Политика и мораль на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:38, реферат

Краткое описание

Актуальным для исследования взаимодействия политики и морали является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, особенностями социального положения и многими другими факторами.

Содержание

Введение………………………………………………………………...4
Взаимодействие политики и морали: исторический аспект………....5
Основные концепции взаимодействия политики и морали…………9
Политика и мораль на современном этапе…………………………..13
Заключение…………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат политология.docx

— 23.95 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………...4

Взаимодействие политики и морали: исторический аспект………....5

Основные концепции взаимодействия политики и морали…………9

Политика и мораль на современном  этапе…………………………..13

Заключение…………………………………………………………….15

Список использованной литературы………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальным для исследования взаимодействия политики и морали является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе  и политических. Этот взгляд имеет  основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, особенностями  социального положения и многими  другими факторами. Тем более  что каждый человек имеет законные основания видеть мир таким, каким  видит. Так же, как невозможно запретить  испытывать те или иные чувства в  ответ на жизненные ситуации, так  невозможно заставить человека изменить своё этическое или политическое мировоззрение. Можно лишь предложить что-то лучше, совершеннее и ближе  к истине. «Диалог» между политикой  и моралью ведется с давних исторических времён. В нём принимали  участие и великие мыслители  прошлого, и малоизвестные современникам  философы, представители литературы и искусства, политики и религиозные  деятели. «Спор» между этими самыми активными формами общественного  сознания за пределами теоретического пространства, в реальной жизни, нередко  решался в революционных сражениях, бессмысленных бунтах и смутах, гражданских, отечественных и мировых войнах. Продолжается этот спор и сегодня.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

И в морали, и в политике живут эпохи особенности культурного  наследия и традиций, раскрываются биологические черты наций и  рас. В традиционном обществе нет  отдельных групп, все слиты коллективно. В эпоху традиционных обществ  была характерна неразделенность политики и морали. Особенно четко это проявилось, да и продолжает проявляться в наиболее устойчивых районах традиционализма – на Востоке. Конфуций видел в самосовершенствовании основу хорошего управления, не верил в регулирующую силу закона. Он считал, что народ будет избегать его, при этом, не испытывая стыда. Добродетель объявлялась единственным, что может подчинять людей порядку, так как с добродетелью народ будет знать стыд. Лао Цзы классифицировал типы правления на основе критериев, объединяющих нравственность и результативность.

 

 

Лучшим называлось правление, которое как бы не замечается, настолько  оно плавно и естественно.

 

 

Уступает ему правление, поддерживаемое восхвалениями мудрости решений правителя.

 

 

 Плохое правление основано  на страхе подчиненных.

 

 

 И совсем негодное, если вызывает презрение. 

 

Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся  форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически  значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности. Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля, очевидно, что в политике должны участвовать достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным. В жизни уже античного мира стали различаться "архе” и "анархе”, т.е. порядок, обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка. Общественный порядок в свою очередь имел как бы два уровня, регулируемый публичным правом и частным правом. Политика идентифицировалась с деятельностью публичной власти и определением основ функционирования частного права. В политике регулирование идет с акцентом на функцию, приобретаемую носителем власти благодаря консолидации разъединению групп, лидерству, рождению социальных структур. В морали – акцент делался на требования к индивиду на основе представлений о добре и зле, о долге, справедливости, чести, бесчестии.

 

Во времена перерождения феодальных отношений в буржуазные и формирования новой культуры политика и мораль еще больше расходятся. Образуются свои сферы влияния и  средства воздействия. Появление светских государств означало узаконивание освобождения политики от религиозных догм. К. Маркс  и Ф. Энгельс писали, что, начиная  с Макиавелли "теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и  по сути дела, был, выдвинут постулат самостоятельной  трактовки политики”. Суть традиции, заложенной Н. Макиавелли, заключалась  в том, что политические цели достигаются  политическими средствами. Политик, руководствующийся только принципами абсолютного добра, пропадет, так  как живет среди людей, ориентирующихся  на другие принципы. Надо выбирать меньшее  зло в ситуации конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно. Для достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели. В его идее обращения к любым средствам воздействия выражено осознание обусловленности средств достижения цели характером цели. В советском обществе идейной основой политизации морали была ленинская постановка вопроса о коммунистической морали. Для коммунистов, считал Ленин, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата, созидающего новое общество. Коммунистическая идеология в нашей стране оказалась настолько мощным явлением, что в корне изменила общий ряд нравственных норм; большая их часть, особенно регулирующая отношения человека с обществом, деформировалась, была подчинена целям строительства далекого коммунизма у себя в стране и во всем мире. На практике это привело к попранию общечеловеческого, автономии человека, атрофии внимания к человеку как основы общественных отношений. Развивавшиеся в России основы либерализма, свободы совести искоренялись самым жестоким образом.

