Количественный метод предполагает
статистический анализ политической активности,
анкетные обследования и интервью участников
политических действий, а также лабораторные
эксперименты, состоящие в моделировании
определенных политических ситуаций с
целью разработки наиболее вероятного
сценария будущих действий.
Метод
принятия решений заключается
в принятии и реализации политических
решений, посредством которых предполагается
не только достичь определенных
политических целей, но и одновременно
проверить правильность выводов,
полученных с помощью других
методов анализа.
7. Американская
школа политологии.
В развитии американской политологии
можно выделить следующие периоды:
1. с конца
ХIХ века до 1-й Мировой войны.
2. между двумя
мировыми войнами
3. после 2-й
Мировой войны до сегодняшних
дней.
Первый период характеризуется
организационным оформлением и
закреплением новой области американского
общественного знания. При крупнейших
американских университетах (Колумбийском,
Корнеллском, Йельском, Гарвардском, Принстонском
и др.) создаются высшие школы,
либо отделения политической
науки. Одной из таких школ
была Школа политической науки
Колумбийского университета, основанная
в 1880 г., с которой американские политологи
связывают рождение политической науки
как специальной учебной дисциплины.
Политическая
наука в США с самого начала
своего организационного оформления
обратила особое внимание на
связь государства с обществом,
а также на эмпирический подход
к анализу деятельности государственных
и иных институтов. С этой целью
в США создаются специальные
центры по проведению эмпирических
исследований.
Существенные
изменения в американской политологии
происходят в период между
двумя мировыми войнами. На состояние
и развитие политической науки
США, на профессиональную и общественно-политическую
деятельность американских политологов
в этот период несомненное
влияние оказали «великая депрессия»
и «новый курс Рузвельта», а
также возникновение в ряде
стран Западной Европы фашистских
и авторитарных режимов.
Суть
происходящих изменений состоит
в противодействии и взаимодействии
двух основных направлений в
американской политологии: сциентистского
и антисциентистского.
О
сциентическом направлении можно
судить из работ Дж. Кетлина, который
утверждал, что политическая наука
должна быть свободна от ценностей,
должна интересоваться ценностями,
а не целями. Задачей политолога
не является обучение людей
политическим ценностям. Его дело
состоит в том, чтобы научить
принципам техники, а также рассказать
о том, что можно сделать с
определенным материалом.
Сциентическому
направлению противостояло атисциентическое.
В частности, по мнению Ч. Бирда
политологи должны развить творческий
дух в своей области знаний.
Сциентизм, по его мнению, не способствует
развитию такого духа, поскольку
ориентирует политологов на однобокое
исследование и накопление данных
«по частным проблемам со ссылкой
на специфические практические
цели».
Эта
дискуссия способствовала тесному
сближению американской политологии
с другими областями общественного
и естественнонаучного знания. Особенно
усиливается ее связь с политологией.
Особенно усиливается ее связь
с политологией. Так в книге
Роберта Парка и Эрнеста Барджесса
« Введение в социологию» (1921 г.)
обосновываются такие социологические
понятия как «социальное взаимодействие»,
«коммуникация» , «социальный прогресс»,
«социальная система», «конфликт»,
«конкуренция», «ассимилямия», «приспособление»,
«личность» и т. д.
Американские
политологи исследуют поведение
людей в период выборных компаний,
их отношение к политическим
партиям и т. д.
Не
менее активно шло взаимодействие
американской политологии с психологией,
которая благодаря заботам Фромма,
Уотсона, Миза, Холлуалла, Янга и
Скиннера также пустила глубокие
корни в обществоведение США.
В основе психоанализа лежат
идеи Зигмунда Фрейда, согласно
которым образование, столкновение,
взаимодействие всех общественных
отношений происходит вследствие
психического действия, и, прежде
всего подсознательных, инстинктивных
влечений индивидов. Будучи перенесенными,
в политологию, идей психоанализа
привели к доминированию в
среде американских исследователей
психопатологической точки зрения,
концентрирующей внимание на
выяснении таких политических
явлений, которые согласно действующим
общественным нормам представляют
собой патологию. Примером служит
книга Г. Лассуэлла «Психология
и политика» (1930 г.), где исследование
скрытых, подсознательных побуждений
на политическую активность человека.
В
послевоенные годы активно заявил
о себе бихевиоризм как метод
исследования политической жизни.
Появился он из психологии
и социологии. Идеи этого метода
сформулировал Артур Бентли в
работе «Процесс управления» (1908
г.), где он отмечал, что политическая
наука должна, прежде всего, заниматься
изучением поведения заинтересованных
групп в политическом процессе.
