Основы идеологии белорусского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 13:01, доклад

Краткое описание

Идеология - это мощное объединяющее средство, без которого любое государство разваливается, теряет свою монолитность, поэтому ни государство, ни партия, ни общественная организация не могут существовать без признания своими членами определённых целей, принципов и программ политического, экономического и социального развития.
В самом общем понимании идеология – это система целей, ценностей, программ политического, экономического и социального развития, отражающая интересы определённых слоёв, партий, государств, международных организаций.
Осознавая свои интересы, люди объединяются в общественные или политические организации, определенным образом участвуют в выборах и референдумах.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы идеологии.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Проект НСУР-2020 рассмотрен и принят за основу Президиумом Совета Министров Республики Беларусь 23 марта 2004 г. (протокол №12), одобрен Национальной комиссией по устойчивому развитию Республики Беларусь 6 мая 2004 г. (протокол №11/15ПР).

 

 

  1. Модель устойчивого развития Республики Беларусь

    1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире

  1. В 21 в. Человечество столкнулось с противоречиями между обществом и природой; экономически развитыми и остальными странами мира.
  2. Глобализация экономик и торговли, международное разделение труда
  3. Рост международных потоков капитала (до 16% в год).
  4. Формирование региональных интеграционных объединений стран (ЕС – 25 государств).
  5. Основу мировой экономики составляют отрасли и производства V и VI технологических укладов (новые знания и информация).

Являясь полноправным субъектом мирового сообщества, Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, хозяйства и человека. Высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса должно стать гармоничное развитие человека и его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.

По данным ПРООН, по индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.

О месте Республики Беларусь в мировом сообществе, Европейском Союзе и среди стран СНГ свидетельствуют основные социально-экономические показатели табл.1.

Таблица 1

Место Республики Беларусь в мировом сообществе государств1

 

Единица измерения

Мировое сообщество

ЕС

СНГ

Беларусь

Удельный вес Беларуси:

         

территория

%

0,15

0,9

0,94

 

численность населения

– ” –

0,16

1,4

3,6

 

Продолжительность жизни:

         

мужчины

лет

63,42

75,3

62

62,8

женщины

- ” -

67,73

81,4

72

74,5

Естественный прирост на 1000 жителей

15,7

2,8

-2,0

-4,9

Удельный вес безработных, %

%

 

7,3

2,3

2,3

ВВП на душу населения

долл. США

7410

25532

5155

7620

Экспорт товаров на одного жителя

долл. США

946

5948

507

747

Импорт товаров на 1 жителя

долл. США

978

5800

293

831

Производство основных видов продукции на душу населения:

     

электроэнергия

кВт. ч.

2448

6621

4472

2514

прокат черных металлов

кг

140

419

277

146

телевизоры, на 1000 населения

 
шт.

 
22,4

 

 
7,3

 
73

холодильники и морозильники, на 1000 населения

 
шт.

 
11,4

 

 
11,1

 
83

масло животное

кг

1,2

 

1,8

6,7


 

    1. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития

Общесистемные условия включают в себя как внешние, так и внутренние аспекты устойчивого развития.

С общецивилизационной точки зрения под устойчивым развитием следует понимать глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития.

При этом каждой стране необходимо соблюдать целый ряд принципов, реализовать определенные императивы и учитывать индикаторы, установленные ООН по характеристикам социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии.

Этот глобальный императив устойчивого развития, отражающий принципы «Повестки дня на ХХI век» и сложившиеся в последние годы мировые тенденции, формы, стратегии, парадигмы развития человечества, трансформируется в национальные стратегии и императивы устойчивого развития, определяемые местом и ролью страны в мировом сообществе, национальной спецификой.

Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме социальной эволюции в экосовместимой форме и включает совокупность принципов и требований (императивов) к системе, структуре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих гармонизацию отношений в триаде «человек–окружающая среда–экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и эколого-защитного развития страны, удовлетворения необходимых потребностей нынешних и будущих поколений.

В прикладном плане модель устойчивого развития – это способ организации и функционирования общества, государства, экономики на принципах устойчивости, обеспечивающих предупреждение и нейтрализацию внешних и внутренних угроз. Национальная стратегия является долгосрочной программой поэтапного перехода к устойчивому развитию, определяющей конкретные направления преобразований и виды деятельности по достижению стратегических целей, необходимые для этого ресурсы и механизмы, системы управления и координации на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Как показывает опыт реализации НСУР-97, ключевое значение в выработке и осуществлении стратегии имеют фундаментальные устои общества и государства, создающие принципиальные рамки мировоззренческого, идеологического, политического, социально-экономического характера для всех аспектов существования и устойчивого развития человека, семьи, общества и государства, или внутренние общесистемные условия. Среди них доминирующую роль в создании будущей социально-политической системы, нового экономического уклада, утверждении ценностей и принципов устойчивого развития играют:

  • построение и развитие унитарного демократического социального правового государства;
  • формирование современного гражданского общества;
  • построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

 

Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Белорусская модель исключает такие составляющие как эгоцентризм, эксплуатация чужого труда, обвальная безработица, резкая социальная дифференциация населения по доходам.

    1. Основные компоненты устойчивого развития

Модель устойчивого развития, определяется в «Повестке дня на ХХI век», НСУР-97 и Концепции НСУР-2020 как система гармоничных отношений в триаде «человек –окружающая среда – экономика», реализующая сбалансированное социально ориентированное, экономически эффективное и природозащитное развитие страны в интересах удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Основными компонентами устойчивого развития являются социальная, экономическая и экологическая сферы, соответствующие им виды деятельности и направления политики, обеспечивающие их стабильное и взаимоподдерживающее движение. Каждый из компонентов базируется на общих принципах устойчивого развития и в то же время имеет свои особенности, цели и императивы функционирования и взаимодействия в рамках интеграционного механизма и единой политики устойчивого развития.

      1. Социальная и экономическая составляющие и императивы устойчивого развития

Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотивом экономического роста является человек, обладающий квалификационными и трудовыми возможностями, социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективно возможности своей деятельности.

В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения.

Социальный императив заключается в необходимости развития и эффективного использования человеческого капитала, наиболее полного удовлетворения его потребностей.

Экономический императив: национальная экономическая система страны должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергоэффективной, экологозащитной.

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития до 2020 г. являются:

  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • борьба с бедностью;
  • изменение структуры потребления и производства;
  • охрана и укрепление здоровья;
  • улучшение демографической ситуации;
  • противодействие криминализации жизни общества.

 

      1. Экологический компонент и экологический императив

Экологический компонент НСУР представляет собой фундаментальную составляющую устойчивого развития в триаде «человек–окружающая среда–экономика». Он включает три аспекта:

  • окружающую среду, природно-ресурсный потенциал;
  • процесс взаимодействия человека и окружающей среды;
  • экологическую политику, реализующую экологический императив в интересах всех сторон жизнедеятельности общества.

Первый аспект предполагает при переходе к модели устойчивого развития постоянное отслеживание и оценку состояния и динамики природного потенциала, в том числе хозяйственной емкости экосистем в целях непревышения предельно допустимых уровней антропогенного воздействия на них.

Второй аспект предусматривает реализацию мероприятий по постепенному снижению антропогенного давления на природную среду, создание условий для роста емкости среды обитания с восстановлением естественных экосистем Беларуси до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, защиту биоразнообразия и сохранение здоровья человека.

Третий аспект обобщает все системные характеристики экологического компонента в целом и реализуется в НСУР в процессе разработки и осуществления экологической политики на основе экологического императива – требования согласования экологических целей с целями социально-экономического развития.

Экологический императив включает следующие требования:

  • в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
  • обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;
  • охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него;
  • в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь, на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий;
  • социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;
  • экологизация сознания и мировоззрения человека, системы воспитания и образования.
      1. Потенциальные угрозы устойчивому развитию и пороговые значения показателей социально-экономической и экологической безопасности

Республика Беларусь – малая страна с высокой степенью открытости экономики и зависимости от внешних источников сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

Угрозы интересам устойчивого развития – это потенциальные и реальные дестабилизирующие устойчивое развитие воздействия, порождаемые определенными явлениями, процессами (условиями и факторами) либо их совокупностью. Наиболее опасными являются внутренние угрозы:

  • недостаточность правовой базы регулирования экономических отношений и недостаточно эффективный механизм реализации законов;
  • неразвитость институтов гражданского общества, непоследовательность проводимых преобразований и сохранение за государственными органами управления большого числа прямых регуляторов без соответствующего механизма ответственности и контроля за их применением;
  • экономическая преступность, сопровождающаяся ростом криминализации экономики, коррупции, а также массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов;
  • унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики, усугубившаяся кризисными явлениями в ряде жизнеобеспечивающих отраслей производства;
  • низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, высокими издержками производства;
  • падение инвестиционной активности;
  • ухудшение состояния научно-технического потенциала и «утечка умов». Особенно опасным представляется разрушение потенциала экономической науки, что может привести к ситуации, при которой экономическая практика лишится и без того маломощной научной базы;
  • тяжелое состояние финансовой системы, нарушение платежных отношений, сбои в работе предприятий вследствие хронического дефицита оборотных средств;
  • неэффективность приватизации, недостаточная степень свободы предпринимательства.

Среди внешних социально-экономических угроз устойчивому развитию, выделяются:

  • острая зависимость Республики Беларусь от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий;
  • потеря значительной части традиционных рынков сбыта военно-технической и машиностроительной продукции;
  • дискриминационные меры со стороны зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, что особенно сильно ощущается на мировых рынках промышленного экспорта, трансфера технологий и «ноу-хау»;
  • вытеснение отечественных производителей товаров и услуг (особенно потребительских товаров) с внутреннего рынка зарубежными агентами;
  • недобросовестная экономическая деятельность зарубежных компаний как на внутреннем, так и на внешних рынках, входящих в сферу экономических интересов Беларуси;
  • утечка финансовых активов за рубеж и, тем самым, снижение инвестиционной активности внутри страны;
  • нелегальный ввоз наркотических средств, возможность поражения населения инфекциями, очаги которых находятся в других странах мира;
  • нарастание неблагоприятных для Беларуси тенденций в области международной миграции населения.

Информация о работе Основы идеологии белорусского государства