Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:26, реферат
Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества, как уже отмечалось, в связи с качественными изменениями социально-экономических условий: общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Система норм, правил, традиций, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы
Политика возникает на
определенной стадии развития человеческого
общества, как уже отмечалось, в
связи с качественными
Основным средством политики становится государство, которое выполняет двойную функцию: является орудием классового господства и организует удовлетворение интересов различных социальных групп.
Несмотря на различные оттенки и объяснения остановимся на определении: политика – это специфическая форма социальной деятельности, которая связана с отношениями между крупными общностями людей (классами, социальными группами и слоями, нациями, этносами и так далее) по поводу завоевания, удержания, использования государственной власти или целенаправленного влияния на нее. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросом о власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов.
Политика – это сфера общественной жизни, в рамках которой осуществляется власть, управление государством и обществом. Уже само происхождение этого слова (от греч. politike – государственные и общественные дела) указывает на решающую роль государства во всех властных действиях вследствие обладания соответствующим набором средств.
Политическая сфера жизни общества организована в рамках политической системы, которая включает в себя социальные институты и организации, имеющие непосредственное отношение к устройству и функционированию государства, к управлению обществом. Кроме политической системы, то есть организационно оформленных элементов власти, в политическую сферу входят также и неформальные объединения и движения, оппозиционные, экстремистские, радикальные, запрещенные партии и группы. Это свидетельствует о том, что политическая сфера исключительно разнообразна, динамична и противоречива.
Важным является вопрос о
социальной роли политики. Еще в
Древней Греции задачу политики видели
в обеспечении жизни полиса как
единой целостности. Уже тогда понималась
объединительная функция
Нельзя забывать, что сущность
политики противоречива и определяется
характером классовых отношений, соотношением
социальных сил и так далее. Путь
к единству, гармонизации общества
нередко преграждается
Политика также призвана
решать задачу по охране, защите социальных
ценностей – общественного
Характеризуя политику, следует обратить внимание на ее роль в деле социализации личности, в формировании политического человека. Еще Аристотель в "Политике" отмечал, что человек по природе своей есть существо политическое, то есть общественное, государственное. Политика всегда имеет определенное ценностное содержание. Через политику и его главное орудие государство человек усваивает совокупность социальных норм, культурных ценностей, навыки поведения, способы мышления, цивилизованные формы общения.
В широком смысле назначение политики состоит в том, чтобы быть связующим звеном между личностью, ее потребностями, интересами и обществом, обладающим теми или иными возможностями их удовлетворения, найти их гармоничное сочетание. Чтобы добиться такого состояния вещей, политика должна быть гибкой, рациональной, динамичной. Эти качества помогут ей интегрировать людей в сообществе с упорядоченными социальными отношениями, четкой организацией, налаженным взаимодействием.
Центральным элементом политики является борьба за власть. Власть в политике имеет такое же значение, как деньги в экономике. Поэтому уяснение понятия власти имеет принципиальное значение. Существует большой разброс в толковании этого общественного явления. В одних определениях власть рассматривается как возможность осуществлять свою волю, в других – как функциональные отношения, связь между субъектами по поводу управления, в третьих – как некое созидательное начало, знание, способствующее своевременному изменению существующего порядка, в четвертых – как организованное классовое насилие и т.д.
Исходным пунктом в характеристики власти является присущее обществу волевое отношение между людьми, доминирование властной воли. Такого рода волевые отношения возникают там, где есть потребность в согласовании и порядке. Власть возникает из естественно-исторической необходимости в определенной организации, позволяющей обеспечить реализацию интересов общества в целом или отдельных социальных общностей. Именно эта потребность служит побудительной силой властной деятельности.
