Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 13:12, контрольная работа
Политическая идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Введение
1. Либерализм и неолиберализм
2. Консерватизм и неоконсерватизм
3. Социализм
4. Фашизм
Заключение
Список литературы
Марксизм имел одно существенное отличие от предшествующей традиции. Впервые в истории на базе социалистических идей возникло мощное политическое движение, объединившее десятки и сотни миллионов своих сторонников. Со времен Маркса о социализме стало возможным говорить не только как о доктрине, но и как о социальной и политичской практике - сначала в форме революционного движения, а затем и в формах общественного обустройства. Сам марксизм был, впрочем, достаточно многопланов, а порой и противоречив. Показательно, что на его основе стали развивать себя качественно отличные друг от друга тенденции. Многие элементы учения Маркса сохраняют свое значение и по сей день. Речь идет не только о ряде существенных аспектов коммунистического идеала и даже не о ценностях социал-демократии, продолжающих, как известно, занимать прочные позиции в системе представлений современного мира. Не случайно и сторонники идеологии постиндустриализма считают этого мыслителя среди основателей данной традиции. Известный американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, к примеру, видел в Марксе слишком крупную фигуру, чтобы целиком отдавать его социалистам и коммунистам. В то же время марксизм с его пафосом революционного мессианства изначально нес в себе идеи разрушения органической целостности общественного развития (что обусловило резкую критику его со стороны консерватизма), явной недооценки высокого статуса личности в историческом процессе (что породило тревогу либералов за будущность нравственных оснований человеческого бытия). Вся эта противоречивая суть "научного социализма" особо выпукло проявила себя в России.
Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве людей перед Богом (народные чаяния "правды" и "воли", о "блаженной земле без свары и боя", о скором пришествии "царства Божия" на земле и т.п.). Дальнейший толчок этим идеям дало Просвещение XVIII в. В этот период были созданы литературные утопии, переведены труды Мора, Руссо, Мабли, Морелли. Социально-утопические представления подкреплялись обличительными проповедями А.Н. Радищева, деятельностью масонов, созданием тайных обществ.
Хотя взгляды, ориентированные на социалистическую идею, обсуждались преимущественно в образованных сословиях, особый их пласт начал отражаться в сочинениях вольнодумцев из крепостных крестьян и солдатской массы (Т.Н. Бондарев, Н.И. Сабуров, А.Я. Куманов, Ф.И. Подшивалов и др.). В их проектах обосновывались признание определяющего для благоденствия России земледельческого труда, требование освобождения крестьян от крепостной зависимости и свободного обсуждения их потребностей.
Получил развитие христианский утопизм в форме славянофильства, представители которого хотя и резко критиковали "западные прожекты", но своими взглядами на соборность, на общину как панацею от всех зол, губящих западную цивилизацию, оказали большое влияние на особенности последующего развития социалистической мысли в стране.
Переломной вехой стала идеология петрашевцев ("...социалисты произошли от петрашевцев", - писал Ф.М. Достоевский), в которой отражались установки как на пропаганду социалистических идей, так и на тактику заговора - расхождение, ставшее постоянным для всех поколений групп социалистической ориентации. В работах В.А. Милютина, В.Н. Майкова, В.Г. Белинского, М.А Бакунина, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.А. Серно-Со-ловьевича и особенно Н.Г. Чернышевского социалистические взгляды раскрывали себя уже во вполне развернутой форме. В этот период главные нити интеллектуального напряжения туже стягивались в узел проблем, связанных с по-разному понимаемой идеей соотнесенности российской почвы с западным опытом. Не случайно, что этот же сюжет революционно-утопического направления по-своему обыгрывался в идеях христианского социализма (христианско-экзистенциальный утопизм Ф.М. Достоевского, теократическая утопия B.C. Соловьева, христианский социализм С.Н. Булгакова, "евангельский социализм" Л.Н. Толстого, "православная человечность" В.И. Несмелова и др.).
