Модель олигополии. Модели олигополистического поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 03:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть характерные черты олигополии и изучить модели олигопольного поведения. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить сущность олигополии;
рассмотреть характерные черты олигополии;
рассмотреть модели олигопольного поведения;
изучить модель олигопольного поведения Курно;
рассмотреть модель, основанную на тайном сговоре.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Понятие и характерные черты олигополии.
1.1 Сущность олигополии. 5
1.2 Характерные черты олигополии 9
Глава 2. Модели олигопольного поведения.
2.1 Модель Курно …………......................................... 13
2.2 Олигополия, основанная на тайном сговоре ……………… 16
2.3 Модель лидерства в ценах……............................................ 20
2.4 Модель ломанной кривой спроса, основанной на тайном сговоре
Заключение…………………………………………………………... 33
Список литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по конкур. пол..docx

— 182.58 Кб (Скачать файл)

Олигополисты  не любят ценовую конкуренцию  и обычно те или иные методы ценообразования  сопровождаются неценовой конкуренцией. Типично то, что именно через неценовую  конкуренцию определяется доля рынка  для каждой фирмы.

На это  имеются две причины:

  • существует риск гибельной войны цен. Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами;
  • олигополисты имеют значительные финансовые ресурсы, позволяющие им заниматься неценовой конкуренцией.

2.4 Модель ломанной кривой спроса, основанной на тайном сговоре.

 

В первой половине XX в. считалось, что на олигополистических рынках у цен существует тенденция  быть жёсткими (неизменными). В 30–х гг. Пол Суизи разработал модель, демонстрирующую  весьма необычный вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии. Так её воспринимает каждая отдельная  фирма, и она показана на рис.2.5.

 

(количество  продукта)

Рис.2.5 Модель ломаной кривой спроса [9, с.270]

 

Особенности взаимодействия спроса и  предложения на олигопольных рынках проявляют себя так же, как и  на монопольных. Это обусловлено  прежде всего тем, что олигополисты, представляющие собой несколько  фирм, действующих в рамках одной  отрасли, на рынке стараются согласовывать  свои действия и ведут себя как  представители одной монополии. Причины подобного поведения можно объяснить с помощью рис. 2.6

Рис.2.6 Установление доминирующей цены в модели ломаной  кривой спроса

     Рис. 2.6 показывает цену 0р1, по которой продает товар одна из немногих производящих его фирм, и объем продаж данного товара фирмой – 0q1. Далее предполагается, что фирма решила увеличить объем продаж. Для этого ей необходимо понизить цену товара до уровня 0р2, чтобы привлечь к своему товару новых покупателей. В результате объем продаж увеличится до 0q2. Но одновременно сократится число покупателей у других продавцов-олигополистов и для того, чтобы такого сокращения не было, им придется пойти на понижение цены. В этом случае представленная на рисунке фирма должна еще больше понизить цены, скажем, до 0р3, только для того, чтобы сохранить увеличившееся от предыдущего понижения цен число своих покупателей. Получается, что оторвавшись от своих «коллег», эта фирма себя наказала – объем ее выручки и, соответственно, прибыли заметно сократился – сравним площади 0р1р1q1 и 0p3p3q2.

Вот почему олигополисты стремятся  действовать как одна большая  монополия и при установлении цены на свой товар придерживаются правила: цена должна отражать равенство  предельного дохода отрасли и  отраслевых предельных издержек.

Модель  ломанной кривой спроса показывает, почему на рынке существует стабильная доминирующая цена, не происходит колебания цен. Недостаток данной модели заключается в том, что доминирующая цена принимается за данную величину и неясно, как она была установлена.

В заключение данной главы следует повторить, что первая попытка создать теорию олигополии была предпринята А.О. Курно. Он высветил проблему олигополистической взаимосвязи, то есть необходимости каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении своей рыночной стратегии. Модель «лидерства в ценах» представляет собой средство, с помощью которого олигополисты могут координировать свое поведение, не вступая в прямой тайный сговор. Условие олигополии, основанной на тайном сговоре, — небольшое число взаимозависимых фирм благоприятствует тайному сговору. Примером такой ситуации является картель — группа производителей, действующих совместно и согласовывающих свои действия по поводу объемов выпуска продукции и цен с целью максимизации прибыли. При этом модель ломаной кривой спроса объясняет установление на рынке стабильной доминирующей цены.

 

 


Информация о работе Модель олигополии. Модели олигополистического поведения