Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.
В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.
Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы идеологии.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

8 декабря 1999 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства — светского, демократического, социального, правового государства, в котором признаются политическое и идеологическое многообразие (ст. 5 договора). Данный договор основывался на принципах Договора о Союзе Беларуси и России, но призван был содействовать превращению Союза в государственное образование.

Создание Союзного государства предполагает сохранение суверенитета и действия национальных конституций и законодательства стран-участниц. В союзном государстве признаются равные права граждан, равные условия субъектов хозяйствования.

За каждым государством-участником сохраняется право свободного выхода из союзного государства. Основными принципами союзного государства являются суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотрудничество и взаимопомощь.

Согласно договору к исключительному ведению органов управления Союзного государства относятся:

  • создание единого экономического пространства и правовых основ общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в пределах территорий государств-участников, равные условия и гарантии для деятельности хозяйствующих субъектов;
  • единая денежно-кредитная, валютная, налоговая и ценовая политика;
  • единые правила конкуренции и защиты прав потребителей;
  • транспортная и энергетическая системы;
  • единая торговая и таможенно-тарифная политика в отношении третьих стран, международных организаций и объединений;
  • единое законодательство об иностранных инвестициях;
  • разработка, утверждение и исполнение бюджета Союзного государства;
  • управление собственностью Союзного государства;
  • пограничная политика Союзного государства;
  • стандарты, эталоны, гидрометеорологическая служба, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография;
  • единые банки данных;
  • установление системы органов Союзного государства, порядка их организации и деятельности,   формирование органов Союзного государства.

Органы Союзного государства: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств и руководители обеих палат парламентов. Председатель Высшего Государственного Совета – А.Г. Лукашенко

 

3. Политическая культура и идеологические процессы.

Политическая культура - совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством общества и определяют характер функционирования политической системы и ее институтов, регулируют участие граждан в политике. Другими словами, политическая культура представляет собой освоение человеком политики через её осознание (политические знания, принципы, убеждения), эмоции и оценки, проявление себя в общественно-политической деятельности.

Политическая культура является частью общей культуры общества и индивида и не отделима от неё. Политическая культура, как и другие нормы общественной жизни осваиваются человеком в процессе социализации.

Уровни политической социализации: первичный – усвоение норм и ценностей, характерных для ближайшего окружения (семья, друзья, близкие знакомые); вторичный – включение человека в деятельность государственных и общественных структур, объединений и организаций.

Основные функции политической культуры:

- познавательная – в  процессе усвоения политической  культуры человек овладевает  политическими ценностями, навыками  и средствами, которые будут определять  возможность реализации интересов индивида в общественно-политической сфере;

- интегративная – на  основе осознание своих общественно-политических  интересов и методов их достижения  индивид соотносит себя с обществом, страной или определенной социальной  группой, объединяя людей, различные слои и группы общества на основе определённых идей, представлений и ценностей, политическая культура консолидирует государство и общество;

- коммуникативная –  обеспечивает взаимодействие институтов  власти и других субъектов политики (политических лидеров, партий, общественных организаций, социальных слоев) на основе принятия ими определённых политических ценностей, понятий, символов, традиций;

- регулятивная – определённые  политические ценности  обуславливают  взаимодействие субъектов и объектов политики, т.е. обуславливают протекание политических процессов;

- воспитательная – обеспечивает  восприятие конкретных политических  ценностей, что может способствовать  преемственности в политическом  устройстве и в политической  жизни, что подразумевает эволюционное развитие общества, если данная функция не срабатывает, то могут распространиться альтернативные политические ценности, которые могут сломать данную политическую систему и на определённое время дезорганизовать государство и общество.

Различия в политической культуре обусловлены рядом обстоятельств, среди которых - национальные и религиозные особенности, открытый или закрытый характер общества, господство в нем определенной идеологии и характер политического режима. Республика Беларусь как демократическое правовое государство стремиться к утверждению в сознании населения активной общественной позиции в решении исключительно правовыми методами вопросов государственного и местного управления и самоуправления.

