Политика и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 18:14, доклад

Краткое описание

Соблюдение моральных норм в поведении людей и в целом общества - необходимое условие существования человеческой цивилизации, ибо аморализм приводит не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества. Главным регулятором выполнения людьми моральных норм является совесть. Не случайно говорят, что если человек нарушает нормы человеческого общежития, то у него нет совести. Совесть - это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она - внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 27.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Темиртауский политехнический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на  тему: Политика и мораль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверил: Ломкина П.К.

Выполнил  уч-ся группы П-2011

Семакина  Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

Темиртау 2012г.

Политика, мораль и политическое поведение.

Мораль - особая, специфическая сфера  общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с  точки зрения идеалов добра и  зла, справедливости и несправедливости. Она предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной, и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Соблюдения ее норм и требований- основа нравственного поведения людей.

Соблюдение моральных норм в  поведении людей и в целом  общества - необходимое условие существования  человеческой цивилизации, ибо аморализм  приводит не только к разрушению личности, но и к деградации всего общества. Главным регулятором выполнения людьми моральных норм является совесть. Не случайно говорят, что если человек  нарушает нормы человеческого общежития, то у него нет совести. Совесть - это  эмоциональное переживание ответственности  человека перед самим собой, другими  людьми, обществом, всем человечеством, Богом. Она - внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен. Только совесть, соединенная с долгом, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики.

Совесть превращает индивид из стадного животного или робота в Человека. Если у него (человека) разрушена  нравственная регуляция, если он лишен  угрызений совести, то в конце  концов мы имеем опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, проводя человеконенавистническую политику национал-социализма, убеждал  своих солдат в том, что он освобождает  их от болезни, называемой совестью.

Какова же взаимосвязь и взаимозависимость  политики и морали в обществе?

На заре цивилизации небольшие, человеческие коллективы (род, племя ) могли обойтись без политики, регулируя  взаимодействие людей и обеспечивая  общественный порядок с помощью  обычаев, традиций, семейных отношений.       Однако развитие производства, углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества привело к возникновению потребностей получать блага за счет других людей и природы. Это искушение богатством и потребительством, создает опасность вырождения рода человеческого и отдельных людей. Об этом предупреждал в свое время Аристотель. "Без добродетели, - писал он, - человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и к пище - он хуже тогда всякого животного".

Другими словами, только с помощью  морали общество уже не могло регулировать свои отношения. Все это привело  к возникновению политики, которая  стала регулировать поведение людей  с помощью специального аппарата принуждения. Так, например, характерную  для морали функцию угрызений  совести, здесь выполняет суд, который  наказывает за нарушение установленных  норм.

Таким образом, политика и мораль преследуют одну цель - сохранять стабильность в обществе, регулировать его жизнь  в целом и каждого гражданина в отдельности. В то же время имеются  существенные различия между политикой  и моралью. Важнейшим из них является конфликтность политики. Она вытекает из того, что источником политики являются экономические интересы людей, а  источником морали выступают общечеловеческие ценности, следование которым не сулит  индивиду личной выгоды. Поэтому, возникает  соперничество моральных и политических мотивов поведения. К сожалению, чаще всего, в этом соперничестве побеждают политические мотивы поведения, а не нравственные.

Многие категории морали носят  характер идеалов, с которыми следует  сообразовывать свои действия, но которых  в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Вряд ли можно найти  человека, который за всю свою жизнь  ни разу не лукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя. "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень'" - обратился Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект  и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней человек выступает как  представитель класса, нации, партии. Его личная ответственность как  бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу,  использование принудительных санкций за невыполнение требований. Политика, писал М.Вебер,- "оперирует при помощи весьма специфического средства - власти, за которой стоит насилие". Мораль же в принципе осуждает насилие и опирается, главным образом, на "санкции" совести, ну а собственная совесть может простить человеку даже преступление.

В то же время политика карает не только противников и нарушителей, но нередко  и невинных, вызывая у людей  страх и недовольство политическим режимом. В этом смысле неправильные политические решения вызывают недовольство людей и способствуют снижению легитимности власти со всеми вытекающими для  политических лидеров последствиями.

В связи с этим можно задать вопрос - возможна ли нравственная политика? Чтобы  ответить на него мы должны проанализировать взаимоотношения морали и политики. Самым лучшим вариантом для человека и всего общества является моральный  абсолютизм. В данном случае политика должна не только иметь высоконравственные цели (общее благо, справедливость и  т.п.), но и при любых обстоятельствах  не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность  и т.п.), используя при этом лишь нравственно допустимые средства.

Такой подход к политике является абсолютно приемлемым с точки  зрения интересов людей, но, в тоже время, попытки полностью подчинить  политику нравственности обрекают ее на неэффективность и тем самым  компрометируют и мораль и политику. Совершенно очевидно, что ни одна политическая революция не смогла бы осуществиться, если бы политика следовала только моральным нормам, ибо они сопровождались и войнами, и кровью.

Можно допустить, что взаимоотношения  политики и морали происходят на принципе автономии, т.е. политика и мораль не должны вмешиваться в компетенции  друг друга. Мораль - это дело гражданского общества, личной ответственности, политика – область противоборства групповых  интересов, свободная от нравственности.

Родоначальником таких взглядов является Макиавелли, который считал, что  ради спасения государства  и порядка государь в праве использовать любые, в том числе и безнравственные средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепринятыми нормами морали. Поэтому было бы неверно считать его апологетом полного отрыва политики от морали. Такой  отрыв в большей степени характерен для идеологов социалистической революции. "Морали в политике нет, а есть только целесообразность" - говорил В.И.Ленин.  Игнорирование политикой нравственных ценностей  делает ее аморальной.

Можно выделить целый ряд причин, объясняющих аморальность политики:

1. Власть дает возможность распоряжаться  материальными и духовными благами,  судьбами людей. Это влечет  к государственной "кормушке" людей жаждущих личной славы  и обогащения. Обладающий властью  часто испытывает соблазн использовать  ее в корыстных целях, а зависящий  от нее чувствует почтение  к сильным мира сего, стремление угодить, польстить начальству. Развращающее воздействие власти нарастает по мере ее концентрации и усиления бесконтрольности. В силу этих особенностей власти, общество нуждается в эффективной системе отбора компетентной и нравственной политической элиты, в обеспечении действенного контроля за власть имущими.

2. В политике реальные, прагматические  интересы всегда стоят на первом  плане, оправдывая хитрость, ложь, убийства и другие безнравственные  поступки, приводящие к огромным  бедам, лишениям и жертвам.

3. Обобщенность, безличность, представительность  и опосредованность осуществления  политических решений, облегчающих  отступление от морали. Политические  решения обычно принимаются от  имени партии, народа, нации и  не касаются конкретных личностей.  Те, кто принимает решения, как  правило их непосредственно не  исполняют и часто не видят  и не чувствуют негативных  последствий своей политики. Принять  общее решение о ликвидации  целого эксплуататорского класса  в моральном отношении значительно  легче, чем самому уничтожить  хотя бы одного его представителя.

4. В.Ленин оправдывал красный террор необходимостью уничтожения эксплуататоров ради счастливого будущего обездоленных. "Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата" - говорил он. Подчинение морали политике, а следовательно разрушение всякой морали присущи и демократическим странам. Например, война США во Вьетнаме и Ираке и т.п

5. Аморальные действия в высших  эшелонах власти имеют свойство  умножаться, нарастать подобно снежному кому. Реально это проявляется в том, что аморальный высший руководитель обычно стремится освобождаться от честных работников, или сделать их своими сообщниками, окружает себя угодными людьми, которые, в свою очередь, также плодят себе подобное окружение. Такие злоупотребления политических руководителей  особенно велики в жестко централизованных политических структурах, таких как фашизм, сталинизм и др.

6. Ориентация политики на эффективность,  достижение цели. Политические руководители, организации, движения, стремясь  как можно скорее достичь поставленных  целей, применяют различные способы,  методы, средства не сообразуясь  с моралью. Другими словами,  средства и способы получения  результатов мало интересуют  политиков, лишь бы был результат.  Хотя, в конечном счете, это  приводит к обнищанию народа, непопулярности политических руководителей  и недовольству их действиями.

7. Конфликтность политики. Она функционирует  как отношение друзей (союзников) - врагов (соперников), что повышает  эмоциональную враждебность, или  по меньшей мере, напряженность  между субъектами политики. Врагам  же или соперникам, как известно, очень редко удается делать  добро, а это - важное требование  нравственности.

8. Публичность политики. Граждане  предъявляют к политикам высокие  требования и оценивают их  прежде всего в двух главных  качествах: деловых (компетентность, энергичность, умение руководить  людьми) и человеческих, нравственных (порядочность, справедливость, забота  о людях, готовность защищать  их интересы, личная жизнь и  т.п.) При этом судят политиков  более строго, чем рядовых граждан.

Таким образом, реальная политика очень  часто бывает далека от нравственности и считается многими "грязным  делом". Однако полностью оторваться от морали политика не может, ибо это  рано или поздно ведет к компрометации  самой политики и деградации всего  общества.

Из всего сказанного может сложится впечатление что сущность самой  политики, ее объективные характеристики должны всегда приводить к печальным  результатам для граждан. На самом  же деле мы имеем ряд благополучных  государств, где люди живут по законам  и уважают свое политическое руководство, которое делает все возможное  для обеспечения процветания общества. Это возможно только в том случае, если к соотношению политики и морали будет компромиссный подход.

Одним из обоснователей такого подхода является немецкий философ, социолог Макс Вебер. Он писал, что этика должна учитывать особенности политики. Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделяет мораль на этику убеждений и этику ответственности.

Этика убеждений означает неотступное  следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это  приведет, не считаясь с затратами  и жертвами. Этика ответственности, напротив, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в  первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые  можно предвидеть, готовность предотвратить  большее зло, в том числе и  с помощью зла меньшего. Соотношение  этики ответственности и этики  убеждений в реальных действиях  должен определять сам политик.

Практика политической жизни общества показывает, что отсутствие эффективной  системы ответственности порождает  безответственность. Задача  состоит в том, чтобы найти такой механизм, который позволил бы гражданам строго спрашивать со своих политических руководителей за их неудачи, Этот механизм может быть разработан и будет эффективно действовать только при активном участии всех граждан в политической жизни, а это будет возможно при повышении общей и политической культуры общества.

Под политическим поведением понимается любое действие или группа действий по поводу власти и с использованием власти. В отличие от нравственного  или религиозного, политическое поведение  в целом отличается большей организованностью, коллективностью, как деятельности, так и бездеятельности, развитием  организаций. Обязательный элемент  механизма политического поведения - групповые влияния, формирование коллективных интересов, их актуализация. Если власть можно назвать первым вопросом политики, то выбор поведения - это второй вопрос политики.

Информация о работе Политика и мораль