Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 13:25, реферат
Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.
Идеи Аристотеля 5
Идеи Цицерона 6
Политические идеи средневековья 6
Развитие политической мысли в эпоху возрождения 7
Макиавеллизм 8
Утопический социализм, теория государственного суверенитета 9
Географическая теория политики 9
Политическая мысль в эпоху просвещения 10
Идеи Джона Локка 11
Идеи Монтескье 11
Политические идеи Вольтера 12
Политические идеи Жан–Жака Руссо 13
Политическая мысль в эпоху нового времени 13
Немецкая классическая философия 14
Марксизм, учение о классовой борьбе 14
Политическая мысль в эпоху новейшего времени 15
Идеи Парето, концепция «циркуляции (смены) элит» 16
Анализ организации политических партий, анализ функционирования политических партий 16
Взгляды Макса Вебера, типы господства 17
Рациональное господство 18
Бихевиористское направление 19
Концепция политической культуры 19
Внешняя политика, международные отношения 20
Особое место в политической мысли Германии Нового времени занимает Ф. Ницше (1844-1900 гг.). Он считал, что движущая сила общественного развития – это волевое устремление к власти. Сильная раса должна руководить слабой. Сверхчеловек (белокурая бестия) должен править миром. Государство должно жить без всяких нравственных норм и ограничений. Войны – жизненная необходимость и главная функция государства. Эти идеи проложили дорогу фашизму и войнам ХХ столетия.
В Новейшее время (конец XIX–XX вв.) политическая мысль получила качественно новое звучание и развитие. Именно в это время формируется политология как самостоятельная область исследования и отдельная наука о политике и власти. Из среды ученых выделяется ряд мыслителей, которые ставят в центр внимания изучение основных проблем политики, политических отношений, политических взаимодействий и рассмотрение решений этих и других общественных проблем через механизмы политической власти и деятельности государства. Среди них были: итальянские ученые – Г. Моска и В. Парето, немецкие социологи – М. Вебер и Р. Михельс, американские политологи – А. Бентли и Г. Лассуэл, русские ученые – М. Острогорский и М. Ковалевский и др. Они уточнили понятийный аппарат, разработали методологические установки политических исследований и с полным основанием считаются основоположниками современной политологии.
Каковы же основные проблемы политики, вылившейся в стройные теории и концепции, которые волновали мыслителей в Новейшее время?
Исключительно популярной была и остается теория элиты. Впервые эту теорию разработал итальянский юрист Гаэтано Моска (1854-1941 гг.) в своем труде «Элементы политической науки» (1896 г.). Он был переведен на английский язык и опубликован в 1939 г. под названием «Господствующий класс». Автор утверждал, что власть в обществе всегда находилась и должна находится в руках небольшой группы, т.е. меньшинства. Правящее меньшинство он называет господствующим классом или элитой (лат. – лучшее, отборное). Свое правление элита осуществляет путем распространения в обществе той идеологии, которая способствует утверждению власти и является основой политического согласия в обществе.
Моска считал, что нормальное функционирование демократии требует наличия хорошо организованного руководящего слоя, демократической элиты, которая является открытой группой политиков (в отличие от закрытой элиты аристократов) и формируется путем проведения выборов из широких масс за счет лучших представителей народа. Выборы, по его мнению, – это путь к обновлению элиты в условиях демократии.
Дальнейшее развитие теория элит получила в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848-1923 гг.), который выдвинул и обосновал концепцию «циркуляции (смены) элит». Свои взгляды он изложил в четырехтомном труде «Трактат по общей социологии», опубликованном в 1915-1919 годах. Теория элит у него связана с концепцией национальной деятельности, из которой следует, что принадлежность к элите зависит в первую очередь от врожденных психологических черт. Но поскольку социальные условия разные и не позволяют всем элитарным личностям добиться руководящего положения, то те, кто не вошел в руководящую элиту, составляют контрэлиту. Социальное равновесие требует кооптации в руководящую элиту личностей с элитарными качествами неэлитарного происхождения и устранение из нее личностей неэлитарных. Но это тормозит правящая элита. Тогда приходит в действие контрэлита, которая, опираясь на народ, свергает власть прежней правящей элиты и устанавливает свою власть.