 

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ

 

Мораль (от лат. moralis - нрав, нравственный) - одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.

 

Поскольку политика является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, ее невозможно отделить от морали. Моральные ценности и  нормы, имеющие отношение к политическому  миру, к его институтам, отношениям, политическому мировоззрению и  поведению членов того или иного  сообщества, в совокупности составляют политическую этику, используются в  виде оценки политического курса  в целом и политической деятельности отдельных лиц в частности.

 

Однако существует несколько  подходов к пониманию взаимодействия политики и морали:

 

1. «параллельные миры».  Образно говоря, мораль и политика  находятся в параллельных мирах,  орбиты которых никогда не  пересекаются. Они принципиально  независимы и непреодолимо отстранены  друг от друга. Их нельзя  приблизить друг к другу, как  нельзя соединить огонь и воду. Эта теория в своём основании  имеет правильную мысль о том,  что рассматриваемые формы общественного  сознания имеют специфические  принципы возникновения и функционирования, не сводимые друг к другу. (Но  и из верной мысли можно  делать неадекватные выводы). Политика  непосредственно выражает противоречивые, прежде всего, экономические интересы  социальных общностей; она конфликтна, полемически заострена и если  и достигает консенсуса, то опять  же ради собственных интересов.  Мораль – бескорыстна, как  бескорыстно её высшее проявление  – христианская любовь. Мораль  устремлена ввысь, к общечеловеческим  идеалам и выражает не приватные,  корпоративные интересы, а человеческую  истину жизни, истину, соответствующую  природе и сущности человека.

 

Признание несовместимости  морали и политики находит выражение  в двух противоположных мировоззренческих  парадигмах – политическом морализировании (оценке общественных явлений основанной не на объективных закономерностях и реальных фактах, а на абстрактных идеалах и несбыточных прожектах) и аморальном политиканстве (игнорировании нравственного смысла, справедливости, гуманности в политике, эгоистическое и жёсткое преследование собственных целей, с использованием обмана, лицемерия, демагогии и т. п.).

 

2. «кентавр» - отождествление  и слияние двух разнородных  субстанций – нравственной и  политической. Сращивание политики  и морали и образование морально-политического  монстра. Этот феномен получил  отражение в туманных, неопределённых, невнятных терминах «морально-политическое  состояние», «морально-политический  фактор» и т. п.

 

История этой концепции имеет  древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле  – государство, только оно устанавливает  справедливость между людьми, даёт им представление о добре и  зле. Примечательно, что придание древнегреческим философом государству статуса морального Абсолюта, нравственной высшей силы и непререкаемого духовного авторитета послужили причиной создания, по существу, первой в истории модели тоталитарного государства, в котором всё, в том числе и личная жизнь граждан, подчинены государству, ради него Платон считает необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривает государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.

 

Поскольку между политикой  и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.

 

3. «взаимодействие двух  миров» - морали и политики. Взаимодействие  морали и политики, как и взаимодействие  любых систем, осуществляется в  двух формах – взаимообусловленности  и взаимопроникновении.

 

А. Взаимообусловленность  морального и политического сознания определяется тем, что они относятся  к одному и тому же феномену –  духовной жизни общества, в которой  нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий  и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного  сознания. Все более или менее  важные события получают отражение  в морали. Вектор их социальной направленности определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности  или безответственности, гуманного  или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.

 

В свою очередь политика создаёт в обществе определённый морально-психологический климат, который  может способствовать укреплению идеалов  справедливости и добра, социального  оптимизма, уверенности в завтрашнем дня, или, напротив, разрушать человеческие ценности, надежды, сеять страх и  терроризировать сознание людей  криминалом, коррупцией и мафией.

 

Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи  политики и морали происходят два  основных процесса. Первый – проникновение  политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные  убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно  морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.

 

Другой процесс взаимопроникновения  морали и политики связан с тем, что  нравственные ценности, представления  о справедливости, добре и зле, так или иначе, просачиваются  в сферу политики, корректируя  её программы, стратегию и тактику, соизмеряя их с гуманистическими критериями, с нравственными представлениями  и чувствами людей. Это придаёт  политике нравственный смысл, делает её близкой и понятной человеку.

 

ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

 

В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается  «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного  мнения на политику и политиков. Во всяком случае, политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Сейчас к образу жизни государственных  мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации1. Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений.

 

Целью политики должна выступать  не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление  поставленных лидером благородных  политических целей - например, торжество  демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания  населения страны. Особенно это актуально  в связи с прошедшими недавно  в нашей стране выборами депутатов  в Государственную Думу, и предстоящими выборами Президента Российской Федерации.

 

Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика - это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете, нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и опыт, является самым верным.

Информация о работе Политика и мораль на современном этапе