Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2015 в 12:36, реферат
Краткое описание
Для понимания данной проблемы нужно сначала разобраться в самом термине «демократия». Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных. Его употребление выходит далеко за пределы первоначального смысла (demos – народ, kratos – власть). Это понятие впервые встречается в трудах Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую форму государственной власти, при которой власть принадлежит всем гражданам, которые пользуются равными правами по управлению государством. С тех пор содержание этого термина существенно расширилось, и в современных условиях оно имеет различные значения. А. Линкольн определил демократию так: «Правление народа, для народа, посредством народа».
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..2 Сущность демократического политического режима…………………………………3 Основные формы демократии…………………………………………………………...8 Теоретические модели демократии……………………………………………………12 Заключение……………………………………………………………………………....20 Список использованной литературы…………………………………………………..24
Результаты референдумов другого
рода имеют значение закона. С их помощью
утверждаются конституции или поправки
к ней, проекты законов. Так, в декабре
1993 г. посредством референдума был
одобрен проект новой Конституции России,
что обеспечило ее легитимность. Мировой
опыт показывает, что вопросы, выносимые
на референдум, могут быть самыми
разнообразными: замена монархии республикой
(Греция, 1974 г.), о независимости какой-либо
территории (провинция Канады Квебек,
1995 г.), разрешение разводов и абортов (Италия).
Инициатива - это процедура,
посредством которой граждане предлагают
обсудить какой-либо вопрос непосредственно
на референдуме либо законодательными
органами. Инициатива реализуется через
сбор определенного количества подписей
граждан в поддержку проведения референдума.
К другим формам демократического
участия, позволяющим гражданам влиять
на власть, можно отнести демонстрации,
митинги, шествия, обращения во властные
структуры всех уровней и в СМИ.
Представительная
(репрезентативная) демократия. В представительной (репрезен-тативной)
демократии воля народа выражается не
прямо, а через институт посредников, поэтому
ее еще называют делегируемой демократией
(Аним. 2). Депутаты, политические лидеры,
получив "мандат доверия" от народа
через процедуру голосования, должны воплотить
эту волю в принимаемых законах и решениях.
Между народными представителями и теми,
кого они представляют, устанавливаются
отношения, основанные на полномочиях
и ответственности власти перед народом.
Плюсы и минусы
каждой формы демократии.
Ученые спорят о плюсах и минусах
каждой формы демократии. Оппоненты прямой
демократии приводят аргумент ее неэффективности,
указывая:
на сложность принятия согласованных
решений; на недостаточную компетентность
и эмоциональную неуравновешенность народа;
на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым
лидерам, а демагогам;
на большой разброс мнений,
что мешает выработке решений.
Кроме того, проведение референдумов
сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой
является низкий уровень гражданской
активности, выражающийся в
уклонении избирателей от голосования.
Сторонники прямой демократии,
наоборот, указывают на ее истинность,
на то, что она способствует расширению
политического кругозора граждан, и критикуют
представительную демократию за возможность
появления ряда негативных моментов:
отрыв депутатов от народа и
их обюрокрачивание;
приоритетное влияние на принятие
решений мощных групп давления;
отстраненность рядовых депутатов
от принятия решений;
возрастание влияния специализированных
органов (комитетов и комиссий),
которые превращаются в центры
принятия решений;
на ослабление демократического
контроля снизу.
Однако у представительной
демократии есть свои значительные плюсы.
Некомпетентность рядового избирателя
заменяется профессионализмом депутатов,
которые имеют возможность подготовительной
работы и могут привлекать экспертов для
оценок этих решений. Наконец, если при
прямой демократии решения принимаются
простым большинством, при обсуждении
того же вопроса в парламенте появляется
возможность достичь баланса интересов.
Развитие современных компьютерных
технологий приносит новые моменты в
развитие современной демократии.
Сторонники прямой демократии связывают
решение проблемы абсентеизма с развитием
"компьютерной демократии" или "телематической демократии".
Под телематикой понимают соединение
в единую сеть компьютера, телевизора
и телефона. Речь идет о возможности для
гражданина кнопочного или телефонного
голосования по различным вопросам, включая
выборы депутатов из дома.
Компьютерная демократия технически
возможна, но и у нее могут быть свои минусы.