Система отношений по поводу власти включает четыре основных компонента:
- наличие не менее двух
индивидуальных или
- выражение властной воли
(приказ, требование), предполагающее
возможность определенных
- подчинение того, над кем осуществляется власть;
- наличие общепризнанных
общественных норм, устанавливающих
право отдачи приказа и
Реальным проявлением власти является совершение действия, в результате чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Обладать властью – значит иметь право действовать по своему усмотрению, опираясь на установившийся порядок и организованные действия. Большая власть означает большую свободу действий. Властные отношения в обществе носят многообразный характер (экономическая власть, власть в семье, власть научного авторитета, церковная власть и т.д.). Политическая власть начинает проявляться там, где способность влиять становится не интимной (в семье), не узко групповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на общественные группы, слои, классы, на все общество в целом. Она предполагает, во-первых, общественное разделение между группами (группой), осуществляющими власть, и группами, над которыми она осуществляется, и, во-вторых, организованное принуждение в общественном, общегосударственном масштабе. Таким образом, публичная принудительная сила – явление политическое, характеризующее политическую власть; индивидуальная власть – явление неполитическое.
Следовательно, политическая власть – это волевые отношения между большими социальными группами, основанные на организованном принуждении (насилии), праве и авторитете.
Необходимо иметь в виду, что политическая власть не тождественна государственной, так как не всякая политическая власть является государственной (например, властные отношения, складывающиеся в деятельности политических партий, общественных движений и организаций). Государственная власть – это высшая форма, наиболее полное выражение политической власти; это политическая власть в ее наиболее развитом виде. В то же время политическая власть не тождественна и управлению, ибо управление представляет собой лишь средство, с помощью которого целенаправленное воздействие власти превращается в действительность.
Основными задачами властной политической деятельности являются:
- реализация национально-
- согласование многообразных
социальных процессов в
- приданию общественным
политическим отношениям
- организация и поддержание
устойчивого функционирования
- осуществление легитимного принуждения в предусмотренных общественными нормами случаях.
Важной проблемой, требующей особого внимания при изучении темы, является проблема легитимности власти. Легитимность в политологическом смысле понимается как поддержка и признание власти со стороны граждан. Это социально-психологическое явление, легитимность существует в сознании граждан в виде положительной установки на политические институты данной власти, как вера и убеждение, что данные институты являются правомерными и справедливыми. В таком контексте легитимность – это признание управляющих большинством управляемых, а обрести легитимность означает получить поддержку тех, над кем власть осуществляется. Легитимность может быть присуща любым формам политической организации, включая деспотические, но более других в ней нуждается демократия.
Термин «политология» произошел от слов «politika» и «logos» (слово) и означал в греческом варианте государственные и общественные дела, искусство управлять государством.
Политика – одна из наиболее
острых тем обыденного, современного
массового и научного сознания. Особенно
возрастает роль и значение политики
в критические эпохи. В переходных,
быстро меняющихся и противоречивых
процессах современной
Политология — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Предметом политологии являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как:
история развития политических учений и теорий
политические институты (партии, движения, государство, политическая система)
политическая культура, политическое поведение
политическое сознание
общественная мысль
международные отношения
Сердцем предмета политологии является власть.
Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же изучает их, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин.
В представлении многих учёных
предмет политологии
Политология имеет большой
арсенал исследовательских
Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.
Первая группа – общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это – не собственно методы политической науки. Сюда входят:
анализ и синтез;
индукция и дедукция;
абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;
сочетание исторического и логического анализов;
мысленный эксперимент.
Вторая группа – методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:
использование статистики (прежде всего электоральной);
анализ документов;
анкетный опрос;
лабораторные эксперименты;
теория игр.
В чем же отличие экономических интересов от политических, где проходит грань между политикой и экономикой, каков критерий, позволяющий отличить, скажем, политическую акцию от экономической и существует ли он вообще?
Отметим, что экономика в действительности – это не непосредственное производство, сфера реализации товаров (внутренняя или внешняя), а общественные отношения.
Вес, значимость экономического
и политического аспектов общественных
отношений могут постоянно
Информация о работе Политика и экономика: общая характеристика