Политика и экономика: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:26, реферат

Краткое описание

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Система норм, правил, традиций, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы

Вложенные файлы: 1 файл

Политика и экономика 1.docx

— 30.85 Кб (Скачать файл)

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого  общества, как уже отмечалось, в  связи с качественными изменениями  социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной  собственности, расколом общества на классы. Система норм, правил, традиций, которая  регулировала взаимоотношения людей  в первобытном обществе, оказалась  непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы  интересов людей, социальной борьбы. Возникла потребность в новых  формах, нормах и принципах организации  жизни. Общественные отношения в  условиях социального расслоения постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения.

Основным средством политики становится государство, которое выполняет  двойную функцию: является орудием  классового господства и организует удовлетворение интересов различных  социальных групп.

Несмотря на различные  оттенки и объяснения остановимся  на определении: политика – это специфическая  форма социальной деятельности, которая  связана с отношениями между  крупными общностями людей (классами, социальными группами и слоями, нациями, этносами и так далее) по поводу завоевания, удержания, использования государственной  власти или целенаправленного влияния  на нее. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросом о  власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов.

Политика – это сфера  общественной жизни, в рамках которой  осуществляется власть, управление государством и обществом. Уже само происхождение  этого слова (от греч. politike – государственные и общественные дела) указывает на решающую роль государства во всех властных действиях вследствие обладания соответствующим набором средств.

Политическая сфера жизни  общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение  к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов  власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения  и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.

Важным является вопрос о  социальной роли политики. Еще в  Древней Греции задачу политики видели в обеспечении жизни полиса как  единой целостности. Уже тогда понималась объединительная функция политики. Необходимость учета общности интересов  и позиций социальных субъектов  в политике является одной из основных, так как это связано с проблемой  выживания человечества.

Нельзя забывать, что сущность политики противоречива и определяется характером классовых отношений, соотношением социальных сил и так далее. Путь к единству, гармонизации общества нередко преграждается противоречивыми  интересами социальных субъектов. В  этом случае, целостность общества непостоянна, подвижна, находится под  угрозой. Кроме того, политика определяется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Задача политики и политиков состоит  как раз в достижении единства целостности общества, в поиске и  нахождении национального согласия, в регулировании отношений между  большими социальными общностями.

Политика также призвана решать задачу по охране, защите социальных ценностей – общественного порядка, личного достоинства граждан, их безопасности, свободы, законности, суверенитета и так далее, используя соответствующие  институты и организации. Важный признак политики в том, что она  обладает силой, способна осуществлять санкции в той или иной форме  по отношению к отдельным гражданам  и целым социальным группам, когда  это становится необходимым.

Характеризуя политику, следует  обратить внимание на ее роль в деле социализации личности, в формировании политического человека. Еще Аристотель в "Политике" отмечал, что человек  по природе своей есть существо политическое, то есть общественное, государственное. Политика всегда имеет определенное ценностное содержание. Через политику и его главное орудие государство  человек усваивает совокупность социальных норм, культурных ценностей, навыки поведения, способы мышления, цивилизованные формы общения.

В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы  быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.

Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в  политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому  уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс  в толковании этого общественного  явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю, в других – как функциональные отношения, связь между субъектами по поводу управления, в третьих – как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка, в четвертых – как организованное классовое насилие и т.д.

Исходным пунктом в  характеристики власти является присущее обществу волевое отношение между  людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают  там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественно-исторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность служит побудительной силой властной деятельности.

Система отношений по поводу власти включает четыре основных компонента:

- наличие не менее двух  индивидуальных или коллективных  партнеров власти;

- выражение властной воли (приказ, требование), предполагающее  возможность определенных санкций  в случае неповиновения;

- подчинение того, над  кем осуществляется власть;

- наличие общепризнанных  общественных норм, устанавливающих  право отдачи приказа и обязательность  ему подчиняться.

Реальным проявлением  власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения  в существующем порядке вещей. Обладать властью – значит иметь право  действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованные действия. Большая власть означает большую свободу действий. Властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, власть научного авторитета, церковная власть и т.д.). Политическая власть начинает проявляться там, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узко групповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами (группой), осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила – явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть – явление неполитическое.

Следовательно, политическая власть – это волевые отношения  между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете.