Наряду с общими недостатками прямой демократии
(например, "тиранией некомпетентности"),
может возникнуть проблема с анонимностью
голосования. Если урна для голосования
является анонимным методом регистрации
предпочтений, то электронные технологии
позволяют накапливать сведения о голосовавших.
Современные потребности демократического
развития требуют сбалансированного соотношения
прямой и представительной формы демократии.
Демократия представляет собой постоянный
процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются
идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля
о том, что демократия является наихудшей
формой правления за исключением всех
других форм, которые время от времени
испытывались. Преимущества демократии
заключаются в том, что она позволяет сохранить
политическую стабильность, предполагает
низкий уровень имеющего место или потенциального
насилия. В условиях демократии между
решениями власти и реакцией общества
существует обратная связь. Ответные сигналы
общества могут выражаться в виде поддержки
или критики, что является возможным благодаря
независимой прессе.
Теоретические модели
демократии.
Практика современной демократии
вызывает споры. Это связано с дискуссионностью
самого вопроса о том, что составляет суть
демократии. Следует признать,
что в современной политической науке
нет единой теории демократии. В середине
ХХ в. ЮНЕСКО призвала ученых разработать
понятие "демократия". Тогда было
дано несколько десятков определений.
Сегодня же можно насчитать 550 трактовок
демократии. Среди них есть и те,
которые указывают на "урезанные"
формы демократии, сводящие ее только
к процедуре проведения альтернативных
выборов.
Существуют различные способы
классификации моделей и концепций демократии.
Выделим наиболее существенные из этих
концепций.
В зависимости от того, как понимается
воля народа, в политологии различают
идентитарные и конкурентные теории демократии.
Идентитарные теории демократии
(от лат. identitas - тождество, идентичность)
исходят из того, что существует народ
как некое целостное образование с единой
волей, которая должна быть выражена без
опосредующих звеньев. Основной акцент
переносится на прямую демократию, а принцип
представительства ограничивается либо отрицается
вообще. Суверенитет понимается как осуществление
общей воли, при этом сам индивид отчуждает
свои права в пользу общего. Подобная трактовка
демократии берет начало в теории Ж.-Ж.
Руссо, нашла продолжение в марксизме
и реализована в социалистической практике.
Отрицательными сторонами практического
воплощения этой модели демократии стали
следующие: диктатура большинства над
меньшинством, запрет на право иметь другое
мнение, подавление оппозиции, отрицание
автономии личности и рассмотрение индивида
как части целого (класса, нации), сведение
свободы личности к принятию того, что
хорошо для всех.
Конкурентная теория демократии
исходит из признания возможного несовпадения
интересов различных групп и права выражать
собственное мнение. Признается законность
существования в обществе противоречий
и конфликтов, благодаря чему и складывается
политическая воля. Основой для соглашения
считается принцип большинства, но признается,
что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи
конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических
теориях демократии.
Либеральная концепция демократии основана
на парадигме автономности личности и
ее первичности по отношению к народу,
на требовании ограничения внешнего давления
на индивидуальную свободу, на утверждении,
что вся политическая власть, в конечном
счете, находится в руках людей. Слабыми
сторонами либеральной модели является
абсолютизация возможностей участия всех
граждан в управлении, в то время как оправдание
имущественной поляризации населения
делает эту возможность трудноосуществимой
для низшего класса общества.
Современные трактовки демократии
могут быть сведены к двум интерпретациям
ее сути. Американские политологи К. Джанда,
Дж. Берри и Дж. Голдман определили эти
подходы как процедурный и субстанциональный.
Процедурный подход исходит
из того, что демократия - это форма правления,
и акцентирует внимание на процедурах,
которые позволяют народу проявить свою
волю (выборы, митинги, собрания общественности).
Эти процедуры указывают на то, кто участвует
в принятии важнейших решений, как учитывается каждый голос и сколько голосов
необходимо для достижения решения. Соответственно
выделяются критерии демократии: универсальное
политическое участие, политическое равенство
("один человек - один голос"), принцип
большинства. Эти принципы распространяются
как на прямую, так и на представительную
демократию. В отношении последней сторонники
процедурного подхода настаивают на четвертом
принципе - принципе реагирования (отклика) власти на общественное мнение.
