Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 17:38, реферат
Актуальным для исследования взаимодействия политики и морали является то, что они относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни. Каждый человек имеет своё неповторимое мировоззрение, свой собственный взгляд на любой из вопросов, в том числе и политических. Этот взгляд имеет основания и обусловлен неповторимым личным опытом, воздействием социальной среды и воспитания, системы верований, уровнем нравственного и просто умственного развития, особенностями социального положения и многими другими факторами.
Введение………………………………………………………………...4
Взаимодействие политики и морали: исторический аспект………....5
Основные концепции взаимодействия политики и морали…………9
Политика и мораль на современном этапе…………………………..13
Заключение…………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………...16
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Взаимодействие политики и морали: исторический аспект………....5
Основные концепции
Политика и мораль на современном этапе…………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...16
Актуальным для исследования
взаимодействия политики и морали является
то, что они относятся к наиболее
ранним регуляторам общественной жизни.
Каждый человек имеет своё неповторимое
мировоззрение, свой собственный взгляд
на любой из вопросов, в том числе
и политических. Этот взгляд имеет
основания и обусловлен неповторимым
личным опытом, воздействием социальной
среды и воспитания, системы верований,
уровнем нравственного и просто
умственного развития, особенностями
социального положения и
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И МОРАЛИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И в морали, и в политике
живут эпохи особенности
Лучшим называлось правление, которое как бы не замечается, настолько оно плавно и естественно.
Уступает ему правление, поддерживаемое восхвалениями мудрости решений правителя.
Плохое правление основано на страхе подчиненных.
И совсем негодное, если вызывает презрение.
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции: единство морали и политики и разделение границ политически значимого, определение собственно политических критериев политической деятельности. Плутарх предъявлял нравственные требования к правителю: доверять бесчестному власть подобно безумному дать меч. Для Аристотеля, очевидно, что в политике должны участвовать достойные. Г. Мабли называл политику общественной моралью, а мораль – частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Руссо взывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. Т. Джефферсон считал, что все искусство управления состоит в искусстве быть честным. В жизни уже античного мира стали различаться "архе” и "анархе”, т.е. порядок, обеспечиваемый властью, и отсутствие власти и порядка. Общественный порядок в свою очередь имел как бы два уровня, регулируемый публичным правом и частным правом. Политика идентифицировалась с деятельностью публичной власти и определением основ функционирования частного права. В политике регулирование идет с акцентом на функцию, приобретаемую носителем власти благодаря консолидации разъединению групп, лидерству, рождению социальных структур. В морали – акцент делался на требования к индивиду на основе представлений о добре и зле, о долге, справедливости, чести, бесчестии.
Во времена перерождения феодальных отношений в буржуазные и формирования новой культуры политика и мораль еще больше расходятся. Образуются свои сферы влияния и средства воздействия. Появление светских государств означало узаконивание освобождения политики от религиозных догм. К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что, начиная с Макиавелли "теоретическое рассмотрение политики освобождало от морали, и по сути дела, был, выдвинут постулат самостоятельной трактовки политики”. Суть традиции, заложенной Н. Макиавелли, заключалась в том, что политические цели достигаются политическими средствами. Политик, руководствующийся только принципами абсолютного добра, пропадет, так как живет среди людей, ориентирующихся на другие принципы. Надо выбирать меньшее зло в ситуации конфликта с нравственными ценностями, но использование зла неизбежно. Для достижения выбранной политической цели общепринятая мораль не может быть препятствием. Макиавелли пришел к выводу, что средства должны соответствовать цели. В его идее обращения к любым средствам воздействия выражено осознание обусловленности средств достижения цели характером цели. В советском обществе идейной основой политизации морали была ленинская постановка вопроса о коммунистической морали. Для коммунистов, считал Ленин, нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата, созидающего новое общество. Коммунистическая идеология в нашей стране оказалась настолько мощным явлением, что в корне изменила общий ряд нравственных норм; большая их часть, особенно регулирующая отношения человека с обществом, деформировалась, была подчинена целям строительства далекого коммунизма у себя в стране и во всем мире. На практике это привело к попранию общечеловеческого, автономии человека, атрофии внимания к человеку как основы общественных отношений. Развивавшиеся в России основы либерализма, свободы совести искоренялись самым жестоким образом.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Мораль (от лат. moralis - нрав, нравственный) - одна из форм общественного сознания и его реализации на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. В отличие от правовых норм, соблюдение которых поддерживается и контролируется государственными органами, нормы морали опираются на общественное мнение и воздействие, на убеждение, традиции и привычку.