Необходимо иметь в  виду, что политическая власть не тождественна государственной, так как не всякая политическая власть является государственной (например, властные отношения, складывающиеся в деятельности политических партий, общественных движений и организаций). Государственная власть – это  высшая форма, наиболее полное выражение  политической власти; это политическая власть в ее наиболее развитом виде. В то же время политическая власть не тождественна и управлению, ибо  управление представляет собой лишь средство, с помощью которого целенаправленное воздействие власти превращается в  действительность.

Основными задачами властной политической деятельности являются:

- реализация национально-государственных  интересов (потребности нации  в выживании, самосохранении, самоутверждении  и обеспечении безопасности);

- согласование многообразных  социальных процессов в интересах  всего общества, а также различных  социальных общностей;

- приданию общественным  политическим отношениям определенной  направленности в соответствии  с всеобщими целями или целями  господствующих социальных групп;

- организация и поддержание  устойчивого функционирования и  развития качественно определенной  общественной системы;

- осуществление легитимного  принуждения в предусмотренных  общественными нормами случаях.

Важной проблемой, требующей  особого внимания при изучении темы, является проблема легитимности власти. Легитимность в политологическом смысле понимается как поддержка и признание  власти со стороны граждан. Это социально-психологическое  явление, легитимность существует в  сознании граждан в виде положительной  установки на политические институты  данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. В таком контексте  легитимность – это признание  управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность означает получить поддержку тех, над кем  власть осуществляется. Легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая  деспотические, но более других в  ней нуждается демократия.

Термин «политология»  произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством.

Политика – одна из наиболее острых тем обыденного, современного массового и научного сознания. Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного решения  политических проблем. Помочь в решении этих вопросов призвана политология. Политология как наука охватывает многообразные проявления мира политических явлений: практику политической жизни, объективную политическую реальность, субъективную политическую деятельность, образы политического мышления, теорию политической деятельности. Политология – это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Она имеет свой объект и предмет познания.

Политология — наука о  политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности  людей, связанной с властными  отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими  институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Предметом политологии являются такие разные по своему характеру  институты, феномены и процессы, как:

история развития политических учений и теорий

политические институты (партии, движения, государство, политическая система)

политическая культура, политическое поведение

политическое сознание

общественная мысль

международные отношения

Сердцем предмета политологии  является власть.

Конечно, эти проблемы изучаются  не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает  их, интегрируя в себе отдельные  аспекты этих дисциплин.

В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые  отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия "вечных" истин и "неизменных" политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного – то, что один теоретик рассматривает как "прогресс", для другого оказывается регрессом.

Политология имеет большой  арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной  наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа – общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это – не собственно методы политической науки. Сюда входят:

анализ и синтез;

индукция и дедукция;

абстрагирование и восхождение  от абстрактного к конкретному;

сочетание исторического  и логического анализов;

мысленный эксперимент.

Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения  первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

использование статистики (прежде всего электоральной);

анализ документов;

анкетный опрос;

лабораторные эксперименты;

теория игр.

В чем же отличие  экономических интересов от политических, где проходит грань между политикой  и экономикой, каков критерий, позволяющий  отличить, скажем, политическую акцию  от экономической и существует ли он вообще?

Отметим, что экономика  в действительности – это не непосредственное производство, сфера реализации товаров (внутренняя или внешняя), а общественные отношения.

Вес, значимость экономического и политического аспектов общественных отношений могут постоянно меняться в зависимости от обстоятельств, от переживаемого обществом момента, но и при этом их нельзя отрывать друг от друга, поскольку порождены  они одним социальным окружением, из которого они рождаются, которое  включает духовные и материальные основы общества, действующие в нем традиции и обычаи, существующие институты  власти и учреждения, являющиеся продуктом  всей его истории. Различия между явлениями экономическими и политическими чисто условны. Представляет интерес суждение, высказанное М. Вебером: «Качество явления, позволяющее считать его «социально-экономическим», не есть нечто присущее ему как таковому «объективно». Оно обусловлено направленностью нашего познавательного интереса, формирующейся в рамках специфического культурного значения, которое мы придаем тому или иному событию в каждом отдельном случае». Это положение М. Вебер распространяет даже на учреждения, преднамеренно, созданные или используемые для каких-либо «экономических» целей, например, банки, биржи и т.п.

Информация о работе Политика и экономика: общая характеристика