Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:55, реферат
Цель работы – исследовать, как политика влияет на молодежь, какие непосредственно шаги предпринимаются и от кого они исходят, каких результатов достигают те или иные программы, какие инструменты для этого используются, так же выявить механизмы давления именно на эту социальную группу.
Введение
Понятие молодежь и ее определение в современных российских реалиях……………………………………………………..4
Государственные программы, направленные на молодежь.................5
Молодежные политические организации……………….......................7
Молодежь в политике: проблема неучастия..........................................12
Политические ориентации молодежи………………………................17
Заключение
4. Молодежь в политике: проблема неучастия
Молодежи
в обществе принадлежало и принадлежит
ключевое место. Это - возрастная группа,
которая со временем занимает ведущие
позиции в экономике и
Среди молодежи сегодня отчетливо выделяются несколько возрастных групп.
Младшая - это когорта 15-17-летних молодых людей, «чистая пост советская» генерация юношества.
Средняя возрастная группа (18-24 года) - своего рода «переходный возраст» от юности к состоянию «молодых взрослых». Старшие в этой группе еще были пионерами и комсомольцами, они хорошо помнят свое советское детство, но неоднозначно к нему относятся, находятся в поре становления, обучения, выстраивания жизненного сценария.
Старшая возрастная группа - 25-30-летние. Они уже принимают на себя удар последствий реформирования общества, и отражать его удается далеко не всем.
Следует отметить, что в пределах групп существует определенный антагонизм и молодые люди с разницей в возрасте в 3 года часто говорят на разных языках (не только в переносном, но и в прямом смысле - их сленг и набор наиболее употребимой лексики могут заметно различаться).
Молодежь трезво оценивает отношение власти и общества к себе как безразличное или откровенно потребительское. Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мирке. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха. Отсюда явно потребительское отношение к этим основополагающим ценностям
Рыночные
отношения расширили
За последние годы в результате непродуманной молодежной политики государства произошло отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет более старшее поколение.
У молодежи
уже нет той социально-
Из-за отсутствия у государства внятных и всеми поддерживаемых целей общественного развития, мобилизирующих ценностей и идеалов молодежь теряет ощущение Родины.
Большая часть опрошенных предпочитает реализовать свою активность в неполитических организациях. Основная форма таких организаций - так называемые тусовки, формирующиеся на основе общих интересов: спортивных, музыкальных и т.д. У этой категории молодежи формируются установки не на творческую самореализацию, а на пассивное потребление (квазипотребление) образования, культуры и труда.
Ценностные и идейные ориентации молодежи, конечно, в немалой степени производное от того системного кризиса, который существует в России. Очевидно, что происходит разрушение человеческого потенциала в таких жизненно важных сферах общества, как промышленное производство и наука.
Как утверждают
некоторые авторы, сегодня пути решения
проблем молодежи лежат в совершенствовании
системы государственной
Демократический выбор студентов отчетливо проявляется и в ответах на вопрос о том, какой политический режим необходим для вывода страны из кризиса, для наведения порядка.
Анализируя политические симпатии и антипатии студентов, следует в то же время обратить внимание, насколько известны партии и движения в студенческой среде.
Проведенный анализ показывает, что молодежь (от 17 до 26 лет) в целом политикой не интересуется. Так среди опрошенных девушек данный показатель составляет 54,1%. Юношей данная сфера общественной жизни так же мало интересует – 43,4% (см. Диаграмма 1).
Лично участвуют в политической деятельности только 2,6% респондентов мужского пола. Из них наибольшую активность проявляют 19-20летние (5,7% и 4,6% соответственно). Самые неактивные молодые мужчины в возрасте 24 лет (0%) (см. Диаграмма 2)
Диаграмма 1. Интерес к политике в молодежной среде
Диаграмма 2. Политическая активность мужчин
Диаграмма 3. Политическая активность девушек
Эти же показатели среди девушек еще ниже. Политически активны лишь 2% от опрошенных респондентов: наибольшая активность проявляется в 20 летнем возрасте (4,7%), наименьшая – в 17 и 21 год (0%) (см. Диаграмма 3).
Это дает основания полагать, что вступая во взрослую жизнь, девушки стремятся реализовать себя через политическую активность, однако, не достигнув желаемого результата, интерес к политике падает. Данный вывод только подтверждает стереотип российской политической культуры: «политика – не женское дело».
Если от личного участия молодежь старается отстраниться, то информацией о политических событиях она интересуется активнее. Среди респондентов мужского пола в целом по выборке он составляет 18,8%, среди респондентов женского пола – 8,9%.
Наибольший интерес политическая информация вызывает у молодых мужчин 26летнего возраста (31,3%), наименьший – 17-летних подростков (5,1%) (см. Диаграмма 4). Примерно такая же ситуация и среди женщин: более внимательно следят за информацией о политических событиях девушки в 25-26-летнем возрасте (12,9% и 12,5% соответственно), чем выпускницы школ в возрасте 18 лет (0%), (см. Диаграмма 5).
Больше всего за политической информацией следят молодые офицеры и милиционеры (41,8%), меньше всего – молодые рабочие (12,9%). Интересен тот факт, что 29,5% респондентов, отнесших себя к гуманитарной интеллигенции, политикой не интересуются.
Подобная ситуация же наблюдается и среди представительниц прекрасного пола, участвующих в опросе
Диаграмма 4. Заинтересованность информацией среди мужчин
Диаграмма 5. Заинтересованность информацией среди женщин
В целом можно отметить, что установка на неучастие в политике присутствует как среди мужчин, так и среди женщин. Это может быть вызвано различными обстоятельствами, как то отсутствие интереса, стремление реализовать себя в других сферах, решение более острых проблем (таких как жилищная, семейная и финансовая) или это может быть связано в большей степени со спецификой политического режима и политической культуры современной российской молодежи.
