Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа
Краткое описание
Политико-правовая мысль Древнего Китая также уходит корнями в мифологическое мышление. В первой половине I тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II вв. до н. э.) появились классические книги китайской образованности. Целью контрольной работы является анализ политической и правовой мысли Древнего Китая с использованием книг китайской образования и исследованию их смысла, раскрыть и охарактеризовать понятия даосизм ,конфуцианство, легизм и моизм.
Содержание
I. Введение________________________________________________________3 II. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы______________________________________________________________4 III. Государство и право в восприятии Конфуция_________________________5 IV. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы______________________7 V. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян___________________9 VI. Заключение ___________________________________________________11 VII. Список литературы_____________________________________________12
«Рязанский
государственный университет имени
С.А. Есенина»
юридический
факультет
кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«История политических и правовых учений»
на тему:
«ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ
МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ»
Выполнила:
студентка 2 курса
гр.8243 Филимонова
Е.С.
Научный руководитель
: к.ю.н.
Ирошников
Д.В.
ПЛАН
I. Введение________________________________________________________3
II. Сущность государства и права в концепции
последователей даосизма. Лао-Цзы______________________________________________________________4
III. Государство и право в восприятии
Конфуция_________________________5
IV. Моизм и политико-правовые вопросы.
Мо-Цзы______________________7
V. Легальное восприятие государства
и права. Шан Ян___________________9
VI. Заключение ___________________________________________________11
VII. Список литературы_____________________________________________12
Введение.
Политико-правовая
мысль Древнего Китая также уходит корнями
в мифологическое мышление. В первой половине
I тысячелетия до н. э. и в период ста школ
(VI-II вв. до н. э.) появились классические
книги китайской образованности. Целью
контрольной работы является анализ политической
и правовой мысли Древнего Китая с использованием
книг китайской образования и исследованию
их смысла, раскрыть и охарактеризовать
понятия даосизм ,конфуцианство, легизм
и моизм.
Расцвет общественно - политической мысли
Древнего Китая относится к VI - III в.в. до
н. э. В этот период в стране происходят
глубокие экономические и политические
изменения, обусловленные появлением
частной собственности на землю. Рост
имущественной дифференциации внутри
общин повлек возвышение зажиточных слоев;
ослабление патриархальных клановых связей;
углубление социальных противоречий.
Идет борьба между имущественной и наследственной
аристократией. В стране - затяжной политический
кризис.
В поисках выхода из кризиса, в общественно
- политической мысли складываются различные
школы и направления. Наиболее влиятельными
политическими учениями в Древнем Китае
были конфуцианство, даосизм, легизм и
моизм.
На первом этапе существования древнекитайскому
государству были присущи все черты традиционного
древневосточного государства, например,
такие, как осознание неразрывной связи
человека и окружающего мира, зависимости
общества от природных явлений.
Особенностями древнекитайского мировоззрения
на следующем этапе развития стало:
придание большого значения ритуалу.
Ритуал, а не религия является стержнем
древнекитайской идеологии. На основе
ритуала строились взаимоотношения между
«низами» и «верхами» общества. Почитание
старших младшими, почитание родителей
и культ предков – все это обусловило
покорность власти правителя в древнекитайском
обществе;
направленность Политико-правовой идеологии
Древнего Китая на поиск наиболее эффективных
методов управления государством, что
обусловило появление различных политико-
правовых течений.
II. Сущность
государства и права в концепции последователей
даосизма. Лао-Цзы
Даосизм представляет собой политико-правовые
идеи, противоположные конфуцианству.
Он возник как протест патриархальной
знати против новой аристократии.1
Основоположником течения принято считать
Лао-Цзы (VI в. до н.э.). Он изложил свои политико-правовые
взгляды в произведении «Книга о Дао и
Дэ», где дал описание проблем в различных
сферах современного ему общества и привел
способы их решения.
В социальной сфере недостатки были обусловлены
отклонением пути развития всего общества
от подлинного Дао, которое представляет
собой мировой закон. Способы решения
проблем заключались в необходимости:
* следовать Дао;
* жить в согласии с природой,
полностью растворяясь в ней;
* вести как можно более уединенный
образ жизни;
* отказаться от всех благ
цивилизации;
* проявлять бережливость, сострадание,
смирение, умеренность и воздаяние
добром за зло.
В политической сфере недостатком, с
точки зрения даосов, было излишнее вмешательство
правителей в государственные дела. Решение
проблем в сфере управления государством
заключалось:
* в установлении принципа недеяния
как основной концепции управления;
* восстановлении естественного состояния
человека;
* возвращении всего общества на путь
Дао;
* достижении гармонии.
В правовой сфере недостатком являлось
отклоняющееся от Дао законодательство,
так как оно было создано людьми. Способ
решения проблем заключался в необходимости:
* отрицать позитивный закон;
* отдавать предпочтение обычаям
и традициям.
Лао-Цзы стал одним из первых представителей
анархизма, отрицая государство и законы,
но позднее положения даосизма выродились
в мистику и суеверия.
Несмотря на спорность даосизма с точки
зрения его применимости к управлению
государством, это учение имеет ряд здравых
идей.
Существенная роль в даосизме отводится
принципу недеяния, воздержанию от активных
действий. Недеяние выступает в этом учении,
прежде всего как осуждение антинародного
активизма властителей и богатых, как
призыв воздержаться от притеснений народа
и оставить его в покое. «Если дворец роскошен,
то поля покрыты сорняками и хлебохранилища
совершенно пусты... Все это называется
разбоем и бахвальством. Оно является
нарушением дао... Народ голодает оттого,
что власти берут слишком много налогов...
Трудно управлять народом оттого, что
власти слишком деятельны». 2
Ключевая идея даосизма – следование
«Дао», т.е. жизненному пути человека, его
предназначению.
III. Государство
и право в восприятии Конфуция
Конфуцианство - философско-этическое
направление, защищавшее интересы новой
аристократии.
Основоположником течения считается
политический деятель и мыслитель Кун
Фу Цзы (VI-V вв. до н.э.), известный в Европе
как Конфуций.
Основные идеи конфуцианства изложены
в сборнике «Беседы и суждения», составленном
учениками философа. Центральным положением
работы Конфуция в политической сфере
является разработка патриархально-патерналистской
концепции государства.
Государство, по Конфуцию должно быть
наделено такими признаками, как:
* по своей природе государство
- большая семья, управляемая ее
главой - императором;
* выполнение императором задачи
по достижению гармонии в Поднебесной;
* управление государством с
помощью квалифицированных чиновников,
избранных исключительно на основе
их личных качеств;
* наличие у императора и чиновников
таких качеств, как:
- добродетель;
- умеренность;
- человеколюбие
* призыв к решению всех конфликтов
мирным путем, избегая войны;
* равномерное распределение богатств
среди всех членов общества и «исправление
имен», то есть четкое определение статуса
каждого в государстве;
* подчинение воли императора
всех членов общества;
* проявление почтения к старшим,
преданности правителю и послушания
- основные добродетели подданных.
Для правовых воззрений Конфуция было
характерно:
* отрицательное отношение к
закону (поскольку законы часто
не соблюдаются);
* отрицательное отношение к
наказанию (по Конфуцию, только наказание,
без других мер воздействия, малоэффективно).
Подданные должны следовать личному
примеру добродетельной жизни самого
императора, чиновников, а не закону из
страха перед наказанием.
Будучи сторонником ненасильственных
методов правления, Конфуций призывал
правителей, чиновников и подданных строить
свои взаимоотношения на началах добродетели.
Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим,
поскольку соблюдение ими требований
добродетели играет решающую роль и предопределяет
господство норм нравственности в поведении
подданных. Отвергая насилие, Конфуций
говорил: «Зачем, управляя государством,
убивать людей? Если вы будете стремиться
к добру, то и народ будет добрым. Мораль
благородного мужа (подобна) ветру; мораль
низкого человека (подобна) траве. Трава
наклоняется туда, куда дует ветер». 3
Оказывая большое влияние на политико-правовые
воззрения древнекитайского общества,
конфуцианство во II в. до н. э. стало официальной
идеологией Древнего Китая.
IV. Моизм
и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы
Моизм представляет собой политико-правовое
течение, защищавшее интересы:
- ремесленников, земледельцев, мелких
чиновников.
Основателем этого течения считается
Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.). Основу поли-
тической теории Мо-Цзы составляет рационалистическое
объяснение воли Неба:
1. Небо – одно для всех, поэтому
все равны между собой и
изначально свободны;
2. Небо выступает за мир и
взаимопомощь, порядок и справедливость
и его примеру должны следовать
все правители.
Основные тезисы Мо-Цзы о возникновении
и развитии государства заключались:
* в выдвижении идеи естественного
происхождения государства в
форме общественного договора;
* провозглашении идеи выборности правителя;
* следовании выборным правителем закона
Неба;
* проявлении правителем заботы о своем
народе;
* призыве назначать советников правителя,
исходя из их деловых качеств;
* введении внутри общества тотального
контроля и доносительства для поддержки
единообразия во всех сферах жизни.
Важное место в учении Мо-Цзы занимает
требование учета интересов простого
народа в процессе управления государством.
«Высказывания, – подчеркивает он, – должны
применяться в управлении страной, исходить
при этом из интересов простолюдинов Поднебесной».
С этих позиций Мо-Цзы адресовал конфуцианцам
следующий упрек: «Их обширное учение
не может быть правилом для мира. Они много
размышляют, но не могут помочь простолюдинам».
Мо-Цзы энергично выступал за освобождение
низов общества от гнета, страданий и нищеты.
В целом для его социального подхода к
политико-правовым явлениям весьма характерно
его проницательное суждение о том, что
«бедность – это корень беспорядков в
управлении». 4
В правовой сфере Мо-Цзы предлагал следующую
иерархию норм:
* на первом месте он располагал
10 моральных принципов, отражающих
волю Неба;
* второе место занимали хорошие
традиции;
* третье место отдавалось законам.
Мудрый правитель, руководствуясь этими
нормами, не должен забывать о наказании
и награждении по заслугам.
Именно идеи о наказании и следовании
законам послужили основой зарождения
в Древнем Китае легизма.
V. Легальное
восприятие государства и права. Шан Ян
Легизм является течением, которое, как
и даосизм, было противоположно по своим
идеям конфуцианству. Данное течение отражало
интересы:
- имущественной знати;
- служилой знати.
Основоположником этого направления
был Гуньсунь Ян, либо Шан Ян (390-338 гг. до
н.э.). Его взгляды изложены в трактате
«Книга правителя области Шан».
Доктрина Шан Яна основана на утверждении
о заведомо порочной природе человека.
Главные постулаты этой доктрины:
* идеальное государство – восточная
деспотия с неограниченной властью
правителя, опирающегося на разветвленный
административный аппарат, армию
и репрессивные органы;
* доминирующая роль принадлежит
закону;
* основной способ достижения
соблюдения законов – наказание.
Целью проведения внешней политики, с
точки зрения Шан Яна, было покорение других
народов.
Цель проведения внутренней политики
– достижение порядка в государстве. Порядок
внутри страны достигался при помощи следующих
методов:
путем применения жестокого наказания,
которому человек подвергался даже за
незначительные проступки;
установление тотального контроля и
коллективной ответственности за правонарушение
Попытки исторического подхода к закону
придавали легистской концепции в целом
большую гибкость и содействовали ее приспособлению
к нуждам политической практики и законодательного
процесса. Одновременно, как мы видели,
предпринимались попытки легистской переинтерпретации
ряда идей даосизма и конфуцианства с
целью использовать все идеологически
влиятельные и регулятивно значимые концепции
управления в интересах бюрократически-централизованной
власти. 5
Значение концепции легистов: многие
их принципы были применены на практике.
Положительный аспект этого - образование
в Китае сильного централизованного государства,
отрицательный - установление в стране
деспотического правления.
В результате всех этих усилий уже ко
II в. до н.э. официальная государственная
идеология в Древнем Китае совмещала в
себе положения как легизма, так и конфуцианства,
причем последнему нередко, по существу,
отводилась роль привлекательного фасада
и прикрытия. Подобный идейно-теоретический
симбиоз различных концепций управления
и правопонимания сыграл значительную
роль во всем последующем развитии государства
и права в Китае.
В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное
идеями легизма, утверждается в качестве
государственной религии Китая. Школа
моистов отмирает. Даосизм переплетается
с буддизмом, и его влияние на политическую
идеологию постепенно убывает.
Заключение
.
В целом уже
ко II в. до н. э. официальная государственная
идеология в Древнем Китае совмещала в
себе положения как легизма, так и конфуцианства,
причем последнему нередко, по существу,
отводилась роль привлекательного фасада
и прикрытия. Подобный идейно-теоретический
симбиоз различных концепций управления
и право понимания сыграл значительную
роль во всем последующем развитии государства
и права в Китае.