Научно техническая политика России и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Под научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мероприятий, которые обеспечивают комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны. Научно-техническая политика является составляющей инновационной политики и припускает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства для их развития.
Научно-технический прогресс как единое взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники является одной из важнейших сфер деятельности государства, которое сознательно ставит на службу человечеству новейшие научно-технические достижения.

Содержание

Глава 1. Сущность и содержание научно-технической политики государства.
Глава 2. Особенности научно-технической политики в РФ.
Глава 3.Особенности научно технической политики в США.
Глава 4. Вывод.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.92 Кб (Скачать файл)

а) борьба с международным терроризмом, укрепление основ внутренней безопасности и национальной безопасности США в широком смысле этого слова;

б) обеспечение устойчивых темпов экономического роста страны как в краткосрочном, так и долгосрочном плане на основе ускоренного научно-технического прогресса;

в) повышение качества жизни американцев, главным образом, путем совершенствования системы здравоохранения и медицинского обслуживания;

г) всемерное развитие энергетики и энергетического сектора;

д) сохранение качества окружающей среды.

Главным фактором достижения этих целей является повышение расходов на проведение НИР [2, с. 78].

США - одна из первых стран, в которой информационные технологии стали стратегическим ресурсом, широко развитым и используемым в экономике, политике, военной сфере и многих других областях.

Активная роль государства в инновационной сфере обусловлена критически высоким значением новых технологий для поддержания национальной безопасности и конкурентоспособности страны на мировой арене.

Рост финансирования НИОКР в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики является одним из главных приоритетов научно-технической политики США. В официальных документах значится, что исследования и разработки помогут решить проблемы, стоящие перед США в таких критически важных для сохранения национальной экономической конкурентоспособности областях, как здравоохранение, оборона, энергетика, сохранение окружающей среды и т. д. .

Важную роль в формировании научно-технического потенциала страны играют исследователи. В США высоко ценится человеческий потенциал в экономике знаний. Понимая важность для науки высококвалифицированных кадров ученых, правительство США проводит целенаправленную политику привлечения «свежих умов» в свою страну, одновременно совершенствуя систему подготовки профессиональных исследователей .

Иммигранты оказывают заметное позитивное влияние на экономику США. Весьма наглядно это проявляется в научно-технической сфере, в образовании и здравоохранении, куда США особенно охотно привлекают специалистов из-за рубежа. В ряде областей науки (компьютерные, инженерные науки, математика, биология), в медицине и в некоторых наукоемких отраслях экономики от 1/3 специалистов высшей квалификации составляют выходцы из других стран. Например, с 1990-х годов по 2005 год в среднем каждый третий лауреат Нобелевской премии в США в области медицины и психологии был выходцем из-за рубежа .

Данные официальной переписи населения США 2000 года, в частности, показывают, что не менее 22,4 % американских граждан с учеными степенями имеют иностранное происхождение. К этой категории относились 16,5 % ученых и инженеров со степенью бакалавра, 29 % - со степенью магистра и 37,6 % - доктора наук. Показательно, что хотя в 1990-е годы относительная доля иностранцев составила 42,5 % от общей численности американских специалистов, за это же десятилетие численность иммигрантов-докторов наук достигла 62,4 % .

Главным в научной политике администрации Дж. Буша является упор на междисциплинарный характер современных научных изысканий; с этой точки зрения главным объектом внимания федеральных министерств и ведомств, осуществляющих научно-техническую политику, является забота о развитии инфраструктурного обеспечения НИР и расширенном воспроизводстве высококвалифицированных научных кадров, получающих финансирование как по линии федерального правительства, так и из других источников. Одна из главных проблем национальной научно-технической политики видится, прежде всего, в обеспечении координации деятельности и научных программ федеральных министерств и ведомств, а также международных программ. Как указывается в программном документе администрации Дж. Буша, «все более отчетливо проявляющий себя междисциплинарный характер научных исследований, растущие объемы необходимых инвестиций в инфраструктуру научно-исследовательских центров и интернациональный характер современной науки требуют формирования новых управленческих структур и глобальных усилий по стимулированию научного прогресса» .

Однако наиболее важным составным элементом в подходе администрации Дж. Буша к дальнейшим путям развития американской науки является не поиск новых направлений «революционных реформ», а совершенствование механизма повседневного управления научными исследованиями на основе фундаментальных принципов развития и совершенствования научно-технического потенциала, заложенного еще в прошлом веке.

В начале ХХI века первое место с отрывом от остальных научных дисциплин занимали медико-биологические науки, на долю которых в 2001 году приходилось 58,6 % всех расходов на академическую науку. При этом на первое место уверенно занимали медицинские науки, доля которых составляла 31,1 %, в то время как доля собственно биологических наук - 27,5 %. Вторую позицию занимали технические науки, доля которых составила в начале века 15,3 %. Третье место занимают физические науки (физика, химия), доля которых составила 8,6 %, на четвертом месте - науки о Земле (включая атмосферные и океанические науки) - 5,6 %. Социальные науки (экономика, политология, психология) находились на пятом месте - 4,4 %. Доля компьютерных наук составила 2,9 %, а доля физиологии (как отдельной научной дисциплины) - 1,8 %. На последнем месте находились математические науки - 1,1 % [2, с. 71].

В 1998 - 2002 годах дополнительные ресурсы шли на программы в области биологии и здравоохранения, однако после событий 11 сентября 2001 года внимание переключается на программы внутренней безопасности, с 2006 - 2008 годов активно растет финансирование программ исследований космоса, с 2007 года - программ повышения конкурентоспособности экономики. Также идет увеличение Национального научного фонда за счет программ по физике, математике и информатике. Появление новых научных программ в стратегии администрации означает постепенное свертывание расходов на старые программы [3].

В проекте бюджета США на 2009 финансовый год, представленном президентом Дж. Бушем конгрессу в феврале 2008 года, администрация планировала сохранить приоритетное финансирование оборонных исследовательских программ. Безусловное лидерство в расходах, как и в предыдущие годы, у Министерства обороны, далее следует здравоохранение (его научно-исследовательский бюджет втрое меньше) и исследование космоса (примерно 10 % от финансирования НИОКР Министерства обороны) .

В целом США удерживают позицию лидерства в сфере науки и технологий и обладают конкурентными преимуществами перед другими странами. Развитие направлений фундаментальной и прикладной науки зависит целиком от финансовой поддержки государства. Государственная стратегия приоритетов финансирования в области науки, техники, технологий определяет место страны в мировом масштабе в данных областях. Подобная политика государства имеет огромное значение, определяя научно-технологическое будущее своей страны и многих других государств. Достижения в науке и технологиях США могут быть востребованы во всем мире.

Ведущими центрами развития науки и технологий в США являются университеты.

Первые 10 университетов, открывающие рейтинги лучших вузов мира, являются американскими, и они по праву занимают эти места, будучи ведущими исследовательскими центрами мира. Это Гарвардский университет, Массачусетский технический институт, Стэндфордский, Принстонский, Йельский, Пенсильванский, Калифорнийский университеты и другие.

Ведущим преимуществом американских университетов является интеграция науки и образования. Система высшего образования в США - основной сектор проведения фундаментальных исследований в стране. 235 исследовательских университетов США и несколько крупных исследовательских университетов Канады фактически составляют основу научного потенциала этих стран, позволяют занимать ведущие позиции в мировой науке. Важным конкурентным преимуществом лучших американских университетов является сложившаяся организация учебного процесса, позволяющая сочетать в одном учебном заведении научно-исследовательские лаборатории и учебный процесс.

Важным элементом функционирования высшей школы является финансовый аспект. Финансирование образования в США - одна из главных прерогатив государства. Образование - это общественное благо, и инвестиции в человека являются в развитых странах главной ответственностью государства.

Наряду с университетами важную роль в развитии науки и технологий играют научно-исследовательские центры.

