
Россия в системе международных отношений…………………………….22
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ КОММЕРЦИИ  И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по  дисциплине «Политология»

 

на тему: «Мировая политика и международные отношения»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнила студентка 1курса

                                                                 Заочного отделения

                                                             (вечерняя форма)

                                                           Воробьева Н.О.

                                                                        Научный руководитель

                                                                           К.п.н. Слоботчиков О.Н.

                                                         

 

 

Москва 2008

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

  1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия………...5
  2. Основные теории международной политики …………………………….. 12
  3. Современные тенденции развития международных отношений ………...16
  4. Россия в системе международных отношений…………………………….22

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………...27

 

Введение

В 1989 вышла статья «Конец истории?». На ее основе Фукуяма издал книгу «Конец истории и последний человек» (1992), которая вызвала бурную дискуссию обществоведов мира. Он доказывал, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», либеральная идеология западного общества окончательно победила всех своих соперников на поле битвы идей. От того, как будут складываться международные отношения в ближайшие годы, во многом зависит то, каким вступит мир в XXI век.

Целью данной работы будет попытка раскрытия особенностей современного состояния и развития международных отношений, чтобы выявить новые тенденции их изменений.

Для достижения этой цели необходимо выполнить несколько задач:

  1. Концептуализировать понятие международные отношения.
  2. Сделать обзор основных теорий международной политики.
  3. Выявить основные тенденции развития международных отношений и провести экстраполяцию.
  4. Рассмотреть роль отдельного государства как акторы международных отношений.
  5. Позиционировать Россию в системе международных отношений.
  6. Важным считаю проведение анализа влияния международных факторов на внутриполитическое развитие.

        Моя гипотеза заключается в следующем:

Сегодня разработка и  реализация внешнеполитических установок  перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов  (как правительственных, так и неполитического характера). В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников.

Что касается  России, то я считаю, внешняя политика в  настоящее время должна быть сориентирована на избежание изоляции и включение в мировое сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. На мой взгляд, Россия должна занять достойное место в системе международных отношений, основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном сотрудничестве.

       Рассмотрение международных отношений привело к выделению глобальных экспликативных теорий, построенных на частных гипотезах и методах, таких как: теория международных акторов, теория взаимодействий, теория стратегии, конфликтов и мира, теория интеграции; теория международной организации. В данной работе постараюсь применить эти подходы к изучению заявленной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международные  отношения: субъекты и формы  взаимодействия

Международные отношения  — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных  отношений является отсутствие в  них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения  выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Все международные отношения  можно подразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.

Международная или мировая  политика является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.

В современной мировой  политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств.

Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.

Межгосударственные организации  являются стабильными объединениями  государств, основанными на договорах, обладают определенной согласованной  компетенцией и постоянными органами.

Сложность межгосударственных отношений в политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели к созданию неправительственных организаций. Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

Как субъекты международных  отношений международные организации  могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет.

Международные организации  охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примера различных международных организаций можно привести:

— региональные организации, такие как Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

— организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная  Торговая Палата (МТП), Международный  Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

— организации в области  отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

— политико-экономические  организации, например: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

— профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

— демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

— организации в области  культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

— военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

— профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

— различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;

— религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

— Международный Красный  Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

— экологические организации: Гринпис и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые  органически вошли в систему  международных отношений и как  структуры ООН, и как самостоятельные  организации. К ним относятся:

— ВОЗ (Всемирная Организация  Здравоохранения);

— МОТ (Международная Ассоциация Труда);

— МВФ (Международный  Валютный Фонд);

— ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки);

— МАГАТЭ (Международная  Организация по Атомной Энергии);

— ЮНКТАД (Конференция  ООН по торговле и развитию);

— Международный суд.

Международные правительственные  организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой  политики выступают религиозные организации.

Чрезвычайно влиятельным субъектом формирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которым по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов внешнеполитической стратегии как своих стран, так и мира в целом.

Но все же роль всех вышеназванных субъектов остается пока несоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлять в мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятую социальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные с общенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальной целостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают, что государство — единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать в отношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государства по-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международных отношений.

Влияние, силу государства  на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его  положение в системе международных  отношений обусловливает целый  ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение  государства на мировой арене  определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Международные отношения  как систему нельзя понять без  взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношения складываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются основными участниками международных отношений и в качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам  относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия — это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Информация о работе Мировая политика и международные отношения