Поскольку политика является
одной из важнейших сфер человеческой
деятельности, ее невозможно отделить
от морали. Моральные ценности и
нормы, имеющие отношение к
Однако существует несколько подходов к пониманию взаимодействия политики и морали:
1. «параллельные миры».
Образно говоря, мораль и политика
находятся в параллельных
Признание несовместимости
морали и политики находит выражение
в двух противоположных
2. «кентавр» - отождествление
и слияние двух разнородных
субстанций – нравственной и
политической. Сращивание политики
и морали и образование
История этой концепции имеет древние корни. Ещё Платон считал источником морали, идеалом нравственности и высшей её инстанцией на Земле – государство, только оно устанавливает справедливость между людьми, даёт им представление о добре и зле. Примечательно, что придание древнегреческим философом государству статуса морального Абсолюта, нравственной высшей силы и непререкаемого духовного авторитета послужили причиной создания, по существу, первой в истории модели тоталитарного государства, в котором всё, в том числе и личная жизнь граждан, подчинены государству, ради него Платон считает необходимым упразднить институты собственности и брака, поскольку последние, по его мнению, отделяют гражданина от государства. В Новое время Гегель также рассматривает государство как нравственную субстанцию, «всеобщую волю», «дух народа», «политическую добродетель», одну из высших ступеней развития Абсолютной идеи. Государство, по Гегелю, не средство, а цель в себе, высшая из всех целей, самоцель и конечная цель.
Поскольку между политикой и моралью ставится знак равенства, то политика становится морализирующей, а мораль – служанкой политики.
3. «взаимодействие двух
миров» - морали и политики. Взаимодействие
морали и политики, как и взаимодействие
любых систем, осуществляется в
двух формах –
А. Взаимообусловленность морального и политического сознания определяется тем, что они относятся к одному и тому же феномену – духовной жизни общества, в которой нет локально замкнутого пространства, свободного от проникновения понятий и идей, рождающихся в данном социуме. Если в обществе созрела идея реформ, то она проникнет и в экономику, и в политику, и в искусство, и в другие формы общественного сознания. Все более или менее важные события получают отражение в морали. Вектор их социальной направленности определяется через систему нравственных понятий добра и зла, справедливости или несправедливости, ответственности или безответственности, гуманного или бесчеловечности. Политические решения переводятся в другую систему координат, где определяется их человеческая цена.
В свою очередь политика
создаёт в обществе определённый
морально-психологический
Б. Взаимопроникновение политики и морали. В этой фазе встречи политики и морали происходят два основных процесса. Первый – проникновение политических идей в нравственное сознание и превращение их в моральные убеждения. В принципе социальное явление, в том числе и политическое, способно стать нравственным феноменом, но при одном условии, если оно морально ассимилируется, становится предметом свободного выбора, внутренней мотивации и убеждённости, делом совести, чести и долга человека. Ярким примером взаимопроникновения морали и политики является чувство патриотизма, где идея государства, его величия и безопасности выражается в глубоком социально-нравственном чувстве.
Другой процесс
ПОЛИТИКА И МОРАЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В современных условиях возрастает роль нравственных критериев в политике, в силу того, что многократно увеличивается «цена» многих политических решений, повышается значение воздействия общественного мнения на политику и политиков. Во всяком случае, политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Сейчас к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации1. Влияние нравственности на политику может и должно осуществляться по ряду направлений. Это - постановка нравственных целей, выбор адекватных им и реальной ситуации методов и средств, учет в процессе политической деятельности моральных принципов. Выполнение всех этих требований зависит от методов и средств, используемых в процессе их достижений.
Целью политики должна выступать не власть ради власти, как цель обогащения или диктата, а осуществление поставленных лидером благородных политических целей - например, торжество демократии, предотвращение национальных конфликтов, обеспечение экономического роста, благосостояния и процветания населения страны. Особенно это актуально в связи с прошедшими недавно в нашей стране выборами депутатов в Государственную Думу, и предстоящими выборами Президента Российской Федерации.
Демократический политик, в отличие от политикана, борется за власть не для того, чтобы злоупотребить ею, а чтобы с ее помощью решать общественно важные задачи. Поэтому подлинный успех политика - это, прежде всего, успех программы его деятельности, высокая оценка общества и истории. В конечном счете, нравственное решение общественного деятеля и политика, помноженное на знания и опыт, является самым верным.