Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2015 в 13:16, статья
Исследуются проблемы идентификации и типологии научной элиты. Выявлены структура и типология научной элиты. Определены основные атрибутивные признаки научной элиты на информационно-когнитивном и социальном уровнях, а также качественные и функциональные отличия креативной элиты от других элитных групп в науке. Делается вывод о необходимости развития в белорусском обществоведении элитологии и социологии элиты как относительно самостоятельных научных дисциплин.
Второй слой креативной научной элиты – собственно креативная элита (ученые в возрасте от 25 до 55 лет). Ее качественные и функциональные особенности изложены выше.
Третий слой – предэлита (эмбриональная элита), к которой принадлежат наиболее способные к научной деятельности и одаренные студенты, аспиранты и молодые докторанты. Это – молодая научная смена, являющаяся резервом для развития науки, положительных социальных перемен и технологических инноваций [6, с.10].
Обобщая сказанное выше, можно дать следующее определение креативной научной элиты: креативная элита в науке – исследователи высшей квалификации, имеющие мировое или государственное (национальное) признание, добившиеся наивысших результатов в области достоверного научного знания, эффективно действующие в сферах организации науки, высшего образования, социально-политического консалтинга, обеспечивающие формирование парадигмальной системы научно-культурных символов и ценностей, занимающих руководящие позиции в научной иерархии.
Современная структура и функции административно-управленческой элиты в науке
Белорусская наука должна научиться «зарабатывать деньги». Это не значит, что все НИИ должны превратиться в коммерческие ОАО и преследовать главной целью получение прибылей. Просто надо научиться внедрять и использовать свои научные достижения. Надо научиться их коммерционализировать. Наука ради науки, если ее результаты не позволяют стране, ее финансирующей, строить конкурентоспособную экономику и инновационное общество, нуждается в реорганизации. Для того чтобы наука была интегрирована в социум и была эффективна в своей прикладной востребованности, необходимо наличие в науке особой функциональной элитной группы – ученых организаторов науки и профессиональных инновационных менеджеров.
Административно-управленческая элита в науке – это группа ученых и профессиональных инновационных менеджеров, обладающих инструментами власти в научном сообществе и принимающих стратегически важные решения.
В состав административно-управленческой элиты в науке можно отнести и руководителей НИИ и научно-практических центров, которые призваны осуществлять качественный стратегический контроль по научной компоненте исследовательских работ. Однако руководители НИИ и научно-практических центров, как правило, не являются высококвалифицированными профессионально подготовленными управленцами, которые могут обеспечить разработку новейших современных управленческих стратегий и успешно их осуществить. Именно поэтому в современной развитой науке, интегрированной в национальную инновационную систему, имеется такая большая потребность в высококвалифицированных профессионально подготовленных управленцев.
Структура административно-управленческой элиты в современном ее виде представлена на рис. 3.
Структура административно-управленческой элиты определяется основными функциями управления в научно-инновационной сфере. Причем конституирующим и видообразующим признаком является выработка и принятие стратегических управленческих решений, и обеспечение их трансляции на уровень научного сообщества и общества в целом. Представители административно-управленческой элиты, ее верхнего слоя (топ-элиты), как правило, рекрутируются из когорты ученых профессионалов, проявивших способности и таланты руководителя научного коллектива и организатора науки. Однако сегодня идет процесс трансформации административно-управленческой элиты в науке. Развитие постиндустриального общества вызывает появление новых социальных функций в науке и соответствующих слоев и функциональных элитных групп в научной сфере. Особенно это касается структуры административно-управленческой элиты, в которой все большую роль начинают играть профессионально подготовленные инновационные менеджеры, обеспечивающие интеграцию фундаментальной и прикладной науки с экономикой на базе наукоемкого производства и высоких технологий. Для этого надо создавать соответствующую инновационною инфраструктуру: центры внедрения научных результатов, трансфера технологий, научные бизнес-инкубаторы, парки передовых высоких технологий и др. Соответственно возникла нужда в новой генерации управленческой элиты. Причем в этой элитной страте могут выделиться стратегические группы (субэлиты), т.е. носители новых управленческих идей, принципиальных сценариев развития научной сферы и ее интеграции в инновационную экономику и ее инфраструктуру. Главным условием вхождения в эти стратегические группы (субэлиты) является не столько статус, сколько интеллектуальный потенциал и способность генерировать новые подходы и сценарии развития. Это – новая генерация административно-управленческой научной элиты. Ее можно назвать инновационной элитой, представители которой занимают властные позиции на различных уровнях управления в науке и ориентируются в своей деятельности на адаптацию научных организаций (и/или научного комплекса) к инновационной экономике и их интеграцию в инновационное развитие отрасли, региона и страны в целом. В определенной мере это первые ростки новой для Беларуси национальной инновационной элиты, нового «стратегического субъекта» государственного управления. И это вполне обоснованное мнение. Беларусь сегодня не может себе позволить задержки на пути роста инновационной активности и восприятия инноваций. Белорусская наука не на словах, а на деле должна стать локомотивом национальной инновационной системы. Особая роль здесь отводится Национальной академии наук, представляющей сегодня мощный научно-производственный комплекс, интегрированный в экономику страны.
Литература
1. Савельев, А.Д. Идентификация и формирование научной элиты / А.Д. Савельев // Социологические исследования. 1995. № 2. – С. 20.
2. Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом // Поиск. 1994. № 30 (272). 12— 18 авг.
3. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. – 153 с.
4. Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1. СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1993. – 153 с.
5. Коношенко, Л.И., Савельев, А.Д., Сейдова, О.В. Методы выбора тематики научных исследований в вузах. / Л.И. Коношенко, А.Д. Савельев, О.В Сейдова. – М.: НИИВШ, 1985.– 187 с.
6. Фирсов, Б.М. Воспроизводство научной элиты / Б.М. Фирсов // Социологический журнал. 1998. № 1/2. – С. 10.
M.I. ARTJUKHIN
SCIENTIFIC ELITE: IDENTIFICATION AND TYPOLOGY PROBLEMS
Summary
Problems of identification and typology of scientific elite are investigated. The structure and typology of scientific elite are revealed. The basic attributive signs of scientific elite are defined on is information-kognitivtion also social levels, and also qualitative and functional differences of creative elite from other elite groups in a science. The conclusion about necessity of development for the Belarus social science elite sociology as concerning independent scientific disciplines becomes.