Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 21:56, реферат
В связи с распадом мировой системы социализма, кризисом догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и переходом бывших социалистических стран к рыночной экономике и демократическим реформам, сложилась ситуация негативного отношения к идеологии. Однако, и отечественный опыт последнего десятилетия и исследования западных аналитиков показали, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества.
На основе БССР в 1991 году была провозглашена суверенная Республика Беларусь. На пути закрепления суверенитета республики важное значение имело принятие Верховным Советом в марте 1994 года Конституции Республики Беларусь, на основе которой была введена президентская форма правления. Первым Президентом Республики Беларусь стал А.Г. Лукашенко, который был избран в результате двух туров всенародных выборов в июне-июле 1994 года.
Становление идеологии белорусского государства на современном этапе
Третий период реформирования системы власти и управления начался со второй половины 1994 года и продолжался до ноября 1996 года, и по праву может считаться периодом становления идеологии белорусского государства на современном этапе. В этот период были приняты законы о президенте, Верховном Совете, Кабинете Министров. Продолжалась работа по дальнейшей трансформации системы государственной власти и управления. Президент и исполнительная ветвь власти с первых же шагов своей деятельности начали применять решительные меры по повышению уровня управляемости в стране. Вся эта работа осуществлялась в условиях острой борьбы исполнительной власти с другими ветвями власти и, прежде всего с законодательной, поскольку решить эту задачу в полном объеме можно было только за счет уменьшения ее властных полномочий.
К концу 1995 года в стране
была создана президентская
Результаты исследования
показывали, что в период острого
политического кризиса в
Еще более критическим было отношение граждан республики к деятельности местных органов власти. Ведь, по мнению этих же граждан, местные органы власти в своей повседневной деятельности, в первую очередь, отстаивали интересы частного сектора экономики. Вторую ранговую позицию в их деятельности занимали интересы республиканских и местных органов власти, т. е. их собственные интересы. На третьем месте - интересы теневого бизнеса. Интересы же большинства населения у них стояли на шестом, последнем месте.
Таким образом, в общественном мнении в Беларуси сформировалось как бы два полюса, характеризующих уровень отношения и доверия населения к властям. На одном таком полюсе с высоким уровнем поддержки граждан находится Президент, на другом - властные структуры различных ветвей власти и уровней управления, не пользующиеся высоким уровнем поддержки населения.
На третьем этапе социально-
С референдума 1996 года, по результатам которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, начинается четвертый этап преобразований. Возникают и требуют своего решения новые проблемы во взаимодействии властей. Теперь это относится, прежде всего, к полномочиям президента, парламента и правительства в сфере законотворчества и нормотворчества. Понятно, что и впредь будут постоянно возникать новые проблемы на пути государственного строительства в Беларуси.
Накануне выборов в местные органы власти в 1999 году избирательный ценз был все-таки снижен, что вывело республику из периодически повторяющегося избирательного марафона. Одновременно практика проведения указанных выборов со всей очевидностью показала, что актуализировалась другая, не менее острая, проблема участия в выборах оппозиционных партий. Представляется, что исходя из здравого смысла активисты оппозиционных политических партий пусть лучше "воевали" бы на заседаниях представительных органов власти, чем на улицах, митингах и т.п. Кроме того, практическая деятельность в представительных органах власти, работа с людьми объективно уменьшит энтузиазм и снимет налет экстремизма у таких активистов. Наконец, стране нужны активные и подготовленные кадры, и работа в представительных органах власти в этом плане является хорошей школой.