Теория элит послужила основой для анализа действий руководящих групп в различных политических системах и государствах, оценки их руководителей, политических лидеров.
Следующей важной проблемой политологии явился анализ организации и функционирования политических партий в обществе. Основоположником здесь считается русский ученый М.Я. Острогорский (1854-1910 гг.). Он изучал организацию и деятельность политических партий, их место и роль в условиях функционирования западных демократий. Свой анализ, идеи и взгляды на эту проблему он изложил в трехтомном труде «Демократия и организация политических партий», опубликованном в 1898 г. на французском языке, а в 1902 г. на английском языке в Лондоне и Нью-Йорке.
М.Я. Острогорский считал, что возникновение и деятельность политических партий в Европе связаны с реализацией демократических тенденций в развитии общества и государства. Но в любой массовой политической партии власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей («кокуса»), что неизбежно ведет к бюрократизации всей партийной жизни. Постоянство состава и профессионализм руководства партии ведут к унификации мышления, превращают его в стереотипное, лишенное индивидуальных черт. Недемократические тенденции внутри политических партий создают угрозу не только для деятельности самой партии, но и для функционирования демократических политических институтов (парламента, выборов и др.). Выход из этой ситуации – замена постоянно действующей партии свободными объединениями граждан.
Эти идеи и положения о политических партиях развил дальше и конкретизировал немецкий политолог и социолог Роберт Михельс (1876-1936 гг.). В своей работе «Социология политических отношений» (1911 г.) он утверждал, что любая организация, в т.ч. политическая партия, неизбежно ведут к олигархизации, под которой следует понимать формирование бюрократии как платного назначаемого аппарата управления, появление профессионального руководства и его статическое закрепление, централизацию власти в партии, усиление идеологического фактора, а, следовательно, снижение доли рядовых членов партии в принятии решений. Олигархизация, по его мнению, это следствие как организационных требований в партийной жизни, так и психологических качеств личности. Вначале он рассматривал олигархические тенденции в политической партии как негативные, угрожающие демократии, но затем пересмотрел свою позицию.
Огромное влияние на развитие политической мысли Новейшего времени оказали труды и взгляды крупного немецкого социолога и экономиста Макса Вебера (1864-1920 гг.). Его основной труд «Экономика и общество» опубликован в 1922 г., где изложены основные идеи и взгляды.
Центральным понятием в системе Вебера является «господство», которое он, однако, отличает от власти, основанной на экономической силе. Господство, по его мнению, есть такое отношение между управляющим и управляемым, при котором первый может навязывать свою волю второму путем обязующих приказов. Признавая роль насилия как основы государства, Вебер заявляет, что одного насилия недостаточно для возникновения и длительного функционирования системы господства. Для этого необходимо наличие и существование определенных ценностей, традиций, убеждений, норм и правил, на которых основывается послушание людей в обществе.
М. Вебер выделил три «идеальных чистых типа господства»: традиционное, харизматическое и рациональное. Традиционное господство основано на вере в то, что власть является законной, поскольку она всегда существовала, опираясь на традицию, закрепленные в ней нормы и правила. Например, правители, господа издавна обладают правами и привилегированным положением над слугами.
Харизматическое господство (харизма – греч.) – необыкновенное божественное качество, дар, которым наделены некоторые люди, что придает им магическую силу, во что верят окружающие люди. Оно выступает основой политического лидерства в ряде современных государств.
Рациональное господство – это господство права. Существование власти в государстве и сфера ее деятельности зависят от установленных людьми законов, которые надо соблюдать.
Много внимания М. Вебер уделил в своих работах проблеме лидерства, тесно увязав его с системой господства. Он дал классификацию политических лидеров, показал роль и назначение бюрократии в обществе. Эти идеи лежат в основе современной политологии.
В ХХ веке политология как наука получает существенное развитие в США. Американские политологи рассматривали и изучали проблемы политической власти, механизмы ее формирования, влияния и распространения в обществе. Анализировали поведение социальных групп и отдельных граждан во время избирательных кампаний, процесс формирования политических установок и общественного мнения. Изучали социальную деятельность государства, граждан, проблемы бюрократии, формирования политической культуры, национальных интересов, разрабатывали методику политических исследований.