Позднее эти идеи были широко
развиты Ч. Меррисином и Г. Лассуэллом.
Этот метод стал ведущим в
американской политической науке.
А сводится он к следующему:
а).
объектом исследования политолога
должны быть действия людей, направленные
на достижение своих политических
целей;
б).
подлинно научную ценность имеют
не теоретические исследования,
а эмпирические факты, соответствующим
образом обработанные;
в).
применение методов других наук
к анализу политических явлений
необходимо;
г).
в качестве абсолютно необходимого
условия научности исследования
провозглашается возможность верификации
или фальсификации (опровержения) его
выводов, а также требование эксплицитности
(точности) и воспроизводимости исследовательских
процедур.
В
рамках послевоенной американской
политологии отчетливо выделяются
важнейшие направления исследования
политики:
1-е
направление – американское управление
и политика – включает в
себя общенациональные политические
институты , причем как закрепленные
в Конституции США (президент, конгресс,
верховный суд), так и не закрепленные
в ней (политические партии, средства
массовой информации); политическое
поведение на федеральном уровне
(в качестве партийных функционеров
или избирателей, субъектов общего
политического процесса или общественного
мнения); политического поведения
на региональном уровне (и, прежде
всего на уровне штатов и
муниципалитетов). Существенный вклад
в разработку названных проблем
вносят: Ф. Гринстайн, Г. Эдвардс, Е. Ледд,
К. Джанда, Н. Полсби, Л. Фридман, Ч. Белл,
Э. Голдберг, Ч. Гамильтон, Р. Хармел.
2-е
направление – сравнительная
политика – предполагает исследование
либо многих стран, но по какой-то
одной конкретной проблеме (например,
по проблеме политической культуры),
либо двух и более стран, но
по широкому кругу политических
проблем (например, по проблемам
политических партий, политического
поведения, легитимности и т. д.).
От исследователей в области
сравнительной политики требуется
не только умелое владение
методом количественного анализа,
но и хорошее знание языка,
культуры самой страны изучения.
Среди американских политологов,
отвечающих эти требованиям –
З. Бржезинский, С. Липсет, Р. Такер, С. Коэн,
Г. Крим, Р. Баум, Г. Амлонд, Л. Пай, С. Верба,
А. Даллин, П. Мерки, Р. Маркидис, Б. Браун.
3
направление – международные
отношения и мировая политика
– имеет дело с такими проблемами,
как война и мир, внешняя политика,
региональная интеграция, контроль
за вооружением и разоружением,
власть в международном сообществе,
международные организации и
право. Важное место здесь занимают
также проблемы национальной
и международной безопасности, сотрудничества
и конфликтов, формирование нового
мирового порядка. Основными методами
исследования международных отношений
и мировой политики служат
математическое моделирование, деловые
игры, политическое прогнозирование.
В этой области отмечаются
специалисты: У. Фолтс, Б. Рассет, Г. Маккой,
Р. Хилсмен, В. Шиллинг, М. Каплан, Д. Ротшильд.
4-е направление – политическая
теория и философия – охватывает
широкий круг проблем, начиная
с истории политической мысли,
и кончая ее современной философской
интерпретацией. Как отмечают американские
политологи, одной из существенных
особенностей западной цивилизации
является тенденция рационального
обобщения и моральной оценки
политического поведения, ожиданий
и политического опыта индивидов.
Эта тенденция находит свое
конкретное выражение в повышении
роли фундаментальных разработок
во всех областях политической
науки. Здесь работали: Р. Даль, Р. Лэйн,
К. Дойч, Ю. Меен, Д. Истон, С. Хантингтон,
Ю. Франклин, Д. Танненбаум, Т. Стронг, Т.
Шварц, А. Райен, Л. Липсон, Д. Гарвей.
5-е
направление – общественное управление
и политика – объединяет 4ученых,
исследующих практические аспекты
функционирования политики: с одной
стороны, в конкретных сферах
общественной жизни (производственной,
деловой, финансовой , социально-бытовой,
культурной и т. д.) с другой
на уровне личности , социальной
общности и региона. Основная
задача данной области знания
состоит в том, чтобы показать
как осуществляется практическая
политика, какие формы приобретает,
какой социальный эффект дает,
как общественность реагирует
на эту политику. Представители:
Д. Феслер, Г. Брюэр, Б. Джонс, Ч. Эллиот,
Л. Рудольф, Р. Гейбл, А. Ведлитс, У. Бентон.
1