Для политической культуры Беларуси конца XX начала XXI вв. характерно утверждение демократических ценностей в виде гласности, свободы слова, религии, плюрализма мнений, альтернативных выборов, верховенства закона и т.п. Вместе с тем  политическая культура современной Беларуси обусловлена спецификой исторического прошлого. С одной стороны присутствуют характерные для восточнославянской культуры «противоречие» между законом и справедливостью («Судить не по закону, а по совести») и коллективизм, но нет ярко выраженного противопоставление государства и общества; нравственный максимализм выражается не в самопожертвовании во имя постоянного поиска идеального общества, а в стремлении адоптироваться к существующим условиям и постепенно изменять их не прибегая к «бессмысленным и кровавым бунтам». С другой стороны, присутствуют черты, характерные для западноевропейского сознания: понимание закона как воплощение справедливости; отношение к государству как к институту для решения проблем встающих перед членами общества; поиск компромисса; рациональное отношение к социальной действительности.

Политическая культура зависит и от особенностей современного развития. Усиление частной собственности и индивидуальной экономической свободы и активности ведут к укреплению активистских начал в политической культуре.

Политическая культура неразрывно связана с идеологическими процессами. Идеологический процесс — отношения людей и деятельность идеологических институтов в процессе и по поводу создания и распространения идеологий в обществе.

Идеологические институты — государственные и общественные организации, учебные и производственные структуры, семья, религия, СМИ.

Характер идеологических процессов непосредственно зависит от политических институтов (государство, партии, общественные организации), нормативных актов (право, обычаи, традиции), политического режима, степени развития гражданского общества, СМИ, политического сознания и политической культуры масс.

Идеологический процесс охватывает все социальные слои общества и реализуется на различных уровнях сознания (теоретический – политические программы; на уровне обыденного сознания: оценка гражданами тех или иных вариантов развития, участие в общественной жизни). В рамках идеологического процесса происходит столкновение общественно-политических интересов, политическая социализация, нормотворчество и реализация политических решений.

В Беларуси решается задача построения унитарного демократического правого социального государства. Именно с этой идеологической доктриной связывается реформирование экономики (ставится задача сделать ее социально-ориентированной), политики (обеспечение гражданам реальных, а не декларированных, прав и свобод и т.д.), духовной сферы (развитие национальной культуры, системы образования и т.д.). Эта идеологическая доктрина работает на уровне индивида, социальных слоев, политических партий и нации в целом.

Особенности идеологических процессов в РБ.

1. Отказ от коммунистической  идеологии как государственной  идеологии и создание плюралистической  государственной идеологии, которая  подстраивается не под конкретного политического лидера а под интересы общества (политики приходят и уходят, но они должны заботится о развитии общества и реализации интересов сохраняя преимущества и устраняя  недостатки, но не ломая систему до основания после каждой смены политических элит).

2. Изменяется социально-классовая  структура: формируется слой богатых  людей, с другой – малообеспеченных. Все они представляют основу  для существования разнонаправленных  политических идеологий, что возможно  в демократическом государстве  и не приводит к социальным потрясениям, если государственная идеология отражает базовые принципы, приемлемые для большинства представителей социальных и политических групп.

3. Политические партии  не являются главными участниками  идеологического процесса, хотя  их и много, но они малочисленны и не способны к интеграции в рамках однородных видов политических идеологий.

4. Необходимо повысить  роль в идеологических процессах  Национального Собрания Республики  Беларусь как высшего представительного  законодательного органа власти и  общественных организаций.

 

4. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
на период до 2020 г.

 
Минск, май 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Приложение 1. Основные показатели устойчивого развития Республики Беларусь 185

Приложение 2. Показатели социально-экономической и экологической безопасности Республики Беларусь 187

 

Введение

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–окружающая среда–экономика».

В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства