Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель анализ сущности и форм оппозиции и проблемы развития современной оппозиции в российском парламенте.
Задачи данной работы:
- Рассмотреть понятие политической оппозиции.
- Определить типы оппозиции.
- Оценить развитие оппозиции в современной России.
- Проанализировать место и роль оппозиции в российском парламенте.
Из данного параграфа следует сделать вывод о том, что первые очаги зарождения оппозиции стали появляться в конце перестройки еще в СССР. Но после распада Советского Союза в 1991 году был разрушен тем что, противоборство двух лагерей с одной стороны Президента, а с другой стороны Верховного Совета РФ. Это привело к тому концентрация власти в руках Президента значительно сокращала роль парламента. Следует отметить, что оппозиция не воспользовалась своим шансом победить на президентских выборах 1996 года, имея даже доминирование в Государственной Думе, ни даже влияние на состав правительства и его политический курс желаемых результатов не принесло. Ситуация не изменилась и после избрания на пост президента В. Путина. Поставив парламент, политические партии, бизнес, СМИ, региональных лидеров перед выбором – либо подчинится, либо лишиться статуса элит, правящая группа обеспечила себе полное доминирование во властных структурах. Это и повлияло на разгром всех оппозиционных партий на парламентских выборах 2003 года и на отсутствие альтернатив на президентских выборах 2004 года.
2.2. Место и роль оппозиции в российском парламенте.
В России предпринималось несколько попыток принятия закона «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации». Первая попытка была в 1996 г., когда группа депутатов от партии КПРФ внесла на рассмотрение Государственной думы РФ данный законопроект. Он был принят в трех чтениях в нижней палате парламента, однако первый Президент РФ Б.Н. Ельцин, используя право вето, отклонил закон, объяснив, что данный законопроект противоречит ст.10 Конституции РФ17. Вторую попытку предприняли в 2005 г. депутаты Государственной думы от фракции «Родина», однако он был снят с рассмотрения в Госдуме из-за отсутствия заключения Правительства РФ о финансировании из федерального бюджета расходов. В 2007 г. третья попытка внесения законопроекта «О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации» в Госдуму была предпринята коммунистами, но и он не был принят.
Роль политической оппозиции в России существенно изменилась в период 2004–2009 гг. Посредством грамотных политических технологий, реформирования законодательства и силового давления на крупный бизнес власть в период 2000-2005 гг. добилась нейтрализации основных оппозиционных партий, ликвидации парламентской оппозиции и минимизации роли региональной и бизнесэлиты как оппозиционных центров политического влияния. Ключевую роль в сокращении количества оппозиционных партий сыграли внесенные в законодательство поправки: «пропорционализация» выборов, увеличение заградительного барьера, отмена голосования «против всех» и т.д. Слабость и бессилие парламентской оппозиции стало еще более характерным в условиях доминирующей партии власти в России. В партийном пространстве сформировалась система «ограниченного плюрализма», и резко усилилась роль бюрократии в политической жизни страны. В итоге в Государственной думе шестого созыва представлены следующие политические партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР. Из них только КПРФ можно отнести к оппозиции: ЛДПР и «Справедливая Россия» вполне лояльны по отношению к Кремлю. В лучшем случае они могут претендовать на роль участников дискуссий при обсуждении важных вопросов жизнедеятельности государства. Вместе с тем, по мнению А. Макаркина, установление контроля Кремля над партийной политикой в стране может повлечь за собой полное исчезновение оппозиционных партий в стране в долгосрочной перспективе18.
При этом надо отметить, что парламентская оппозиция сможет подтвердить свою позитивную роль в политической системе только в том случае, если вслед за обозначением недостатков в действиях правительства или неверных решений будут предложены альтернативные меры по изменению ситуации, в реализации которых она сможет принять самое активное участие. События последних лет на Украине продемонстрировали,
что сильная оппозиция способна прийти к власти демократическим путем, брать на себя политическую ответственность и менять политический курс страны в целом.
Предоставление оппозиции возможности выражать свою, отличную от официальной, точку зрения и конкурировать с правящей партией в политическом процессе (за голоса избирателей, в законодательных органах власти, в средствах массовой информации), как свидетельствует опыт развитых демократий, оказывает стабилизирующее воздействие на всю политическую структуру общества, служит «противоядием» от нарастания острых социальных конфликтов и кризисов. Ущемление прав оппозиции и ограничение сферы ее деятельности воспринимается как нарушение элементарных демократических свобод населения. Вместе с тем отсутствие дееспособной оппозиции в условиях демократии ведет к росту социальной нестабильности или же вызывает политическую апатию масс. В то же время оппозиция, как уже отмечалось, выступает и в роли фактора, дестабилизирующего общественные порядки. Поэтому неучет и игнорирование мнения оппозиции может привести к обострению ее протестного потенциала и неконвенциональному участию оппозиции в политической жизни: бунты, восстания, революции и т.д.
Роль политической оппозиции состоит и в том, что она способствует разрядке политической напряженности, позволяя приобретать социальному недовольству легальные формы выражения. Гарантируя оппозиции право на инакомыслие и легальную политическую деятельность, общество тем самым предохраняет себя от стагнации и застоя, неадекватного реагирования на вызовы времени, на изменившиеся обстоятельства и условия внешней среды. Наиболее важным показателем того, что политическая оппозиция эффективно выполняет общественно необходимые функции, являются стабильность и преемственность политической системы. Способность последней к постоянной обновляемости и политической преемственности – фактор обеспечения политической стабильности, социального, политического и идеологического баланса.
