Основные принципы осуществления внешней политики. Специфика и взаимосвязь внешней и внутренней политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 01:07, контрольная работа

Краткое описание

Политика происходит от греч. polis – город - государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, государством, гражданином и пр. - организационная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Содержание

Введение_____________________________________3
Субъекты внешней политики.____________________4
Цели и функции осуществления внешней политики._6
Средства внешней политики_____________________7
Взаимосвязь внешней и внутренней политики.______9
Заключение.___________________________________13
Список литературы_____________________________15

Вложенные файлы: 1 файл

кр политология.docx

— 49.56 Кб (Скачать файл)

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой помощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, небогатые материальными и человеческими ресурсами, могут играть главную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государством служит Япония. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в её предоставлении.

К военным средствам внешней  политики принято относить военную  мощь государства, которая включает в себя армию, её численность и  качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Ко вторым – испытание новых видов оружия, учения, манёвры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных  средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнёров. С помощью средств массовой информации формируется в глазах мировой общественности положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иных интересы и намерения.

 

Итак, внешнеполитическая деятельность осуществляется следующими средствами: политическими, включающими прежде всего дипломатию, экономическими, т.е. посредством экономических механизмов, военными, используя военный арсенал и пропагандистскими средствами, т. е. с помощью СМИ.

 

4.Взаимосвязь внешней и внутренней политики.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА - совокупность направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.д. деятельности государства, его структур и институтов, ориентированных на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя. В осуществлении целей внутренней политики. государство использует широкий спектр средств: закрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории; налоговые рычаги и льготы; создание социально-престижных и социально-непрестижных общественных статусов экономическими, пропагандистско-идеологическими и репрессивными средствами; регулирование занятости путем создания рабочих мест в государственном секторе экономики; направленная организация социального воспитания, общего и специального образования; мероприятия в сфере здравоохранения и спорта; организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д. Фундаментом внутренней политики. является соотношение социально-экономических укладов, сложившееся на данном этапе развития общества, и производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития.

 

 

Объектом внутренней политики является общество (иначе - социум как устойчивая социальная общность), представляющее собой социальную систему в единстве ее различных подсистем: духовной и социальной, политической и производственно-экономической, а также экологической. Главной задачей внутриполитической деятельности государства является поддержание целостности и стабильности социальной системы, что означает такое размещение ее элементов, которое обеспечивает выполнение функций по отношению к внутренней и внешней среде. Во внутренней политике вычленяются в соответствии с предметными целями - объектами регулирующего воздействия - многообразные направления, имеющие разное содержание (отраслевые политики): политико-правовое; экономическая политика; социальная политика; политика в области культуры; научно-техническая; экологическая политика и т.д.

Поскольку общество целостно и все  его элементы находятся во взаимодействии, эти направления объективно взаимосвязаны и нуждаются в едином и скоординированном государственном курсе. Однако часто на практике в формировании и осуществлении конкретных направлений политического курса в определенных секторах госуправления участвует не весь политико-управленческий комплекс, а только какая-то его часть. Так, влиять на принятие решений могут разные государственные структуры (парламент, правительство, ведомства, региональные центры власти), политические силы (партии, группы интересов), финансово-промышленные группы, руководствующиеся собственными корпоративными интересами.

       Регулирование посредством установленных правил, распределение и перераспределение духовных и материальных ценностей образуют главное содержание внутриполитической деятельности государства. Концентрированным выражением политики, главным средством распределения ресурсов и предметом политических споров является государственный бюджет. По содержанию статей бюджета можно судить о приоритетах внутренней политики и ее соотношении с политикой внешней.

Характер внутренней политики (консервативный, реформистский, революционный); методы и средства, которые используются для ее проведения; масштабы вмешательства государства в различные сферы общественной жизни; степень централизации/децентрализации процесса ее формирования зависят от типа политического режима и господствующей в нем идеологии. При демократии внутренняя политика менее предсказуема, так как осуществляется в форме открытого соперничества независимых политических сил, при определенной децентрализации процесса принятия решений (между ветвями власти, между центром и регионами), при участии множества "групп интересов".

