Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 07:38, реферат
Целью работы является всестороннее изучение, обобщение и анализ теоретической базы на тему реферата, имеющейся в научной литературе, средствах массовой информации и других источниках.
Введение
1. Мораль и этика в политике
2. Моральность политики
Заключение
Список использованной литературы
Реферат: Политика и мораль. Моральность политикиНазвание: Политика и мораль. Моральность политики
Раздел: Рефераты по политологии
Содержание
Введение
1. Мораль и
этика в политике
2. Моральность
политики
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Традиционная
постановка проблемы - отношение политики
и этики, политики и морали провоцирует
на различные суждения в этой сфере.
Древний постулат,
согласно которому мораль понимается
как выбор достойных средств
для достижения разумно поставленных
целей, лежит в самом основании политики.
И действительно, в политике, где центральное
место занимает человек, нельзя игнорировать
то, что можно обозначить понятием "человеческое
измерение". Там, где речь идет о понимании
и толковании человека, человеческих целей
непременно присутствует ценностное начало.
Уже по самому своему определению политика
и изучающая ее политология пронизаны
морально-этическим началом, поэтому политика
не может не иметь морально-этического
измерения.
Мораль всепроникающа,
от нее не уходит ни отдельный человек,
ни какой-либо коллектив людей, общественная
группа и общество в целом. Мораль - неотвратимая
как судьба, всеприсутствующая невидимка:
она обнаруживается в политике, экономике,
праве и т.п. Выявить реальное соотношение
этих важных аспектов человеческой деятельности
пытались и все еще пытаются как на Западе,
так и на Востоке. По этому поводу немало
споров, дискуссий и полемик.
Трудно представить
более сложные и менее
Таким образом,
актуальность выбранной темы сомнений
не вызывает.
Целью работы является
всестороннее изучение, обобщение и
анализ теоретической базы на тему реферата,
имеющейся в научной литературе, средствах
массовой информации и других источниках.
Работа состоит
из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы. Общий
объём работы ___ страниц.
1. Мораль и
этика в политике
Морально-этические
ценности и нормы пронизывают
практически все сферы жизни
людей. Поскольку политика является
одной из важнейших сфер человеческой
деятельности, то ее невозможно отделить
от этики и морали, тем более
противопоставлять им. Мораль (от лат.
moralis - нрав, нравственный) - одна из форм
общественного сознания и его реализации
на практике, утверждающая общественно
необходимый тип поведения людей. В отличие
от правовых норм, соблюдение которых
поддерживается и контролируется государственными
органами, нормы морали опираются на общественное
мнение и воздействие, на убеждение, традиции
и привычку.
Моральные ценности
и нормы, имеющие касательство к
политическому миру, к его институтам,
отношениям, политическому мировоззрению
и поведению членов того или иного сообщества,
в совокупности составляют политическую
этику.
Впервые в четко
сформулированной форме проблему соотношения
этики и политики поставил Н. Макиавелли.
Он разработал особое политическое искусство
создания твердой государственной
власти любыми средствами, не считаясь
с какими бы то ни было моральными принципами.
Для пользы и в интересах государства
правитель должен органически сочетать
в себе хитрость и силу, т.е. быть одновременно
лисой и львом. Он может не хранить верность
своему слову, прибегать к лукавству и
вероломству и т.д. одним словом, использовать
все средства, которые способны укрепить
государство. Для Макиавелли высшая ценность
- это государство, перед которым ценность
отдельной личности или любые другие ценности
отступают на задний план или же полностью
игнорируются. Изгнав этику из сферы политики,
Макиавелли заменил ее ценностно-нейтральным
подходом. Более того, эти аргументы были
использованы для обоснования тезиса
о том, что в политике цель оправдывает
средства.
Мораль находит
выражение в поступках человека
по отношению к обществу, властным
структурам, коллективу, семье и
т.д. Ценности морали меняются с течением
времени и различны у разных народов
и слоев населения. Основными
проблемами в морали являются вопросы
о том, что такое "хороший обычай, поведение,
деятельность", что "прилично, порядочно,
достойно" и т.д. Мораль - это составная
часть индивидуального мировоззрения,
она во многом определяет для личности
картину социально-политического мира.
