Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:51, доклад
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни.
Политика. Функции ,свойства, структура политики
Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер. Аристотель, например, утверждал, что «политика» это цивилизованная форма общности, которая служит для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». Николо Макиавелли определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать её». Со временем общественно-политические отношения усложняются. Макс Вебер определяет политику как понятие, «которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Широкое понимание политики можно найти у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению, - это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни.
Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики можно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:
Политика - это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;
Политика - это форма соучастия и взаимодействия, властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;
Политика - это область не только сознательных, но и стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.
Свойства политики:
Политика имеет определенную структуру. Составные компоненты
политики: политические отношения, политическое
сознание и политическая организация
общества.
- групповое;
- индивидуальное.
Функции политики:
- Регулятивная функция – отображение властно значимых интересов всех групп населения. Политика выступает как средство предоставления людям дополнительных возможностей удовлетворения всех потребностей и изменения социального статуса.
- Функция рационализации – изучение и рациональное решение противоречий, возникающих при реализации разносторонних интересов граждан.
- Человекообразующая функция, позволяющая личности конституировать себя как самостоятельно активное существо, предполагает превращение человека в гражданина.
- Обеспечение инновационности социального развития общества и человека. Согласуя интересы социальных групп и отдельных граждан, политика способна создавать новые формы социальной организации.
- Функции мобилизации и эффективности общей деятельности.
Сущность и природа власти
Власти однозначного определения нет. Власть в конечном счете – господство одних над другими. Либо власть как оказание влияния одних над другими. На протяжении многих веков власть была непрекращающимся господством. Власть употребляет 2 основных метода воздействия на людей – принуждение и убеждение. Метод убеждения связан с манипулированием сознанием. Власть явление социальное – только в обществе. Появилась с появлением частной собственности. Власть становится публичной. Качество власти – ее таинственность. Власть заинтересована в том, чтобы оставлять часть своих действий нераскрытыми. «Власть необъяснима и в этом ее сила”. Это основано на чувстве страха, авторитете, зависимости.
ФУНКЦИИ ВЛАСТИ в обществе
1) поддержка общественного
2) выявление, ограничение и разрешение конфликтов.
3) достижение общественного согласия
4) принуждение во имя социально
значимых целей – только
5) управление
делами общества.
ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ:
1) сила, различают силу и насилие. Когда власть применяет насилие, это показывает ее слабость. Сила – способность власти в сложной ситуации найти наиболее правильный выход. 2) богатство, у кого есть деньги, тот как правила стремится во власть.
3) информация. Власть 2х видов – конструктивная, созидающая и разрушительная, деконструктивная. Начиная с 89 года власть в России носит деконструктивный характер. Основные свойства власти:
1) абстрактность (власть – форма отношений),
2) структурность – те кто управляет, те, кем управляют.
3) ограниченность – абсолютной власти не бывает, власть ограничена правом, а раньше нормами и традициями.
4) направленность – наличие определенной цели. Власть всегда имеет цель и декларирует ее, но всегда имеет цель скрытого характера.
5) скрытность, из-за несовпадения целей объекта и субъекта власти.
6) универсальность
– способность проникать во
все сферы общества. Власть есть
везде. Средства для захвата
власти самые разнообразные.
Политическая система
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Политическую систему
Глубокое обоснование и
Типы политических систем
Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев (При всей разнородности современных государств их можно подразделить на два самых общих типа - монархия и республика). Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.
Г. Алмонд выделяет четыре типа политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические культуры.
Англо-американская система характеризуется гомогенной (однородной) политической культурой. Она гомогенная в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнение особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, чётко выражена, организована и бюрократизирована.
Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.
Политические системы
Кроме того, современные политические системы на основе характеристики деятельности их политических структур делятся на западные и незападные. В первой существуют несколько дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и иные структуры.
Тоталитаризм
с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
Авторитаризм
как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).
Демократия
политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Лоббизма.
Лоббизм - это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.
При определении термина «лоббизм» нужно выделить еще несколько общих характеристик, которыми он обладает:
- наличие субъектов
и объектов воздействия.
- лоббистская деятельность ведется в чьих-то интересах;
- лоббисты выполняют
функцию посредничества между
влиятельными
- лоббизм допускает
возможность отстаивания
ЛИБЕРАЛИЗМ
Социально-политическое учение и общественное движение, основной идеей которого является самодостаточная ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст конституции в Испании. В Европе понятие Л. связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику. Л. выступал за развитие личной инициативы индивидов, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые образуются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке. Традиционно первые либеральные идеи относят к эпохе античности, в частности, к учению Сократа об истине и его взглядам на справедливое государство. Позднее римскими стоиками развивалась идея об универсальной природе человека, а их этическое учение о внутренней духовной свободе личности и естественном праве вновь привлекло внимание многих философов и политических мыслителей 17-18 вв
Консерватизм
Идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.
В консерватизме главной
ценностью принимается
Информация о работе Политика. Функции ,свойства, структура политики