Принципиальным для характеристики социализма в России является то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической организацией социалистического дела. Особо выпукло это проявилось в народничестве - наиболее широкой и содержательной полосе в истории русской социалистической мысли доленинского периода. Его теоретики (М.А Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, А.И. Желябов, Н.К. Михайловский) по большей части были и идеологами-руководителями тайных кружков и организаций ("Земля и воля" 1, "Земля и воля" 2, "Народная воля" и др.). Средства реализации установок народнической социалистической мысли были разнообразны - от "хождения в народ" до возбуждения "всеобщего бунта", "заговора" и "террора" в целях захвата государственной власти с последующей ее передачей народу через Учредительное собрание (Земский собор). Крайняя форма революционаризма выражена в "Катехизисе революционера" С.Г. Нечаева: этика социалиста должна строиться на отчуждении от семьи и близких, моральном ригоризме, преданности идее и партии и ненависти к врагам народа, допускающей любые приемы политической борьбы ("цель оправдывает средства").
Со становлением капитализма в России начала утверждаться и марксистская мысль, появились первые социал-демократические кружки и организации, все более теснящие позиции народничества. Учение Маркса при этом воспринималось как последнее, не подлежащее сомнению слово социальной науки. Адаптируя его к отечественной почве, русские марксисты в своих разработках воплощали различные стороны марксовой доктрины, что нашло отражение в "легальном марксизме", "экономизме", во взглядах идеологов меньшевистского крыла в российской социал-демократии - Г.В. Плеханова и Ю.О. Мартова. Большая или меньшая сдержанность в отношении признания плодотворности социальных сдвигов в результате революционного переворота вступила, однако, во все большее противоречие с растущей радикализацией масс. Нерешенность аграрного вопроса, острота проблем капиталистического накопления, бездарность сановной бюрократии, усиленные крупными внешнеполитическими (военными прежде всего) провалами самодержавия, подготовили почву для идейной и политической победы большевиков.
В.И. Ленин существенно актуализировал инструментальные аспекты марксовой доктрины, развивая их в направлении усиления накала борьбы с политическими и идеологическими противниками, эффективности политических технологий (учение о государстве диктатуры пролетариата, о партии "нового типа", "демократическом централизме" и т.п.). В критические моменты он, впрочем, оказывался способным преодолевать ригоризм сугубо классовых пристрастий и переходить на достаточно прагматические позиции (нэп). Импульс к принятию большевистских идей населением страны подкреплялся волной революционного энтузиазма, а также тем, что они во многом опирались на некоторые особенности отечественной политической традиции (мобилизационный характер экономики, сильная централизирующая роль государства, примат в обществе морального, а не правового сознания, коллективистские - соборные - начала в экономической жизни и др.).
Уже при жизни В.И. Ленина стала осуществляться целенаправленная работа по превращению марксизма (получившего со временем свое определение - марксизм-ленинизм) в официальную идеологию с ее нетерпимостью к дискуссиям, с характерной для нее схематизацией и канонизацией взглядов (к тому же основательно препарированных) классиков "научного социализма". Апологетический характер политической доктрины советской госпартноменклатуры обусловил отсутствие сколько-нибудь широкой поддержки режима в массах, что в свою очередь способствовало радикальному демонтажу в СССР и союзнических странах сложившейся модели социализма.
Развитие социалистических идей, однако, не было прервано, ччо подтверждается, в частности, и наличием мощной оппозиции в стране. Показательно то, что исповедование социализма в ортодоксально-большевистском (даже сталинском) варианте характерно не для самых массовых (а иногда и просто маргинальных) партий коммунистического толка. Напротив, идеологами КПРФ, имеющей наиболее сильную поддержку, активно разрабатываются проблемы многообразияяформ собственности, политического плюрализма, социального партнерства (особенно в части блока с представителями национально ориентированного капитала) и т.д. И хотя нет основания для утверждений о ее переходе на идейно-политическую платформу социал-демократии (базовые ценности прежней доктрины сохраняются), но все большая направленность на учет международного опыта течений в социалистической мысли и соответствующих политических движений налицо.
В этой связи вызывает интерес высказанный рядом социалистически ориентированных российских и зарубежных политологов призыв отказаться от истолкования социализма как самостоятельной, полностью исключающей капитализм "общественно-экономической формации", тем более если последняя понимается как более высокий тип организации, закономерно утверждающейся на месте "отживающей" капиталистической системы.
Показательна, в частности, трактовка капитализма и социализма как двух взаимопереплетающихся тенденций в рамках индустриальной цивилизации. В предложенной логике капитализм понимается как мотор экономики, область действия социализма - социальная сфера.
