Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:52, реферат
Политика – от древне греческого “полис”, означает управление делами государства. Двоякое отношение к политике – 1) как к чрезвычайно благородному делу, 2) грязное дело. Сама по себе политика не может быть чистой или грязной, ее такой делают люди. Ядром политики всегда выступает власть. Власть дает огромные привилегии. Во власть и в политику идут люди, которые не имеют политического призвания, идут туда за привелегиями. Никола Макъявиачелли дал определение политики – это борьба за власть, ее завоевание и использование.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ПРИРОДА И СВОЙСТВА ПОЛИТИКИ
Политика – от древне греческого “полис”, означает управление делами государства. Двоякое отношение к политике – 1) как к чрезвычайно благородному делу, 2) грязное дело. Сама по себе политика не может быть чистой или грязной, ее такой делают люди. Ядром политики всегда выступает власть. Власть дает огромные привилегии. Во власть и в политику идут люди, которые не имеют политического призвания, идут туда за привелегиями. Никола Макъявиачелли дал определение политики – это борьба за власть, ее завоевание и использование. По своей природе и по характеру политика меняется медленно. Этапы развития политики: 1) на религиозной основе строилась древняя греция, власть объяснялась божьей волей. Правитель – наместник бога на земле. Древние греки идеализировали политику. 2) 2 половина 15 века. С политики срывается религизный подход. В политике Н.М. все средства хороши. В работе “государь” даются рекомендации, какие надо использовать методы, чтобы обмануть толпу. Это для общественного блага. Политик должен уподобляться животным – льву и лисице. 3) эпоха зарождения буржуазных отношений. В политике появляется новое явление – диалектический метод (Гегель). На основе Гегелевской концепции выводится обоснование существования государства. Жан Жак Руссо впервые говорит о демократии, но большинство было при феодаьной зависимости. Поднимается проблема правового государства. Вопросы – разделение властей. 4) Марксизм. Положил начало материальному пониманию истории. История – процесс, который имеет свои закономерности и история развивается по спирали, поднимаясь к высотам прогресса и каждая ветвь – это формация. Каждой формации соответствует определенная политика. 5) 1 половина 20 века. Происходят первые мировые войны, появление нового вооружения. В 1 первой половине 20 века появляются 2 политические школы – 1. американская школа – главное в политике – изучение государства. 2. в западной европе – исходит из того, что наука о власти. Российская политическая наука всегда придерживалась второго. 6) начало 2 половины 20 века. Политика как искусство возможного. Американские политологи: политика пронизывает собой все сферы общественной жизни. Сферы: 1. экономика, 2. культура, 3. религия – всегда была политизирована, 4. наука (утечка мозгов например). 5. спорт. Человек в принципе не может быть аполитичным. Политика постоянно занимается человеком, если даже он не занимается политикой. Жизнь человека зависит от рождения от политики. Шпенглер: политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь – есть политика. Субъект политики: субъект – тот, кто политику творит – личность, класс, нация, народ (утопические представления), объект – к кому – население страны. политике присуще такое явление как элитаризм – политику творят лишь избранные. Негативные последствия – оторванность элиты от масс, коррупция. СВОЙСТВА ПОЛИТИКИ: 1) универсальность – это способность воздействовать на все стороны жизни общества. 2) сочетается с неполитическими отношениями. 3) проникающая способность.
ЗАКОНЫ ПОЛИТИКИ: в политике крайне редко употребляются слова – всегда или никогда, в политике: допустимо все. В политике не существует четких, раз и навсегда зафиксированных законов. Закон в политике действует как тенденция – можно применить с учетом обстоятельств. Сложно понять политические законы, т.к. задействовано много людей. Главную определяющую роль играют интересы. Пальмерстон: у Англии нет вечных друзей, врагов, вечны для нее только интересы. Когда государство забывает о собственном интересе, оно начинает переживать государственный кризис. Политика основана на мифах. Ведущий миф – политический миф о демократии. Один из мифов – борьба демократии с антидемократическими тенденциями. Когда в мире существует один центр, это грозит потрясениями с международной политике. ВЗАИМОСВЯЗЬ – политика и экономика – правило золотой серидины. К сожалению с 1989 года политика превалировала над экономикой.
СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ВЛАСТИ
Власти однознчного определения нет. Власть в конечном счете – господство одних над другими. Либо власть как оказание влияния одних над другими. На протяжении многих веков власть была непрекращающимся господством. Власть употребляет 2 основных метода воздействия на людей – прнуждение и убеждение. Метод убеждения связан с манипулированием сознанием (например НЛП). Власть явление социальное – только в обществе. Появилась с появлением частной собственности. Власть становится публичной. Качество власти – ее таинственность. Власть заинтересована в том, чтобы оставлять часть своих дейтсвий нераскрытыми. «Власть необъяснима и в этом ее сила”. Это основано на чувтсве страха, авторитете, зависимости. ФУНКЦИИ ВЛАСТИ в обществе – 1) поддержка общественного порядка и стабильности, 2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов. 3) достижение общественного согласия (консенсус), 4) принуждение во имя социально значимых целей – только власть имеет законное право на принуждение своих граждан. 5) управление делами общества.
Общество
без власти – это анархия.
Анархия – безвластие. Россия
является родиной наиболее
ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ: 1) сила, различают силу и насилие. Когда власть применяет насилие, это показывет ее слабость. Сила – способность власти в сложной ситуации найти наиболее правильный выход. 2) богатство, у кого есть деньги, тот как правила стремится во власть. 3) информация. Власть 2х видов – конструктивная, созидающая и разрушительная, деконструктивная. Начиная с 89 года власть в России носит деконструктивный характер. Основные свойства власти: 1) абстрактность (власть – форма отношений), 2) структурность – те кто управляет, те, кем управляют. 3) ограниченность – абсолютной власти не бывает, власть ограничена правом, а раньше нормами и традициями. 4) направленность – наличие определенной цели. Власть всегда имеет цель и декларирует ее, но всегда имеет цель скрытого характера. 5) скрытность, из-за несовпадения целей объекта и субъекта власти. 6) универсальность – способность проникать во все сферы общества. Власть есть везде. Средства для захвата власти самые разнообразные. Вывод: одну власть сметаем, на ее месте возникает другая. Вместе с властью появляется оппозиция. Оппозиция необходима обществу – если бы не существовало оппозиции, мы бы не знали почти ничего о воласти. Опасаясь оппозиции власть вынуждена корректировать свой курс. Оппозиция может быть конструктивной. Конструктивная опозиция имеет альтернативу прогрессивных действий. Оппозиция может быть деструктивной – только критика. Оппозиция может быть фиктивной. Желательно, чтобы оппозиция работала открыто. Проблема “человек и власть” – самое тяжелое испытание. Во всех странах власть дает большие привелегии.
РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И РЕСУРСЫ ВЛАСТИ
Чтобы ограничить власть разрабатывались различные механизмы. Монтенсье: в 18 веке предлагает ввести принцип разделения властей – власть должна делиться на 3 ветви: законодательная (выбирается всем народом), исполнительная (правительство, президент), судебная (не зависит от других). главная задача судебной власти – разрешить споры между законодательной и исполнительной властью, решения судебной власти неоспоримы. В 1993 году по новой конституции РФ мы имеем формальный принцип разделения властей. Приоритет у исполнительной власти, особенно у президента. Президент обладает физически выполнимым кругом полномочий. Судьи назначаются президентом. Полномочия парламента – исключительно урезаны, парламент не имеет практически никаких прав. Парламент формируется президентом, а победившая партия не хрена. Принцип разделения властей у нас не работает. У нас очень сильная традиция – мы преувеличиваем роль личности. В современном мире президент не самостоятельное лицо. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ – это сресдвта, которые применяются властью для оказания влияния на массы. 1 ресурс власти – это сила. 2 ресурс – это деньги, 3 – СМИ. Главным ресурсом являются чувства людей – религиозные и национальные чувства. Тоффлер: власть имеет 3 качества – 1) власть, основанная на насилие, 2) власть денег, 3) знание.
СУВЕРИНИТЕТ И ЛИГИТИВНОСТЬ ВЛАСТИ
Суверинитет – этому понятию больше 400 лет. Критерии суеринетета – 1) верховенство государственной власти на данной территории, 2) независимость во внешней политике. В современной России идет речь о суверинетете местных властей – этого не может быть (распад государства). ЛИГИТИВНОСТЬ – законность власти. Это значит поддержка власти. Макс Веббер: 3 типа легитивности власти: 1) традиционная лигитивность, должна быть представителем династии. 2) харизма – власть выдающихся личностей. Наибольшее количество харизм появилось в 20 веке. Они возникли в трудные моменты жизни общества. Преимущества харизматического правления – люди верят харизме. Недостаток – люди умирают, начинается смута. 3) рационально-правовая лигитивность – все посты определяются выборами. Потрея лигитивности из-за 1) всеохватывающей коррупции власти, 2) неэффективная экономическая политика, 3) применение грубого насилия по отношению к народу. Лигитивность власти в России очень низка.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
Политическая система – механизм осуществления власти. Структура политической системы: 1) государство – ядро политической системы, 2) политические партии – служат посредниками между обществом о государством. 3) общественные организации и движения (профсоюзы), 4) нормы и законы, по которым живет общество. От чего зависит выбор политической системы: 1) от исторических особенностей государств, 2) традиции и национальные особенности. 3) особенности конкретного этапа развития страны. При наличии основных компонентов политической системы в каждой стране создается специфическая конфигурация этих компонентов. Понятие политической системы было введено в 50-у годы 20 века. До этого пользовались понятием “форма правления”. Авман, Истон – американские политологи – предлагают основные разработки. Истон выделяет основные функции политической системы: 1) распределение ценностей и ресурсов. 2) обеспечение прнятия большинством граждан распределительных решений как обязательных. Политическая система испытывает к себе основные требования, с другой стороны граждане будут оказывать поддержку политической системе, если она их устраивает. ВИДЫ ТРЕБОВАНИЙ: 1) распределительные – о заработной плате, о рабочем времени, получение образования, медицинское обслуживание, 2) регулирочные требования – обеспечивают существующую безопасность, контроль над производством и рынком. 3) коммуникативные требования – предоставление полной политической информации. В чем заключается поддержка: 1) исправная уплата налогов, 2) выполнение воинского долга, 3) патриотизм, 4) уважение к властной структуре. Основные задачи, которые ставит политическая система: 1) властно-интеграционная – это интеграция общества, объединение в единое целое, это объединение идет на базе общих ценностей и идеалов. 2) целе-полагающая задача – определение целей общства. 3) организаторская – мобилизация всех людских ресурсов. 4) регулятивная – придание законности политике.