 

    Различие между внутренней и внешней политикой определяется их содержанием, т.е. направленностью на разные объекты: первая направлена внутрь общества и осуществляется в пределах государственных границ и с точки зрения международного права считается "внутренними делами", вмешательство в которые извне недопустимо: вторая - внешняя политика состоит из планов, целей, действий государств, направленных на зарубежные объекты. Можно в качестве отправного пункта дать следующее определение: внешняя политика - это курс государства в между народных делах, осуществляемый различными средствами и методами . Внешняя

политика имеет дело с разнообразными и неконтролируемыми факторами, поскольку объект внешней политики находится за пределами государственных границ (и в этом ее главная специфика).

Однако данное определение вызывает ряд вопросов:

- во-первых, насколько единым является  само государство и, следовательно,  целостной и последовательной  проводимая им внешняя политика?

- во-вторых, есть ли у внешней  политики собственное социальное пространство и в какой степени она отделена от внутренней, в каких формах, при каких условиях взаимодействует с решением "домашних" проблем?

- в-третьих, насколько согласуются  с единым внешнеполитическим  курсом международные связи регионов, т.е. их торгово-экономические,  научно-технические, культурные, туристические  отношения или деятельность многонациональных корпораций, чья штаб-квартира или филиалы находятся в данной стране и не подчиняются политике правительства?

- в-четвертых, кто представляет  страну, если последняя расколота и законное правительство не контролирует всю территорию, что мы можем наблюдать в "несостоявшихся государствах"?

Этот ряд вопросов можно было бы продолжить. Однако уже поставленные проблемы, очевидно, показывают, что  необходима концептуализация внешней политики и что не следует полагаться на термины как на обозначение некой бесспорной данности.

 

 

   Государство, как и любой функционирующий объект, имеет внутреннюю и внешнюю стороны, которые тесно связаны между собой и являются взаимообусловленными (в смысле диалектического единства "внутреннего" и "внешнего"), но их взаимоположенность базируется в то же время на сущностном различии. В политической науке вопрос о специфических особенностях внешней политики, о ее структуре, средствах и методах осуществления достаточно хорошо изучен.

   Среди работ зарубежных авторов обращает на себя внимание труд К.Холсти "Международная политика", в которой раскрывается природа внешней политики, ее структура, включающая, во-первых, цели, во-вторых, национальную роль, в-третьих, внешнеполитические ориентации, в -четвертых, решения и действия. К.Холсти, Дж.Франкель и другие авторы выделяют пять основных средств внешней политики: 1) дипломатия; 2) оружие; 3) внешнеполитическая пропаганда; 4) экономические рычаги; 5) вмешательство вплоть до подрывной деятельности и военной интервенции.

  Внешняя политика в качестве решений и действий представляет собой совокупность ответов на неконтролируемые события и условия за пределами страны. Политические лидеры заняты "текучкой", рутиной и им часто не хватает времени для прогнозирования и разработки долговременной политики, изучения взаимосвязанных задач внутри и вне страны. Некоторые авторы отмечают, что в выработке и проведении внешней политики заметны разнобой, отсутствие единства и предсказуемости. Можно выделить следующие особенности внешней политики (включая внешнеполитические решения) - внешнеполитические решения обычно менее обоснованы изучением фактов и альтернатив по сравнению с внутриполитическими.