Начало анализу политического поведения отдельных личностей и групп с помощью эмпирических методов положили работы Артура Бентли (1870-1957 гг.). В своей книге «Процесс управления» (1908 г.) он разработал и изложил теорию «заинтересованных групп», в основе которой лежит положение о том, что деятельность людей осуществляется не индивидуально, а посредством групп, в которые они объединены на основе своих интересов. В ходе политического процесса происходит давление «заинтересованных групп» и олицетворяемых ими общественных сил на правительство с целью принуждения его подчиняться их воле, их интересам. В обществе всегда доминируют сильные группы, которые подчиняют и повелевают подчиняться их воле слабые группы, а само государственное управление состоит в урегулировании конфликтов и достижении равновесия между соперничающими группами. Поэтому необходимо изучать институты и звенья государственного управления, деятельность политических режимов власти, их лидеров, отражающих в политических решениях различные способы представительства групповых интересов, их регулирование. Такой реалистический подход к процессу управления (через борьбу различных групп, и государства как регулятора в этой борьбе) оказал большое влияние на бихевиористское (поведение) направление исследований в американской политологии.
Бихевиористское направление – группа ученых политологов Чикагского университета США во главе с Ч. Мерриамом (1874-1953 гг.) предприняла попытку вывести структуру политических отношений из «естественной» сущности человека, положив в основу изучение его психологии и поведения. Среди них, его ученик и коллега – Г. Лассуэл, а в 60-е годы – видные теоретики Д. Истон, Р. Даль и др. По мнению сторонников бихевиоризма, в результате изучения фактического поведения людей можно установить лежащие в его основе намерения и мотивы действий, как отдельных индивидов, так и целых групп населения. А это имеет важное значение для осуществления власти и управления в обществе, регулирования социально-политических конфликтов.
Особенно известным американским политологом является Гарольд Лассуэл (1902-1978 гг.). Он уделил большое внимание методологическим исследованиям политики. Лассуэл, в частности, сформулировал теорию «политического психоанализа», в котором важнейшим фактором, обуславливающим отношение индивида к политике, является психологический механизм его личности. Опираясь на эту теорию, он разработал типологию политических личностей, выделил три типа политиков: администратор, агитатор, теоретик. Это обогатило концепцию политического лидерства.
Видное место в работах Г. Лассуэла занимает анализ проблемы политической власти и ее распределение в обществе. По его мнению, главной фигурой распределения власти и ценностей в обществе выступает политическая личность, осуществляющая властные полномочия.
В начале 60-х годов в американской политологии была сформулирована концепция «политической культуры». Ее авторами были Г. Алмонд и С. Верба. В своей работе «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» на основе сравнительного анализа политических культур, сложившихся в США, Англии, Италии, ФРГ и Мексике, они разработали типологию политических культур, выделив три типа культуры (патриархальная, подданническая и активистская), а из их сочетания вывели еще три смешанных типа. Авторы заявляли, что в каждой общественно-политической системе и в каждой стране существует своя особая политическая культура, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление в политической жизни. Одновременно они утверждали, что смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданническо-активистская и патриархально-активистская, а также гражданская культура, которая выступает как их смешивание на базе активистской культуры, всегда преобладают в истории. Эти идеи получили свое развитие и конкретизацию в Западной Европе, Польше (Ежи Вятр) и др.
Крупным американским политологом-теоретиком является Толкотт Парсонс (1902-1979 гг.). Он главный представитель структурно-функционального анализа, автор оригинальных теорий: «социального действия», «социальной системы» и др. Президент Американской социологической ассоциации. В своих работах «Структура социального действия» (1937 г.), «Социальная система» (1951 г.), «В направлении генеральной теории действия»(1951 г.), «Общество: эволюционирование и сравнительные перспективы» (1966 г.), «Системы современных обществ» (1971 г.) и др. рассматривал человеческие действия как самоорганизующую систему, а общество как результат этих действий. Создал общую теорию действия, в которой исходными понятиями выступают «деятель», «ситуация», «ориентация деятеля на ситуацию». Она лежит в основе практической способности деятеля ставить перед собой цели и стремиться их достичь.
Информация о работе Основные этапы развития политической мысли