Мораль удерживает
человека от крайних форм поведения, способствует
разрешению противоречий между индивидом
и всей общностью. В древности первичные
человеческие коллективы во многом регулировали
взаимодействие людей с помощью обычаев,
традиций, табу, а также таких институтов
социального контроля, как семья и община.
С возникновением сложных общностей и
ослаблением традиционных форм социального
контроля возросла роль политических
институтов, которые стали осуществлять
основные властно-регуляционные функции
в развитии общества, а мораль - регулировать
нравственные нормы поведения.
Очевидно, что
для понимания проблемы соотношения
политики и морали, политики и этики,
необходима унификация понятийного
и категориального аппарата. Большинство
авторов формулируют в этом контексте
понятия "политика" и "мораль",
но есть и определенные разногласия. Так,
П. Рикер в развитие связки "моральность
- нравственность" предлагает рассматривать
не диаду "политика - мораль", а триаду
"политика - мораль - этика", разводя
сферу должного и благого. Причем в ходе
рассуждений различия между моралью и
этикой полностью растворяются: политика
признается "сферой осуществления стремления
к благой жизни".И. И. Кравченко считает
необходимым выразить названную проблему
через сложную многоуровневую систему
отношений: "политика - этика - политика
- мораль". Автор различает этос и нравственность
(моральность). Если первое фиксирует намерение,
установку, ориентацию, определяющую содержание
политики, ее цели и задачи, то второе -
нравственный смысл, моральный модус политического
действия или облик политического деятеля
(руководителя или исполнителя политики,
группы (класса, партии, ассоциаций)), института
(учреждения, аппарата власти). Этическое
и моральное содержание одной и той же
политики, по мнению автора, не совпадают.
Данная альтернатива представляет собой
так называемую консеквенциальную этику,
согласно которой моральные действия
должны выбираться и оцениваться в зависимости
от тех практических результатов, к которым
они приводят, и ее противников, которые
утверждают, что в морали важнее мотив,
чем поступок; намерение, стремление, чем
результат. Заслуживает интереса и предложенная
И.И. Кравченко внутренняя детализация
политической этики. Однако, наиболее
широкими, обобщенными категориями, раскрывающими
существо проблемы, являются категории
"политика", "мораль". Они отражают
своеобразие политики и морали как особых,
отдельных сфер общественной жизни, как
особых типов социальных отношений. В
рамках такого подхода выявляются как
общие, так и специфические черты политики
и морали, своеобразие их регулятивных
функций.
Второй категориальный
ряд проблемы - это понятия "политическая
этика" и "политическая мораль".
Эти понятия отражают взаимосвязь
и взаимодействие названных субстанций.
Моральные ценности и нормы, имеющие
отношение к политическому миру, к его
институтам, отношениям, политическому
мировоззрению и поведению членов того
или иного общества, в совокупности составляют
политическую этику. Под "политической
этикой" понимается теория морали, видящая
свою цель в обосновании модели достойного
поведения в сфере политических отношений.
"Политическая этика" выступает как
теоретическая модель политической морали,
как философская наука, объектом которой
являются проявления морали в политической
жизни.
Что же касается
"политической морали", то она отражает
своеобразный специфический тип регуляции
политических отношений, направленный
на их гуманизацию. Понятие "политическая
мораль" фиксирует нормы поведения,
общения и отношения, которые согласуют
взаимодействия субъектов политической
жизни, сглаживают противоречия альтернативных
целеполаганий, политических партий, групп
и общественных движений.
В истории политической
мысли сформулированы несколько
основных моделей связей между политикой
и моралью, политикой и этикой.