Изучением политических систем занималось немало исследователей. Первый – Платон. Дает типологизацию политических систем. Имеется 3 основных типа политических систем: 1) монархия – если избегать искаженной формы (террании), то этот тип политической системы наиболее приемлим. 2) аристократия – власть наиболее просвященных людей. надо избегать олигархии, т.к. она стремится к накоплению своих богатств. 3) демократия, Платон и другие – наихудшая форма политической системы – величайшая свобода всегда ведет к величайшему рабству. В современном мире обычно выделяют 2 основных принципа построения политической системы: 1) моноцентризм – наличие единого центра – вся политическая система управляется из единого центра и выстроена она вертикально. Моноцентризм для некоторых очень необходим – во время войны или револяции например. Отрицательная сторона моноцентризма – не учитываются интересы низовых структур. 2) Плюрализм – много вариатов, должна быть свободна борьба идей и мнений – отсутствует монополия на истину, наличие альтернативных политических институтов (оппозиция), наличие у каждой социальной группы своего представительства в политической жизни (наличие партии). Обычно делять политическую систему на – 1) тоталитаризм, 2) авторитаризм, 3) демократию. Чистых политических систем не существует.
1) ТОТАЛИТАРИЗМ – в переводе – всеобщность, целостность, полнота власти. 3 типичных вида – 1) итальянский фашизм, 2) немецкий нацизм, 3) правление Сталина. Общие черты тоталитаризма – наличие единой партии, наличие вождя, культ вождя, идеалогизация общества. Применение репрессий против инакомыслящих. Каждая тоталитарная политическая система ставила перед собой принципиально отличные задачи: итальянский фашизм – создание сильного итальянского государства (в этом желании ничего плохого нет), нацисткая германия – мировое господство, в основе которого рассовое учение – высшие и низшие рассы. СССР – в краткие сроки производилась индустриализация (10 лет – с 29-го года), выживание во враждебном окружении. При столкновении между собой оказалось, что советская тоталитарная система была наиболее крепкой – огромная поддержка населения. Тоталитарная система просуществовала у нас с 29-56.
2) АВТОРИТАРИЗМ
– промежуточное место.
3) ДЕМОКРАТИЯ
– выступает как нормативный
идеал. Роберт Даль считает
не этичным употреблять слово
“демократия” и предлагает
Исторически сложились 2 формы – монархия (власть одного лица). 3 разновидности: 1) абсолютная монархия, как правило они завершают свое существование в результате революции. В современном мире – Саудовская Аравия, Оман, Катар и т.д. 2) дуалистическая монархия – сильный монарх продолжает сохранять роль, но появляется стремящаяся к власти буржуазия. Создание буржуазного парламента. Россия была такой 1905 –1917. В соврременном мире – Иордания, Марокко, Кувейт. Дуалистическая монархия недолговечна. 3) конституционная монархия – в Великобритании монарх царствует, но не правит. Монарх сохраняет традиции. Вторая форма правления – РЕСПУБЛИКА – “дело народа”. Отличие – основные ветви власти выбираются. 3х видов: 1) президенская республика – США. Суть – президент занимает 2 поста – глава государства, глава правительства. Полномочия президента очень велики, но существует система сдержек и противовеса – во-первых реальный импичмент, президент обладая правом ВЕТО обязан подписать документ, если ровно через 2 недели вновь обсужденный закон прийдет в той же формуллировке. 2) парламентская республика – более распространена. Главный – парламент и все решения принимаются им. Президент выбирается парламентом, правительство отвечает перед парламентом. ФРГ, Италия и др. 3) смешанные – Франция. Четкий баланс сил между президентом и парламентом. Эта система введена при генерале Де Голле после 2-ой мировой войны. Россия не относится не к одному типу. Это супер-президентская республика.
ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Как организуется территория страны. Выделяют 3 формы: 1) унитарное – единое, пример – Франция. Деление на области, но государство единое.
2) федерация
– деление на субъекты
СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
Информация о работе Основное содержание, природа и свойства политики