- во-первых, большинство важных  решений часто принимаются не  в качестве слаженной и дальновидной  политики, а под давлением неотложных, спонтанно возникающих ситуаций и кризисов; у правительства может и не быть далеко идущей политики и оно, в таком случае лишь реагирует на инициативы других, однако это не исключает того, что некоторые долгосрочные или среднесрочные цели могут более-менее последовательно проводиться в жизнь в соответствии с имеющимися концепциями и возможностями, причем могут возникать конфликты между долговременной политикой и текущими задачами, между общими и частными интересами (такой тип политики принято называть инкременталистским);

- во-вторых, внешняя политика имеет  мало общего с управлением,  не носит обязывающего характера  и плохо предсказуема, поскольку  имеет дело с неконтролируемыми субъектами, чьи действия объективно служат в качестве ограничителей для внешнеполитических устремлений;

- в-третьих, хотя внешняя политика  направлена через национальные  границы вовне, она начинается  внутри и, следовательно, включена во внутриполитический процесс, зависит от общественных потребностей, расстановки политических сил и социально-экономических особенностей государства;

- в-четвертых, во внешнеполитическом  процессе преобладает централизация  и концентрация в принятии  решений, а общественность слабее  вовлечена во внешнеполитические  дела из-за слабой мотивированности (за исключением

 тех случаев, когда внешняя политика требует от масс определенных материальных или человеческих жертв); общественное мнение интересуется только узким кругом проблем;

- в-пятых, в процессе принятия  внешнеполитических решений приходится  принимать во внимание "двустороннее  движение" между внутренними и  международными сферами; если в прошлом внешняя политика была почти полностью сконцентрирована на критически важных проблемах войны и мира, независимости и ограждении политической системы от внешнего вмешательства, то в последние десятилетия к ним добавились новые - такие как заботы о благосостоянии, сохранении национальной идентичности и культуры, проблемы развития и международных связей регионов, а также  вопросы безопасности - терроризм, преступность, наркоторговля, нелегальная иммиграция, то есть проблемы, имеющие и внутренние, и внешние измерения.

Рассмотрение специфики внешней  политики неразрывно связано с изучением  контекста, в котором она формируется  и реализуется. В целом, политика может рассматриваться в качестве опосредующего звена между обществом (национальным государством), где она зарождается и где следует искать ее глубинные движущие силы , расположенные как на уровне социально-экономических структур, так и на уровне политических институтов, с одной стороны, и объектом - структурами международной среды - с другой .

  Джозеф Франкель отмечает следующие особенности: "Правительство, имея монополию как в области дипломатии, так и в области обороны (основные задачи внешней политики), играет большую роль в их формировании, чем во внутренней политике, где индивидуальности и группы имеют большее значение".

   На взгляды К.Уолтца, изложенные в работе "Теория международной политики" в 1979 г., большое влияние оказала социологическая теория Э.Дюркгейма, согласно которой первично общество как система, а не индивиды (поэтому она и получила второе название - "структурный реализм"). В целом эта теория строится на противопоставлении внутриполитических отношений и международной политики:

а) главной неизменной структурной  характеристикой международной  системы является анархия в отношениях между составляющими ее единицами - государствами;

 б) между внутренней и международной сферами политики (politics) имеются отчетливые дихотомические различия, поскольку во внутриполитической жизни в отличие от международной есть централизованная власть, причем международная политика благодаря отсутствию правительства является единственной "politics" в полном смысле этого слова;

 в) внешняя политика отличается  от внутренней также ролью  силы, которая в международных  делах имеет гораздо более  важное значение, а во внутреннем плане менее значительна и используется на службе закона;

 г) между двумя сферами различие заключается в характере власти, так как внутри превалирует легитимная власть, основанная на законе и административном управлении (передается данный смысл английским словом authority), а в международном плане практикуется совсем иная по смыслу власть (англ.: power) - словом, этимологически связанным с понятием сила (от латинского потестас), при этом политическое взаимодействие (politics) больше ассоциируется именно с последним понятием;

д) поведение государств определяется чисто внешними факторами, т.е. их местом в международной структуре и взаимодействиями, основанными на "балансе сил", причем их внутренние характеристики и даже характер внешней политики (зависящие от идеологии, режима, целей) не имеют существенного значения.

 

Информация о работе Основные принципы осуществления внешней политики. Специфика и взаимосвязь внешней и внутренней политики