В результате экономических
кризисов и революционных потрясений,
многочисленных разрушительных, кровопролитных
войн и межнациональных конфликтов,
распада старых и образования
новых государств человеческое сообщество
оказалось перед ответственным
выбором: либо продолжать бессмысленное
наращивание средств решения
международных проблем с
Сегодня со всей очевидностью можно утверждать: побеждает исторически оправданная, объективно закономерная тенденция - тенденция к интеграции государств. Даже находясь в разных уголках земного шара, страны вольно или невольно влияют на экономику и политику друг друга, поэтому вынуждены вести диалог, договариваться между собой. Если же они расположены на одном материке, а тем более являются близкими соседями, то и вовсе "обречены" на добрые отношения, ибо только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для социально-экономического подъема каждой страны, для духовного, культурного и социального развития каждого народа. Яркий пример тому - нынешняя Европа, где воевавшие между собой на протяжении многих веков государства сегодня прилагают максимум усилий к объединению. Отстаивая, как и прежде, свои национальные интересы, они в то же время активно сотрудничают в рамках образованного ими союза современного типа во имя процветания и обеспечения мирной, достойной жизни своих граждан.
Стремление государств и народов к единению и всестороннему взаимодействию особенно заметно проявилось после распада СССР, причем во многих регионах мира. Эта крупнейшая геополитическая катастрофа прошедшего столетия, от которой пострадали, прежде всего, народы, некогда жившие в единой, дружной многонациональной семье, веками создававшие свой братский союз, стала поучительным уроком для всех народов планеты. Слишком трагичен ее исход, слишком велики человеческие жертвы, слишком ощутим материальный и нравственный урон, чтобы не помнить об этом. Хотелось бы верить, что человечество в полной мере усвоит тяжелый для него урок.
Обретя в результате развала СССР государственный суверенитет, Республика Беларусь оказалась наедине с многочисленными сложнейшими проблемами. Сразу все их решить было невозможно, а народ ждал от новой власти конкретных действий. Нужно было определить и расставить внешнеполитические приоритеты, выбрать главное направление приложения сил в экономике, выработать социальную политику. Лидеры новых государств ринулись на Запад в надежде получить валютные кредиты и политическую поддержку. Республика Беларусь во главе с А. Г. Лукашенко сразу же взяла курс на самое тесное сближение и развитие взаимовыгодного сотрудничества с Российской Федерацией, восстановление собственного производства.
Наше межгосударственное объединение - не замкнутая система. Союзное государство открыто для других стран и, в первую очередь, братских народов СНГ, которые имеют схожий с нами исторический опыт, где примерно такой же уровень социально-экономического развития, перед которыми стоят те же проблемы.
В настоящее время наблюдается
некоторая обостренность в
Заключение
Основой содержания формирующейся идеологии белорусского государства, которая аккумулирует все позитивное из исторического прошлого народа Беларуси и его достижений на современном этапе, является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества, закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства.
Главным содержанием идеологии белорусского государства должна стать идея торжества человека-труженика, человека-творца, непосредственного созидателя материальных и духовных ценностей.
Главная цель белорусского государства - осознание белорусским народом себя народом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в свои творческие силы и возможности.
Характерными чертами
идеологии государства должен стать
патриотизм, преданность Отечеству,
гордость за свой народ. Идеология белорусского
государства должна укрепить в народе
Беларуси столетиями сложившийся иммунитет
против национальной ограниченности,
пренебрежения к другим народам.
Идеология должна быть сориентирована
на решительное обеспечение
Идеология государства призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются: построение демократического правового государства, создание условий для свободного и всестороннего развития личности, достойного вхождения страны в европейскую и общечеловеческую общность. Таковы основные приоритеты идеологии белорусской государственности.
Однако, как свидетельствует современная реальность, и в плане народной разработки идеологии белорусского государства, и в плане ее реализации предстоит большая работа, которая займет еще много времени.
Список использованных источников:
1. "Основы идеологии белорусского государства": Учебное пособие для вузов, Минск 2004.
2. Криштапович Л.Е., Котляров И.В. Идеология: теория и практика. - Мн., 2003.
3. Лукашенко А.Г. Сильная
и процветающая Беларусь
4. Послание Президента
Республики Беларусь А.Г.
5. Сайт Президента Республики
Беларусь А.Г. Лукашенко [
Информация о работе Основы идеологии белорусского государства