Политическая культура России такова, что восприятие общественных событий и оценка оппозиции происходят в народе по большей части через личность лидеров. Иметь авторитарного руководителя оппозиции, высоко оцениваемого или просто широко известного в стране – главное условие существования и даже просто политического выживания для оппозиции или политической партии в стране. Так, опрос, проведенный ВЦИОМ в 2008 г., показал: более половины россиян (57%) считают, что в России есть только одна сильная партия – «Единая Россия», а остальные заметной роли не играют. Данное обстоятельство обусловлено еще и созданием властными структурами подконтрольных, «псевдооппозиционных партий», что ведет к увеличению степени недоверия населения к политическим партиям. Это во многом подтверждает тот факт, что в нынешних условиях парламентская оппозиция вряд ли сможет прийти к власти.
Учет со стороны властных структур интересов оппозиции позволяет переводить их объективные требования в русло практической политики для достижения общественно значимых целей. Только такой путь – путь повышения жизненного уровня широких слоев населения, активной борьбы с преступностью, коррупцией в государственных структурах, недопущения военных конфликтов на российской территории, постоянного учета общественного мнения – формирует условия для стабилизации общества, что, в свою очередь, будет способствовать повышению легитимности власти, снижению активности и массовости оппозиции. Противодействуя политике и взглядам господствующего субъекта, оппозиция выступает основным организованным критиком властных институтов и одним из главных инструментов политической демократии.
На мой взгляд, признание парламентской оппозиции необходимым атрибутом демократического общества, ее незаменимую роль при коммуникации общества с властью, при корректировке политического курса власти, исходя из социальных запросов общества, представляется целесообразным повысить степень независимости оппозиции от власти, а также уровень ее правовых возможностей и институциональных гарантий их
реализации. При этом обязанностью оппозиции является нормальный конструктивный подход к своей деятельности, законодательными мерами отстаивать свое право на выработку альтернативных проектов и решений. Это позволило бы парламентской оппозиции осуществлять свои функции, оказывать стабилизирующее воздействие на работу политической системы в целом19.
Анализ публикаций в прессе позволяет выделить три типичных представления об оппозиции.
1. Поддерживаемая СМИ
и большинством экспертов
2. Все партии в Госдуме
составляют единую «партию
3. Все партии, прошедшие
через фильтрацию
Но наиболее корректной
классификацией оппозиции
Можно ли считать
КПРФ и ЛДПР действенной
Власть считает, что партий в России должно быть меньше, а оппозиция считает, что партий должно быть больше, и «барьеры» к тому же должны быть пониже. Но партии - это форма эффективнейшего отчуждения политического ресурса от гражданина. И в этом вопросе по отношению к народу власть и оппозиция едины.
Апеллирование к народу,
как со стороны оппозиции, так
и со стороны власти носит
исключительно
Единственной оппозицией
в России, к сожалению, как в
былые времена, так и на
Практика политической жизни
современной России показывает, что
в настоящее время
Власть должна быть заинтересована
в появлении системных
Россия вступила в принципиально новый этап политического развития. Сейчас правительству придется реализовывать серьезную стратегию, включающую болезненные меры, и Кремлю понадобится не пассивный конформизм со стороны граждан, а социальная поддержка. Это значит, понадобятся реальные политические партии, способные структурировать общественное пространство. Это предполагает, что партии не смогут оставаться целиком подконтрольными Кремлю. Можно сказать, монополии Кремля на политический контроль приходит конец. В будущем это обещает, что политическая жизнь в России станет более живой.
Из данного параграфа следует сделать вывод о том что, роль оппозиции в российском парламенте практически равна нулю. Те политические партии которые представлены не могут оказать никакого воздействия на правящую власть, а лишь наоборот поддерживает различные решения. Это является следствием того что, власть в период 2004-2009 годы, по средствам грамотных политических технологий, реформирования законодательства и силового давления на крупный бизнес. Ключевую роль в сокращении количества оппозиционных партий сыграли внесенные в законодательство поправки о «пропорционализации» выборов, увеличении заградительного барьера и отмена голосования против всех. Из этого можно сделать вывод, что, власть должна быть заинтересована в появлении системных оппозиционных сил, которые бы пользовались доверием, и были бы способны канализовать социальный протест, когда он возникнет.
Заключение.
Таким образом, можно сказать, что тема роль и место оппозиции в деятельности российского парламента была и остается одной из самых актуальных и обсуждаемых тем в современной политической науке.
Феномен оппозиции как социальное явление присущ самой природе человеческого общества в силу его неоднородности и различия интересов отдельных индивидов, социальных групп и властвующих субъектов. Оппозиция обусловлена групповой природой политики как общественного явления, когда сталкиваются противоположные социальные и политические интересы, связанные с участием во власти, ее завоеванием, противодействием, распространением ресурсов, принятием решений. Оппозиционарность выступает интегративной характеристикой проявления активности оппозиции и является одной из ведущих закономерностей современного демократизирующегося общества.
Оппозиционные контрэлиты функционировали
в той или иной форме на протяжении
всей российской истории. В России функции
элиты традиционно выполняла
административно-политическая бюрократия,
а интеллигенция выполняла
Информация о работе Особенности формирования института оппозиции