Проблема их соотношения занимала и занимает
умы мыслителей на протяжении не одного
тысячелетия. Она ставилась еще Конфуцием
и легистами в Древнем Китае, Платоном,
Аристотелем, Н. Макиавелли, Т. Гоббсом
и многими другими учеными в европейской
и мировой мыслительной традиции. В центре
проблемы всегда стояли вопросы нравственного
воздействия на власть, способности общества
к одухотворению политической конкуренции.
Первая из этих
моделей заключалась в том, что
ее последователи практически
Вторая исходила
из того, что мораль и политика не
имеют ничего общего, они существуют
в разных, нигде не соприкасающихся
плоскостях, если мораль вообще не дезавуируется
как лицемерия или средство обмана, в качестве
которых она только и может выступить
в политике. Классическую формулировку
такой позиции дают Фрасимах в книге первой
платоновского "Государства": справедливость
- то, что пригодно существующей власти,
она - чистый вред для подневольного человека.
Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Михельс, А. Бентли,
Г. Кан стояли на позиции отрицания сколько-нибудь
серьезного влияния морали на политику.
Третья модель
заключается в том, что мораль
и политика различны, но они могут быть
соединены таким образом, что первая в
образе права выступит "ограничительным
условием последней". Схожие и даже
политически более ясные суждения о морали
как ограничительном условии политики
можно найти у Ж. Бодена и Т. Гоббса. А. Швейцер,
М. Ганди, А. Эпштейн и другие мыслители
настаивали на необходимости облагораживания
политики моралью при осуществлении государственной
власти и т.д.
Четвертая модель
исходит из того, что мораль согласуется
с политикой только на уровне целей,
тогда как на уровне средств они
различны до противоположности. Эта тема
соответствия/несоответствия природы
целей и средств стала наиболее распространенной
в рассуждения о связи морали с политикой.
Классическая формулировка подобной позиции
принадлежит Платону, который полагал,
что идеальное государство как воплощенная
справедливость нуждается для своего
основания и воспроизводства во лжи. Это
"лечебное средство" должно было
предписываться несведущим людям правителями-философами,
которые должны были заставить всех людей
"поверить... благородному вымыслу".
Историческая практика показала ошибочность
представлений, согласно которым моральные
средства ведут только к моральным целям
и, наоборот, аморальные средства не могут
дать ничего, кроме морально предосудительного
результата. В действительности цели и
средства всегда выступают в некоем единстве,
выступающем в конкретном действии, и
которое, если ему и нужно давать моральные
оценки, должно быть рассматриваемо в
качестве такового, а не в виде абстракций
раздельно взятых целей и средств.
Пятая модель свидетельствовала
о том, что связи морали и политики
опосредовались феноменом, который
можно было назвать политической
моралью. Политическая мораль показывает
то, в каком смысле и при каких
условиях политика бывает моральной
в соответствии с ее собственной природой
как коллективно организованной, конфликтной,
властной деятельностью плюральных субъектов,
а также то, каким образом мораль как частное
дело каждого человека входит в функционирование
политики.М. Вебер в этой связи рассуждает
в терминах "этики убеждения" как
эманации частной морали и "этики ответственности",
основывающейся на иной, политической
морали. Этика ответственности основывается
на осознании того, что достижение моральных
целей во множестве случаев является ничем
иным, как выбором между "большим"
и "меньшим" злом. Она связана с необходимостью
примирения этих целей с нравственно сомнительными
или, по меньшей мере, опасными средствами
и с вероятностью скверными последствиями.
Данная форма политической этики символизирует
потребность общества в руководителях
с "чистыми руками" и "чистыми помыслами",
но приспособленных для разгребания "нечистых
дел" в обществе. По мнению М. Вебера
реальные, а не нормативные или идеальные
добродетели таких руководителей - это
умеренность и осторожность в обращении
с государственной властью, желание и
способность действовать так, чтобы причиняемое
ими зло не было большим, чем исправляемое.
Высшая мораль долга требует от этих руководителей
жертвовать собственной моральной чистотой
ради общего блага. Аморальность политика
и политики оказываются, таким образом,
той кульминацией морали, которая немыслима
для частных лиц, что и отличает политическую
мораль от "обычной".