4. Политические ориентации молодежи
Молодежь нашей страны не симпатизирует молодежным политическим организациям (см. Таблица 1. симпатии молодежи)
Таблица1. Симпатии молодежи
Как мы можем заметить из приведенной Таблицы 1, российские юноши и девушки практически не симпатизируют молодежным политическим организациям. Лишь «Молодая гвардия» и «Наши» как «проекты Кремля» набирают в совокупности 17,3%. Уровень остальных соответствует статистической погрешности. 25,7% респондентов заявили, что не симпатизируют ни одной из представленных организаций, а 30,7% респондентов вообще не знают никаких молодежных общественно-политических движений.
Из тех молодых людей и девушек, которые интересуются политикой и активно участвуют в общественной жизни 62,6% - активисты «Молодой Гвардии», 27,3% участвуют в деятельности «Наших», 3,1% – участники «Молодежной организации «Союза правых сил», 2,9% – «Соколы Жириновского», 2,7% - «нацболы», а оставшиеся распределились по остальным движениям. Результаты перекрестного анализа показали, что молодые люди (41,2%) меньше участвуют в деятельности молодежных общественно-политических организаций, чем представительницы прекрасного пола (58,8%) (см. Диаграмма 6).
Диаграмма 6. Членство в общественно-политических организациях
На фоне вышесказанного интерес вызывает корреляция между интересом к политике и желанием работать в органах государственной власти. Несмотря на ярко выраженную аполитичность, работа в органах государственной власти остается относительно престижной профессией.
Таблица 2. Интерес к государственной службе
Как видно из Таблицы 2, количество тех, кто хотел бы и тех, кто уже работают в органах государственной власти, в совокупности составляет 29,4%. Это может говорить о существовании в сознании молодежи стереотипа о надежности и выгодности работы в государственных органах власти.
В связи с интересом к профессии государственного служащего респондентов попросили согласить либо не согласиться со следующими суждениями:
Таблица 3. «Настоящее России»
Из таблицы видно, что молодежь считает, что у руля государственного корабля стоят в основном представители номенклатуры, и России нужны молодые профессиональные кадры. Самое, на наш взгляд, важное в данной таблице, и что подтверждает гипотезу и консерватизме современной молодежи является ориентация молодежи на сильную личность во главе государства, что является авторитарной ценностью. Хотя 37,1% респондентов заявляют, что России нужна развитая демократия с опорой на институты и законы.
У молодежи четко формируются имперские взгляды на роль России в мире (56,8%). 51,2% опрошенных считают, что государство должно активнее контролировать бизнес. Можно считать, что курс на модернизацию, объявленную президентом, будет поддержан молодежью, так как 67% респондентов заявляют о необходимости скорейших перемен и реформ. 67.5% опрошенных назвали высшими ценностями права и свободы человека, которые нельзя ограничивать. 60,4% подтвердили, что для России необходима именно демократическая форма правления.
Если говорить об исторических эпохах и чувствах, которые они вызывают, то наибольшее чувство гордости в глазах молодежи вызывает эпоха Петра I (XVIII век), так сказали 39,9% опрошенных. Аналогичные чувства, но по отношению к сталинскому времени выражают 7,6% респондентов. Периодом Ельцина гордятся 2,4% респондентов.
Современные молодые люди отдают приоритет индивидуальным ценностям в противовес коллективным (59,1% и 40,4% соответственно).
Заключение
Проанализировав, что происходит
у нас в стране с молодежью, я пришла к
неутешительным выводам. В основном организацией
деятельности и социализацией молодежи
занимаются лица или партии, заинтересованные
в ней как в политической силе.
Молодежь трезво оценивает
отношение власти и общества к себе как
безразличное или откровенно потребительское.
Хочу привести такие данные 77% опрошенных
полагает: "Когда нужно они вспоминают
о нас". Может быть, поэтому современное
молодое поколение замкнулось в собственном
мирке. Молодые люди поглощены внутренней
проблематикой выживания в сложное и жестокое
время. Они стремятся получить ту культуру
и то образование, которые помогут выстоять
и добиться успеха. Отсюда явно потребительское
отношение к этим основополагающим ценностям.
Обобщая сказанное, рискнем
высказать предположение: за последние
годы в результате непродуманной молодежной
политики государства произошло отторжение
молодого поколения от тех культурно-исторических
ценностей, которыми жил и благодаря которым
еще живет наш народ.
Хотя нельзя не признать,
что положительные моменты тоже есть.
Я имею в виду программу по патриотическому
воспитанию. Но ее существенным минусом
является то, что она не массовая, хотя
стремится таковой стать. А нынешняя молодежь
нуждается именно в массовой организации.
На мой взгляд, проблема
молодежной политики должна быть одной
из первых в период власти Медведева. Может
быть это стандартная фраза, но все-таки
верная: Молодежь - наше будущее, потребительское
отношение к ней политиков может привести
к очень плачевным последствиям.
Я считаю, что, во-первых,
просто необходимо создание сильного
общероссийского, но не партийного, молодежного
движения. Молодежь нужно организовывать
и чем-то занимать. Это движение необходимо,
прежде всего, как инструмент социализации.
Далее, необходимо воспитывать политическую
культуру. Когда у нас она появиться уже
можно будет говорить о создании гражданского
общества, тогда молодежь и сама начнет
принимать участие в общественной и жизни
и станет, наконец, не объектом, а субъектом
политики. А ведь это с юных лет поможет
сформировать в гражданах чувство ответственности
за происходящее, и мы сумеем в корне изменить
наше общество.