Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа
В данной контрольной работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.
Цель работы состоит в раскрытии общественной сущности политических партий и партийных систем, описании их типологии и определении их функций.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Сущность политической партии, ее место в политической системе……………………………………………………………………………..5
Определение политической партии, признаки и структура………………..5
Роль и функции партии в политической системе…………………………...8
Глава 2 Классификация политических партий и правовые основы их деятельности в РФ……………………………………………………………….12
2.1Типология политических партий……………………………………………12
2.2 Законодательная база деятельности политических партий……………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Рассмотрение функций, выполняемых политическими партиями, позволяет сделать вывод об общественно важных задачах, которые они решают достаточно эффективно.
Во-первых, политические партии обеспечивают связь населения с государственными структурами. Тем самым они заменяют стихийные формы политической активности населения.
Во-вторых, партии являются одной из самых эффективных форм преодоления политической апатии и пассивности граждан.
В-третьих, выступая за распределение
и перераспределение
Глава 2 Классификация политических партий и правовые основы их деятельности в РФ
Типология политических партий базируется на нескольких критериях (признаках). Их достаточно много. К ним относят: идейно-политические позиции, форму участия в политической власти, внутреннюю структуру и методы деятельности, социальную базу, характер отношений к социальным преобразованиям, место и роль в политической системе общества.
Первый критерий – типология партий в зависимости от идеологических доктрин. Это один из наиболее устойчивых, длительное время существующих критериев. В соответствии с ним партии делятся на левые, правые и центристские. В последние годы в партийных системах практически всех стран обозначились очевидные изменения: тяготение левых и правых партий к центру. По существу, можно говорить о разделении партий по данному критерию только на два крыла: правоцентристское и левоцентристское.
Левоцентристские партии включают: 1) социал-демократические и социалистические партии, 2)демократические и 3) коммунистические партии.
Правоцентристские партии включают: 1)консервативные и либеральные партии, 2) конфессиональные партии.
Второй критерий – типология партий в зависимости от организационной структуры и характера членства в партии. В соответствии с этим критерием классик политической науки франзуский политолог Морис Дюверже разделил партии на массовые и кадровые.
Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.
Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.
Третий критерий – характер связи партии с государством. На основании данного критерия можно назвать «партию-государство» и партию парламентского типа.
Четвертый критерий – отношение партий к господствующему политическому режиму. На основании данного критерия они подразделяются на правящие и оппозиционные.
Пятый критерий - по целевым и идейным установкам, способам и формам действия — радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д.
Приведенную систему
критериев типологизации
2.2 Законодательная база деятельности политических партий
В цивилизованном обществе партии должны стремиться к поиску согласованных решений, учитывающих интересы различных слоев общества, должны действовать в рамках закона. Законодательство о партиях различных стран мира достаточно разнообразно. Но в то же время в нем и много общих черт, что обусловлено спецификой и определенным единообразием партийной деятельности.
В системе нормативных актов, определяющих правовой статус политической партии, ее права и обязанности, основания и порядок участия в выборах, референдуме, отзыве избранных депутатов и выборных должностных лиц, следует выделить:
а) Конституцию Российской Федерации;
б) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
в) федеральные нормативные правовые акты;
в) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
г) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, а также решения, принятые на местном референдуме или сходе граждан.
Новый этап в становлении партийной системы современной России наступил с принятием Конституции 1993 г., которая законодательно закрепила права граждан на свободу создания общественных объединений, равенство их перед законом, а также принцип многопартийности на основе идеологического плюрализма.
Закон РФ «О политических партиях» был принят в 2001 г., и направлен, прежде всего, на усиление роли партий и общественной жизни страны. В нем дается определение политической партии, ее назначение, прежде всего для «представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления», определены требования к минимальному количеству членов партии и наличию региональных отделений более, чем в половине субъектов РФ. Закон определяет цели политической партии, основные способы ее создания, принципы деятельности, ограничения на создание и деятельность политических партий, механизм финансирования, в том числе государственного.
По своей природе права политических партий тесно связаны с правами человека и гражданина, закрепленными в Конституции Российской Федерации, поскольку базируются на комплексе политических прав граждан на объединение, на выражение своего мнения, на свободу слова и призваны обеспечить их полноценную реализацию. Вместе с тем носителем прав, закрепленных за партией, является сама партия как коллективный субъект, а не совокупность граждан, состоящих ее членами.
В зависимости от содержания права политических партий разделяются на те, что принадлежат партии с момента ее создания и те, которые возникают у нее с момента государственной регистрации и те, которые возникают с момента регистрации ее региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Обретение партией гражданских прав и обязанностей, связанных со статусом юридического лица, происходит с момента принятия решения о регистрации партии в уполномоченном государственном органе - Федеральной регистрационной службе. С момента регистрации политическая партия имеет право учреждать информационные агентства, полиграфические
предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения
дополнительного образования взрослых; осуществлять предпринимательскую деятельность и др. После регистрации политическая партия приобретает гражданскую правосубъектность и вправе в полном объеме осуществлять деятельность по защите своих прав и представлению законных интересов своих членов, а также устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации. И, наконец, с момента регистрации региональных отделений более чем в половине субъектов Российской Федерации партия приобретает право на участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
Согласно информации с вебсайта Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 25 июня 2011 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:
Комплекс субъективных прав политических партий немыслим без установления обязанностей, определяющих линию необходимого должного поведения политических партий.
Политическая партия обязана:
1. соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
2. ежегодно представлять информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии принимать участие в выборах, а также копии сводного финансового отчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональных отделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;
3. допускать представителей органов юстиции на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
4. заблаговременно информировать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на эти мероприятия.(1,ст.18)
Основной формой правового регулирования политических партий является закрепление соответствующих норм в федеральных законах, прежде всего в федеральных законах "О политических партиях" , "Об общественных объединениях" , "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" , "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" , "О выборах Президента Российской Федерации" . Именно эти законодательные акты являются основными в процессе институционализации российских партий, как по охвату важнейших предметов правового регулирования, так и полноте содержащихся в них предписаний.
Заключение
Партии являются существенным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий – превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него. Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.
Партия должна побуждать к движению вперед. Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов. Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения. Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.
Политические партии
выиграют, если будут развиваться
как демократические и плюралис
Список использованной литературы
1.Заславский С.Е., Зотова З.М. Правовые основы участия политических партий в выборах. - М.: РЦОИТ, 2006. - 240 с.
2.Политология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М,2011. – 396 с. – ( Высшее образование).