Субстанциональный подход фокусирует
внимание на том, что делает избранная
власть, видя сущность демократического
правления в государственной политике
в сфере обеспечения свобод и прав личности.
Сторонники этого подхода указывают на существенный
недостаток первой теории - правительство
обязано делать то, что требует большинство.
Но возникает вопрос: как обеспечить права меньшинств
(религиозных, этнических и др.)? Согласно
субстанциональной модели, основным критерием
демократии является политика правительства,
которая гарантирует свободы (свободу
вероисповедания, свободу выражать собственное
мнение) и права граждан, в том числе право
на отсутствие дискриминации по каким-либо
признакам.
В зависимости от того, как понимается
участие индивида в политике (непосредственное
участие либо через какую-либо группу),
в рамках процедурного
подхода выделяют мажоритарную
плюралистическую теории демократии.
Мажоритарная теория исходит
из классического представления о демократии.
Правление народа понимается как правление
большинства народа. В этой интерпретации
демократия должна быть максимально приближена
к прямым формам, а правительство обязано
реагировать на мнение народа. В свою очередь,
граждане имеют возможность контролировать
своих представителей в органах власти,
избирать мудрых и компетентных, вновь
переизбирая их или отказывая им в доверии.
Слабым моментом этой теории
является изначальное предположение,
что все граждане хорошо осведомлены о
политической жизни, желают участвовать
в политическом процессе и руководствуются
рациональными мотивами при
голосовании.
Теория партисипаторной демократии
(демократии участия). Подобные представления
о демократии нашли продолжение и конкретизацию
в теории партисипаторной демократии,
или демократии участия. Сама теория, разработанная
в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов
левых партий и движений.
Остановимся на основных положениях
теории:
вовлечение всех слоев общества
в политический процесс от выработки решений
до их осуществления;
распространение принципа участия на неполитические
сферы, например в образовании (доступность
получения образования), в экономике (самоуправление
и рабочий контроль на производстве);
децентрализация принятия решений,
означающая, что по менее сложным вопросам
решения принимаются через процедуры
прямой демократии;
упрощение процедуры выборов.
Так, применительно к США идеологи
левых настаивают на отмене института
выборщиков и на переходе к прямым выборам,
на отмене системы регистрации избирателей.
Не отрицая необходимости в
современных условиях представительной
демократии, сторонники этой модели настаивают
на смешанной форме политической организации,
на своеобразной пирамидальной системе,
с прямой демократией у основания и демократией
представителей на каждом уровне выше
основания. Утверждается, что депутат
обязан выражать волю конкретных избирателей,
которые имеют право "отозвать" депутата.
Плюралистическая теория демократии
переносит акцент с общей массы избирателей
на организованные группы интересов. Демократия,
в этой трактовке, - это правление народа,
действующего через конкурирующие групповые
интересы.
Эта теория включает в себя
следующие положения:
общество состоит из многочисленных
групп, которые объединяются особыми экономическими,
религиозными, этническими или культурными
интересами;
группы являются главным субъектами
политики, пытаются повлиять на власть;
признается конкуренция между
группами за влияние на принятие правительственных
решений;
в обществе существуют разнообразные,
независимые от правительства центры
власти - фирмы, университеты, партии и
др.;
политическая воля народа, выраженная
в решениях власти, представляет собой
компромисс между различными групповыми
интересами;
государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими
группами интересов, а сами государственные
структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить
группам интересов открытый доступ к чиновникам.
Уязвимым местом плюралистической
теории является представление о том,
что все политические силы способны
сплотиться и принять решение с учетом
интересов всех групп. Эта теория абсолютизирует
нейтральность государства и игнорирует
тот факт, что экономически сильные группы
интересов лучше организованы, более активны,
а следовательно, имеют больше возможностей
влияния на власть, чем наименее обеспеченные
группы населения.
Теория полиархии. Одной из
наиболее известных теорий плюралистической
демократии является теория
полиархии, разработанная Р. Далем. По
мнению
ученого, то, что называют демократическими
режимами, - полиархии (с греч. arhe -
суверенитет, начало, poly - много),
где власть осуществляется не всем народом,
а многими. Демократия - это
идеал, к которому следует стремиться,
но которого полностью нельзя достичь,
поскольку весь народ не может управлять.
Полиархия, как политический
режим, включает в себя: