Политика как общественное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Представления о политике очень разнообразны. Макс Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал свое понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ресурсами". Шпенглер под политикой в высшем смысле понимал жизнь, а Бирс – «борьбу интересов, маскирующуюся под борьбу принципов, во имя личной выгоды». В современной политической науке нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.
Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.

Содержание

1.Понятие политики……………………………………………………….….2
2.Происхождение политики….........................................................................3
3. Сущность политики ……………………………………………………….4
4.Функции политики ……………………………………………………...….6
5.Структура политики………………………………………………………...7
6.Субъекты и объекты политики……………………………………….……9
7.Политика как наука и искусство………………………………………….11
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР по политологии.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

6. Субъекты  и объекты политики.

К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или  политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения).

Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Поэтому каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов.

Основными совокупными  субъектами политики являются большие  социальные общности – классы и  слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, професси-ональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного

характера. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью.

Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов.

Первичным субъектом  политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. Для этого человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. Можно выделить:

• активное, сознательное участие людей в политике, утверждении  ими своих осмысленных интересов  и ценностей;

• пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому;

• стихийное или неосознанное участие;

• проявления политической апатии, неучастие в политике.

Итак, под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

 Под объектом подразумевается то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества (курс государства, партии, социальных групп, индивидов), а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

7.Политика как наука и искусство.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Общеизвестно, что политика и экономика являются фундаментами всей системы общественных связей. Политика глубоко опосредована экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и многогранно.

Согласно позиции К.Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь. Благодаря ей можно разработать программу защиты экономически слабых, создать законы, ограничивающие эксплуатацию, застраховать рабочих на случай потери трудоспособности, безработицы и старости. Другими словами, политическая власть служит ключом к экономической защите.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко строится на какой-то одной из этих норм - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами   конкретных   политиков (эпохи Цезаря,   Петра I,   О. Бисмарка,  В. И. Ленина,   И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), подразумевая вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М.Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь — на роль политической элиты.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной  формой человеческой жизни, органически  связана сложными функциональными  взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.Мухаев Р.Т. Политология:  Учебник для студентов юридических  и гуманитарных факультетов. –  М.2002 – Гл.1.

2. Василенко И.Л. Политология  –М.2004 – Гл.1.

3. Политология/ под  редакцией М.А.Василика – М.2006 – Гл.1

4.Пушкарева Т.В. Политология.  Краткий курс лекций – М.2002 – Лекция 3

5.Демидов А.И., Долгов  В.М., Малько А.В. Политология. –М 2005 – Гл.3

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политика как общественное явление