Млынарж, бывший одним из идеологов "пражской весны" 1968 г., пишет: ”Анализируя сегодня, более чем через сто лет после смерти Маркса, исторический опыт, можно кратко сказать следующее: способ производства, который первоначально вызревал под исключительным влиянием капитализма как тенденция развития, оказался началом нового цивилизационного типа развития - современной индустриальной цивилизации. Эта цивилизация сделала возможным, чтобы в рамках ее крепла и другая, корректирующая, ограничивающая капитализм и в определенной степени непосредственно против нее действующая тенденция - тенденция защиты и реализации таких человеческих потребностей и интересов, которые капитализм подавляет и игнорирует”. Социалистическая тенденция проявляется прежде всего в расширении сферы социальной справедливости: в возрастании свободы и равенства жизненных возможностей для большинства, в преодолении бедности и социальной незащищенности.
Примечательно то, что в некотором смысле схожие идеи высказывают ученые, далекие от социализма. Называя уходящее столетие "столетием социалистического прессинга" и "веком справедливости", Р. Дарендорф отмечает его великие достижения в улучшении жизни миллионов людей. И хотя он полагает, что в Западной Европе партия социального равенства уже отзвучала, что приближается новая эпоха, он выразительно подчеркивает: эра новой свободы не наступит до тех пор, пока люди не почувствуют, что они ни в чем не будут обделены социально и не победят страх перед возможными последствиями общественных инноваций.
У экономики, очевидно, свои законы и свои принципы, нацеленные в первую очередь на рост эффективности производства, увеличение общей суммы национального богатства. Социальная же политика должна быть построена на принципах, обеспечивающих справедливое использование производимого богатства в интересах всех членов общества. Идея взаимошлифовки различных составляющих общественной жизни предполагает, таким образом, что источником дальнейшей трансформации общества будет и то, что изначально составляло принадлежность социалистической и коллективистской, а не буржуазно-либеральной и индивидуалистической доктрины. Это обретение новой значимости социальной справедливости, демократии в социальной сфере, социальной защищенности личности, солидарности - всего того, что и обозначает стержень социалистической идеи.
4. Фашизм
Фашизм (от итальянского fascio - фаши - пучок, связка, объединение) - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицание демократии, установление культа вождя; применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Применительно к фашизму не срабатывают традиционные социологические критерии, поскольку фашизм определяется в первую очередь через идейно-психологические и организационные параметры, а не социальные.
Фашизм - это идеология и практика господства международного империализма над миром.
Нацисты, фашисты, расисты являются ультарнационалистами, которые враждебны демократии, укрепленные в законах и фундаментальных правах человека. Систематически провозглашают идеи ненависти против тех, чей цвет кожи, культура, религия, проявления образа жизни, сексуальной ориентации или образ мышления - иной.
Объединяет нацистские и фашистские движения общая идеология: ксенофобной (нетерпимой) расистской и антисемитской ненависти, базирующеся на “расовой науке”. Исторически нацисты видят эпическую мистическую борьбу между белой “арийской” расой и евреями, которым предъявляется счет за все беды. Для нацистов евреи - источник всего известного зла. Коммунизм и капитализм объявлены еврейскими.
Фашисты верят, что иерархия демократического порядка и идеи всеобщего равенства - опасны. Они антикоммунисты и антисоциалисты, не верят в равные права всех людей. Торговые союзы и любые демократические независимые организации должны быть разрушены, парламенты распущены. Они провозглашают потребность общества в авторитарном правлении. Они восхищаются индивидуальным героизмом, жестким лидерством, жертвенностью и смелостью. Также происходят постоянные иррарациональные обращения к “душе нации и расы”.
Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. Еще до наступления общего кризиса капитализма буржуазия систематически прибегала к авторитарным и террористическим методам правления. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией.
Социальной базой фашистских движений является мелкая буржуазия. К ней примыкают различного рода деклассированные элементы, а также значительная часть безработных. Но это вовсе не означает, что при установлении фашизма к власти приходит мелкая буржуазия. Мелкобуржуазное происхождение многих фашистских вождей (Муссолини - сын кузнеца, Гитлер - сын сапожника, ставшего затем таможенным чиновником), наличие выходцев из этой среды на важных постах в механизме фашистской диктатуры никак не меняет ее сущности. Фактически власть находится в руках наиболее реакционных элементов монополистического капитала. Фашизм устанавливается не сразу. Прежде чем произвести замену политического режима, буржуазия проводит серию подготовительных мероприятий.
Информация о работе Основные политические идеологии современности