Наблюдатели в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 03:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение правового статуса и юридической природы института наблюдателей в Российской Федерации, порядка проведения наблюдения за выборами.
Согласно поставленной цели, задачами работы являются:
1. Уточнить характеристику сущности института наблюдения за выборами
2. Дать определение наблюдателя в российском праве
3. Выяснить нормативную - правовую базу института наблюдателя в РФ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Наблюдатели в избирательном процессе……………………………………..4
1.1Развитие института наблюдателей в российском законодательстве………4
1.2Задачи и цели введения института наблюдения…………………………….6
1.3Правовой статус наблюдателя………………………………………………..8
2.Полномочия наблюдателя: законодательные основы и практика их применения……………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

правовой статус наблюдателей.docx

— 34.21 Кб (Скачать файл)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выдает иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного образца на основании представленных им документов (заявления об аккредитации в качестве иностранного (международного) наблюдателя, копии приглашения, а также документа, удостоверяющего личность иностранного (международного) наблюдателя). Удостоверение дает иностранному (международному) наблюдателю право осуществлять свою деятельность в период проведения выборов.

Срок полномочий иностранного (международного) наблюдателя начинается со дня его аккредитации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы РФ.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Федеральном законе «О выборах Президента РФ» специально отмечается, что избирательные комиссии, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны оказывать иностранному (международному) наблюдателю необходимое содействие в пределах своей компетенции.

Специально оговаривается, что иностранный (международный) наблюдатель осуществляет свою деятельность самостоятельно и независимо. Материально-финансовое обеспечение деятельности иностранного (международного) наблюдателя осуществляется за счет средств стороны, направившей наблюдателя, или за счет его собственных средств.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе встречаться с кандидатами, представителями политических партий и иных общественных объединений, наблюдателями.

Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве Российской Федерации о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям средств массовой информации только после окончания времени голосования на всей территории Российской Федерации.

Иностранные (международные) наблюдатели не вправе использовать свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы.

Оправданным выглядит правило, согласно которому Центральная избирательная комиссия России вправе отозвать аккредитацию иностранного (международного) наблюдателя в случае нарушения им общепризнанных принципов и норм международного права, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов.

 Можно заключить, что  права, обязанности, запреты, предусмотренные  законодательством России для  наблюдателей, автоматически распространяются  на иностранных (международных) наблюдателей  с теми дополнениями, которые  указанны в конкретных федеральных  законах и адресованы непосредственно  этой категории наблюдателей.

писок использованных нормативных – правовых актов

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Участие независимых наблюдателей в выборах является необходимым атрибутом избирательного процесса в демократически развивающихся государствах. Выявление наблюдателями и анализ наиболее распространенных нарушений избирательных процедур позволяет совершенствовать национальное избирательное законодательство и избирательные технологии. Присутствие на выборах иностранных (международных) наблюдателей помимо основной своей задачи – выявления степени легитимности результатов выборов – позволяет соотнести национальное законодательство и саму избирательную процедуру с международными избирательными стандартами.

Как зарубежный, так и отечественный опыт реализации института наблюдения за выборами свидетельствует о том, что атмосфера гласности в деятельности избирательных комиссий, присутствие наблюдателей на избирательных участках в день выборов в значительной степени формирует уверенность общественности в справедливости выборов и способствует более активному участию граждан в избирательном процессе.

Помимо вышеуказанного, наблюдатели выполняют целый ряд важных функций:

  1. Наблюдатели, являясь представителями гражданского общества, выполняют функцию общественного контроля за избирательным процессом, что в свою очередь свидетельствует о его гласности и демократичности
  2. Наблюдатели предотвращают нарушения процедуры проведения выборов, т. е выполняют превентивную функцию
  3. Наблюдатели являются источником информации, на основе которой могут быть сделаны оценки и заключения относительно подлинности официальных итогов выборов
  4. Анализ зафиксированных наблюдателями наиболее распространенных нарушений позволяет выявлять пробелы в избирательном законодательстве, в связи с чем создаются предпосылки для совершенствования последнего.

Несмотря на большую значимость института наблюдения опыт проведения избирательных компаний в государстве вскрыл значительные упущения как в нормативном регулировании действий наблюдателей, так и в практике организации наблюдения за выборами.

С учетом изученного материала можно сделать ряд практических рекомендаций:

  1. С учётом международной практики применения института наблюдения ввести использование долгосрочного наблюдения
  2. Модернизировать избирательные участки средствами информационных технологий
  3. Для урегулирования деятельности международных наблюдательных миссий, конкретизации международных обязательств государств по организации и проведению демократических электоральных процедур, открытости и доступности для проведения международного наблюдения за выборами и референдумами разработать международный договор (конвенция, соглашение и т.п.), который установил бы четкие стандарты поведения
  4. Продолжить работу Российской Федерации в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по выработке единых международных стандартов по наблюдению на выборах,
  5. Разработать федеральный закон "О наблюдении на выборах в Российской Федерации".

 


Информация о работе Наблюдатели в избирательном процессе