На протяжении века научно-исследовательские центры влияют на характер деятельности США на международной арене. Эти учреждения представляют собой независимые институты, созданные для проведения исследований и приобретения знаний, применимых в разных областях. Необходимо также отметить преимущество данных центров над университетами в разработке тех или иных стратегий по национальной безопасности. Так, в университетах научно-исследовательская работа зачастую определяется предоставлением теоретических и методических рекомендаций, лишь отдаленно связанных с реальными политическими проблемами. В правительстве же должностные лица, погруженные в частные вопросы политики, оказываются не в состоянии разработать оптимальную методику для решения проблем. Поэтому основная функция «мозговых центров» - помочь восполнить этот пробел, объективно существующий между идеями и их реализацией .

Таким образом, стремительное развитие науки и высоких технологий определяет лидирующее место США в мире. Масштабные проекты финансирования научно-технологических достижений в США настораживают научные круги других развитых стран. По мнению некоторых ученых, развитие современной науки уже перешло критическую черту в обеспечении безопасности мирового сообщества. Ведущим странам мира необходимо выступать с широкими международными инициативами по формированию правового механизма, надежно препятствующего созданию таких видов оружия и технологий, которые могут обернуться для народов планеты уничтожением.

Таким образом, можно сделать вывод, что основные достижения в науке и технологиях, разрабатываемые как в университетах, так и в исследовательских центрах США, находятся на высоком уровне.

Изучение космоса, разработка нанотехнологий, биотоплива, развитие биологии и других направлений в науке является важным для государства, определяет лидирующее место США в мире в данной области, делает экономику страны сильной и конкурентоспособной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Вывод.

Подводя наиболее общие итоги можно сделать следующие теоретические выводы:

1. Научно-технический прогресс, как постоянно действующий фактор стратегического масштаба, стал занимать все большее место не только в экономических, но и в политических расчетах современных государств. Воздействие на внешний мир примером своих социально-экономических достижений, необходимость ускорения научно-технического развития поставило на повестку дня вопрос об эффективности своей экономики, о постоянном собственном обновлении техники, технологии и оборудования. В это же время государственная научно-техническая политика не предполагает некую автаркию, полное обновление в научно-технической сфере. Наоборот, одним из генеральных ее направлений является всестороннее, взаимовыгодное, международное разделение труда в области развития науки и техники и на этой основе поиск реальных путей повышения эффективности производства.

2. Уровень, темпы и характер научно-технического прогресса зависят от путей, формы и способов разрешения противоречий, которые возникают в научно-технической сфере. Своевременное выявление и преодоление назревающих противоречий рассматриваются научно-технической политикой как объективная диалектика прогресса науки и техники и важнейший источник ускорения социально-экономического развития общества. Трудность в преодолении противоречий заключается в том, что, к сожалению, действующий сегодня хозяйственный механизм не всегда еще обеспечивает в ходе борьбы противоположных тенденций реализацию примата народнохозяйственного подхода, иногда еще узко ведомственный, а иногда и частный интерес получает преимущество.

3. Значительное расширение спектра задач по внедрению новейших достижений науки и техники в связи с интенсификацией общественного производства определило возрастание роли научно-технической политики по практической реализации накопленного научно-технического потенциала и выявлении приоритетных направлений его дальнейшего увеличения. Эта роль наиболее полно отражается в функциях научно-технической политики. Именно в функциях проявляются фактически все, или, по крайней мере, атрибутивные связи научно-технической политики, ее направленность, основные цели.

Одной из ведущих функций научно-технической политики является планирование научно-технического прогресса, которое охватывает проведение научных исследований и технических разработок, освоение в производстве новых видов техники и технологии, ввод в действие головных образцов технологического оборудования, финансирование научно-исследовательских работ, подготовку научных кадров и конечные технико-экономические результаты использования достижений науки и техники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Актуальные проблемы  современной научно-технической  революции. -М.: Политиздат, 1970. 213 с.

2. Васильев, В. С. Американская политика в области науки / В. С. Васильев // США, Канада: экономика - политика - культура. - 2005. - № 7. - С. 64 – 79

3. Кочетков, Г. Б. Республиканская партия  и наука / Г. Б. Кочетков // США, Канада: экономика - политика - культура. - 2006. - № 12. - С. 38.

 

 


Информация о работе Научно техническая политика России и США