Политика. Функции ,свойства, структура политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:51, доклад

Краткое описание

Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Политика.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Политика. Функции ,свойства, структура политики

Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни.

Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными  отношениями, государством и его  устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

Политика - это форма соучастия  и взаимодействия, властвующих и  подвластных, управляющих и управляемых;

Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

Свойства политики:

  • способность безграничного проникновения в другие сферы общества.
  • Функционирование в форме соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых. Обусловлено существованием групп населения, из которых одни выполняют функции управления обществом (элита, лидеры), а другие подчиняются, но при этом влияют на выбор элитарных групп и на содержание проводимого ими курса.
  • Единство в политическом процессе сознательных и стихийных поступков и форм политического поведения.
  • Функциональность – способность служить обществу, что позволяет политике глубоко влиять на другие сферы общества и всесторонне взаимодействовать с ними.

Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты политики: политические отношения, политическое сознание и политическая организация общества.                                    Политические отношения – это специфические устойчивые связи общественных групп между собой и институтами власти. Характер политических отношений указывает на то, что является доминирующим в сфере государственной власти – непримиримая борьба за политическое господство или сознательная кооперация усилий всех социальных групп для использования авторитета государства. Политическое сознание характеризует политику с точки зрения принятия ее субъектом и его непосредственной вовлеченности в политическую жизнь. Политическое сознание имеет несколько уровней:   - массовое;

- групповое;

- индивидуальное.

Функции политики:

-      Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.

-      Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.

-      Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.

-      Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.

-      Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.

Сущность и природа  власти

Власти однозначного определения нет. Власть в конечном счете – господство одних над другими. Либо власть как оказание влияния одних над другими. На протяжении многих веков власть была непрекращающимся господством. Власть употребляет 2 основных метода воздействия на людей – принуждение и убеждение. Метод убеждения связан с манипулированием сознанием. Власть явление социальное – только в обществе. Появилась с появлением частной собственности. Власть становится публичной. Качество власти – ее таинственность. Власть заинтересована в том, чтобы оставлять часть своих действий нераскрытыми. «Власть необъяснима и в этом ее сила”. Это основано на чувстве страха, авторитете, зависимости.

ФУНКЦИИ ВЛАСТИ в обществе

1) поддержка общественного порядка  и стабильности,

2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов.

3) достижение общественного согласия

4) принуждение во имя социально  значимых целей – только власть  имеет законное право на принуждение  своих граждан. 

5) управление  делами общества. 
ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ:

1) сила, различают силу и насилие. Когда власть применяет насилие, это показывает ее слабость. Сила – способность власти в сложной ситуации найти наиболее правильный выход. 2) богатство, у кого есть деньги, тот как правила стремится во власть.

3) информация. Власть 2х видов – конструктивная, созидающая и разрушительная, деконструктивная. Начиная с 89 года власть в России носит деконструктивный характер. Основные свойства власти:

1) абстрактность  (власть – форма отношений),

2) структурность  – те кто управляет, те, кем управляют.

3) ограниченность  – абсолютной власти не бывает, власть ограничена правом, а раньше  нормами и традициями.

4) направленность  – наличие определенной цели. Власть всегда имеет цель и  декларирует ее, но всегда имеет  цель скрытого характера. 

5) скрытность, из-за несовпадения целей объекта и субъекта власти.

6) универсальность  – способность проникать во  все сферы общества. Власть есть  везде. Средства для захвата  власти самые разнообразные. Вывод:  одну власть сметаем, на ее  месте возникает другая. Вместе с властью появляется оппозиция. Оппозиция необходима обществу – если бы не существовало оппозиции, мы бы не знали почти ничего о власти. Опасаясь оппозиции власть вынуждена корректировать свой курс.

Политическая система

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.

Понятие политической системы  является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В случае законодательной системы речь идёт о действии закона на определённой территории, в случае муниципалитета - его акты ограничены его территорией, в случае политической партии - учитываются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое  распространение понятие «политическая  система» получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

Типы политических систем

Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев (При всей разнородности современных государств их можно подразделить на два самых общих типа - монархия и республика). Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.

Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.

Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

Доиндустриальные и  частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Политические системы тоталитарного  типа. Тоталитарная политическая культура создаёт принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.

Тоталитаризм

с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.

Авторитаризм

как форма политической власти часто  сочетается с автократией (Форма  отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).

Демократия

политический  режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Лоббизма.

Лоббизм - это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс  принятия государственных решений  в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.

При определении термина «лоббизм»  нужно выделить еще несколько  общих характеристик, которыми он обладает:

- наличие субъектов  и объектов воздействия. Объектами  воздействия, как правило, выступают  законодательные, исполнительные органы власти и их должностные лица, работники аппарата органов власти и т.д.;

- лоббистская деятельность  ведется в чьих-то интересах; 

- лоббисты выполняют  функцию посредничества между  влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями; политическими партиями, общественными объединениями, гражданами и государственными органами (исполнительными и законодательными органами власти);

- лоббизм допускает  возможность отстаивания интересов  отдельных лиц, групп граждан, организаций и объединений. Интересы могут быть как общие, так и противоположные. Все они стремятся отстоять свои личные или представляемые интересы.

ЛИБЕРАЛИЗМ

Социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании. В Европе понятие Л. связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Л. выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей 17-18 вв

Консерватизм

Идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной  ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».

Информация о работе Политика. Функции ,свойства, структура политики