Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Представления о политике очень разнообразны. Макс Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал свое понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс – «борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды». В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Содержание

1.Понятие политики……………………………………………………….….2
2.Происхождение политики….........................................................................3
3. Сущность политики ……………………………………………………….4
4.Функции политики ……………………………………………………...….6
5.Структура политики………………………………………………………...7
6.Субъекты и объекты политики……………………………………….……9
7.Политика как наука и искусство………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР по политологии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)


ФГБОУ ВПО  Вятская государственная  сельскохозяйственная академия

Экономический факультет

 

Личное дело (номер  зачетки)___________   Оценка_______

 

Регистрационный номер  в деканате____________

Дата поступления в  деканат «____»____________2012г.

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По  политологии.

На тему № 3. «Политика как общественное явление».

 

 

 

Выполнила: Хитрова Оксана Анатольевна

Специальность: аграрная экономика

Курс 3

Группа 

Форма обучения: заочная  ускоренная

Год поступления: 2011г.

 

 

 

Проверил: Осташев В.С.

 

 

Регистрационный № на кафедре___________________________

Дата поступления на кафедру  «____»______________2012г.

ПОЛИТИКА  КАК  ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.

 

СОДЕРЖАНИЕ.

1.Понятие политики……………………………………………………….….2

2.Происхождение политики….........................................................................3

3. Сущность политики ……………………………………………………….4

4.Функции политики ……………………………………………………...….6

5.Структура политики………………………………………………………...7

6.Субъекты и объекты политики……………………………………….……9

7.Политика как наука и искусство………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………….13

1.Понятие политики.

Термин "политика" в  научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Представления о политике очень разнообразны. Макс Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал свое понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс – «борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды». В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.

Политика традиционно  означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Политика неотделима от психических состояний и свойств  человека, модифицирующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется  и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться «вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен.

Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

2.Происхождение политики.

Вся социальная жизнь  представляет собой процесс постоянного  взаимодействия людей и их объединений, преследующих свои интересы и цели, а потому неизбежно конкурирующих друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития. Вследствие же усложнения и интенсификации социальных взаимосвязей, нарастания демографической, территориальной, религиозной и иных форм дифференциации населения эти механизмы оказались неспособными регулировать совместную жизнь людей и обеспечивать удовлетворение многих групповых потребностей. Кроме того, со временем среди групповых потребностей выявился блок непримиримых интересов, реализация которых грозила резким нарастанием социальной напряженности и дезинтеграцией человеческого сообщества. Так сформировалась мощная общественная потребность в новых, более эффективных способах регулирования во многом изменившихся челове-

ческих взаимоотношений.

Только государственная  власть явилась той силой, которая  могла не только обеспечить реализацию разнообразных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Таким образом, деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечение условий для выживания всего общества в целом. Одновременно возможность осуществлять контроль за государством, а также использовать силу его структур для обеспечения своих интересов стала выступать в качестве наиболее притягательной цели деятельности для разных социальных групп.

3.Сущность  политики

Хотя сущность политики исследуется в науке более  двух тысяч лет, вопрос о том, что  такое политика, остается открытым.

Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое  определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть. Именно это определение политики мы в дальнейшем будем использовать как рабочее.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

4.Функции политики.

В настоящее время  роль и значение политики зависят  от выполнения ею следующих функций:

1.выражения и реализации  властно значимых интересов групп  и слоев общества;

2. рационализации конфликтов, придания  межгрупповым отношениям цивилизованного характера, умиротворяющего противоборствующие стороны;

3. распределения и перераспределения  общественных благ с учетом  групповых приоритетов для жизнедеятельности  общества в целом;

4. управления и руководства общественными процессами как главного метода согласования групповых интересов посредством выдвижения наиболее общих целей социального развития;

5. интеграции общества и обеспечения  целостности общественной системы;

6. социализации личности, включения  ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.

Через политику человек приобретает  качества, необходимые ему для  реалистического восприятия действительности, преодоления разрушающих последствий  подсознательных реакций на политические процессы, препятствующих рациональному отношению к жизни.  Выделяя личность как самостоятельное, активное существо, политика способна осуществлять и человекотворческие   функции:

1.Обеспечения коммуникации. Политика создает особые формы общения между конфликтующими по поводу власти группами населения, формируя или используя для этого специфические институты (СМИ), способы поддержания контактов между властью и населением (политическую рекламу), стратегии информирования населения и борьбы с конкурентами (пропаганду, агитацию, политический паблик рилейшнз - особые техники связи с общественностью);

2.Созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, создавать новые формы организации социальной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

Более частные, разнообразные функции  политики складываются при взаимодействии ее с отдельными конкретными сферами жизни (например, со сферой формирования общественного мнения, создания органов власти и т.д.). Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями, например, при согласовании интересов в сфере принятия государственных решений. В целом же функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности. Это говорит не только о том, что отдельные функции способны осуществляться в более или менее развитых формах, но и о том, что в ряде случаев они могут приобретать противоположный своему назначению характер (когда, к примеру, жесткость конкуренции за власть может десоциализировать человека, оттолкнув его от активной политической жизни).

5.Структура  политики

Выполнение политикой столь  специфических функций предполагает и наличие у нее соответствующей  внутренней структуры, которая, собственно, и предопределяет возможность исполнения ею перечисленных задач. Эти структурные  элементы в своей совокупности обеспечивают формирование политики как целостной и качественно определенной области социальной жизни.

К несущим опорам политики относится  прежде всего ее политическая организация, которая представляет собой совокупность институтов, транслирующих властно значимые групповые интересы в сферу полномочий государства и поддерживающих конкуренцию их субъектов в борьбе за власть. Партии, лобби, разнообразные политические движения, средства массовой информации, профсоюзы и другие политические ассоциации и объединения вкупе с представительными и исполнительными органами государства составляют этот организационный фундамент политики.

Важнейшим элементом структуры  политики является и политическое сознание. В самом общем виде оно характеризует зависимость политического регулирования от разнообразных программ, идеологий, утопий, мифов и других идеальных образов и целей, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов. Воплощенная (объективированная) часть человеческих замыслов и представлений существует в формах практической деятельности людей, институтах, механизмах и процедурах борьбы за власть, даже в архитектуре государственных учреждений и прочих материализованных формах. В то же время не выявленный мир политического сознания «живет» в поле публичной власти в виде ценностей, идеальных побуждений, оценок, мотивов поведения и т.д. С точки зрения зависимости от политического сознания политика может быть представлена как постоянный переход, преобразование различных способов мышления из духовной формы в материальную, и наоборот.

Еще одним структурным элементом  выступают политические отношения. Они фиксируют специфические особенности деятельности, направленной на государственную власть, а также устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти. В этом смысле политические отношения раскрывают специфические особенности конкурентных связей, складывающихся между всеми участниками «игры» за власть и определяющих внутренний ритм существования политики, как таковой. Например, политические процессы могут формироваться в рамках обостренной борьбы сторонников противоположных целей или свидетельствовать об установлении в обществе прочного консенсуса по основным целям общественного развития. Не случайно Дж. Сартори считал, что политика может существовать либо в виде «войны», в которой стороны не считаются со средствами достижения целей и ведут борьбу на уничтожение, либо в виде «торга», где свои позиции в государственной власти конфликтующие стороны укрепляют на основе сделок и договоров.

Информация о работе Политика как общественное явление