Политико-правовая мысль в Древнем Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Политико-правовая мысль Древнего Китая также уходит корнями в мифологическое мышление. В первой половине I тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II вв. до н. э.) появились классические книги китайской образованности. Целью контрольной работы является анализ политической и правовой мысли Древнего Китая с использованием книг китайской образования и исследованию их смысла, раскрыть и охарактеризовать понятия даосизм ,конфуцианство, легизм и моизм.

Содержание

I. Введение________________________________________________________3
II. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы______________________________________________________________4
III. Государство и право в восприятии Конфуция_________________________5
IV. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы______________________7
V. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян___________________9
VI. Заключение ___________________________________________________11
VII. Список литературы_____________________________________________12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 33.51 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет имени  С.А. Есенина»

 

 

 

юридический факультет

кафедра

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История политических и правовых учений»

на тему:

«ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ»

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

гр.8243 Филимонова Е.С.

Научный руководитель :  к.ю.н.

Ирошников  Д.В.

ПЛАН

I. Введение________________________________________________________3

II. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы______________________________________________________________4

III. Государство и право в восприятии Конфуция_________________________5

IV. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы______________________7

V. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян___________________9

VI. Заключение ___________________________________________________11

VII. Список литературы_____________________________________________12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Политико-правовая мысль Древнего Китая также уходит корнями в мифологическое мышление. В первой половине I тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II вв. до н. э.) появились классические книги китайской образованности. Целью контрольной работы является анализ политической и правовой мысли Древнего Китая с использованием книг китайской образования и исследованию их смысла, раскрыть и охарактеризовать понятия даосизм ,конфуцианство, легизм и моизм. 
Расцвет общественно - политической мысли Древнего Китая относится к VI - III в.в. до н. э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий. Идет борьба между имущественной и наследственной аристократией. В стране - затяжной политический кризис.

В поисках выхода из кризиса, в общественно - политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.

На первом этапе существования древнекитайскому государству были присущи все черты традиционного древневосточного государства, например, такие, как осознание неразрывной связи человека и окружающего мира, зависимости общества от природных явлений.

Особенностями древнекитайского мировоззрения на следующем этапе развития стало:

придание большого значения ритуалу. Ритуал, а не религия является стержнем древнекитайской идеологии. На основе ритуала строились взаимоотношения между «низами» и «верхами» общества. Почитание старших младшими, почитание родителей и культ предков – все это обусловило покорность власти правителя в древнекитайском обществе;

направленность Политико-правовой идеологии Древнего Китая на поиск наиболее эффективных методов управления государством, что обусловило появление различных политико- правовых течений.

 

II. Сущность государства и права в концепции последователей даосизма. Лао-Цзы

Даосизм представляет собой политико-правовые идеи, противоположные конфуцианству. Он возник как протест патриархальной знати против новой аристократии.1

Основоположником течения принято считать Лао-Цзы (VI в. до н.э.). Он изложил свои политико-правовые взгляды в произведении «Книга о Дао и Дэ», где дал описание проблем в различных сферах современного ему общества и привел способы их решения.

В социальной сфере недостатки были обусловлены отклонением пути развития всего общества от подлинного Дао, которое представляет собой мировой закон. Способы решения проблем заключались в необходимости:

* следовать Дао;

* жить в согласии с природой, полностью растворяясь в ней;

* вести как можно более уединенный  образ жизни;

* отказаться от всех благ  цивилизации;

* проявлять бережливость, сострадание, смирение, умеренность и воздаяние  добром за зло.

В политической сфере недостатком, с точки зрения даосов, было излишнее вмешательство правителей в государственные дела. Решение проблем в сфере управления государством заключалось:

* в установлении принципа недеяния как основной концепции управления;

* восстановлении естественного состояния человека;

* возвращении всего общества на путь Дао;

* достижении гармонии.

В правовой сфере недостатком являлось отклоняющееся от Дао законодательство, так как оно было создано людьми. Способ решения проблем заключался в необходимости:

* отрицать позитивный закон;

* отдавать предпочтение обычаям  и традициям.

Лао-Цзы стал одним из первых представителей анархизма, отрицая государство и законы, но позднее положения даосизма выродились в мистику и суеверия.

Несмотря на спорность даосизма с точки зрения его применимости к управлению государством, это учение имеет ряд здравых идей.

Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении, прежде всего как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны». 2

Ключевая идея даосизма – следование «Дао», т.е. жизненному пути человека, его предназначению.

 

III. Государство и право в восприятии Конфуция

Конфуцианство - философско-этическое направление, защищавшее интересы новой аристократии.

Основоположником течения считается политический деятель и мыслитель Кун Фу Цзы (VI-V вв. до н.э.), известный в Европе как Конфуций.

Основные идеи конфуцианства изложены в сборнике «Беседы и суждения», составленном учениками философа. Центральным положением работы Конфуция в политической сфере является разработка патриархально-патерналистской концепции государства.

Государство, по Конфуцию должно быть наделено такими признаками, как:

* по своей природе государство - большая семья, управляемая ее  главой - императором;

* выполнение императором задачи  по достижению гармонии в Поднебесной;

* управление государством с  помощью квалифицированных чиновников, избранных исключительно на основе  их личных качеств;

* наличие у императора и чиновников  таких качеств, как:

- добродетель;

- умеренность;

- человеколюбие

* призыв к решению всех конфликтов  мирным путем, избегая войны;

* равномерное распределение богатств среди всех членов общества и «исправление имен», то есть четкое определение статуса каждого в государстве;

* подчинение воли императора  всех членов общества;

* проявление почтения к старшим, преданности правителю и послушания - основные добродетели подданных.

Для правовых воззрений Конфуция было характерно:

* отрицательное отношение к  закону (поскольку законы часто  не соблюдаются);

* отрицательное отношение к  наказанию (по Конфуцию, только наказание, без других мер воздействия, малоэффективно).

Подданные должны следовать личному примеру добродетельной жизни самого императора, чиновников, а не закону из страха перед наказанием.

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв, прежде всего, обращен к правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». 3

Оказывая большое влияние на политико-правовые воззрения древнекитайского общества, конфуцианство во II в. до н. э. стало официальной идеологией Древнего Китая.

IV. Моизм и политико-правовые вопросы. Мо-Цзы

Моизм представляет собой политико-правовое течение, защищавшее интересы:

- ремесленников, земледельцев, мелких  чиновников.

Основателем этого течения считается Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.). Основу поли-

тической теории Мо-Цзы составляет рационалистическое объяснение воли Неба:

1. Небо – одно для всех, поэтому  все равны между собой и  изначально свободны;

2. Небо выступает за мир и  взаимопомощь, порядок и справедливость  и его примеру должны следовать  все правители.

Основные тезисы Мо-Цзы о возникновении и развитии государства заключались:

* в выдвижении идеи естественного  происхождения государства в  форме общественного договора;

* провозглашении идеи выборности правителя;

* следовании выборным правителем закона Неба;

* проявлении правителем заботы о своем народе;

* призыве назначать советников правителя, исходя из их деловых качеств;

* введении внутри общества тотального контроля и доносительства для поддержки единообразия во всех сферах жизни.

Важное место в учении Мо-Цзы занимает требование учета интересов простого народа в процессе управления государством. «Высказывания, – подчеркивает он, – должны применяться в управлении страной, исходить при этом из интересов простолюдинов Поднебесной». С этих позиций Мо-Цзы адресовал конфуцианцам следующий упрек: «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». Мо-Цзы энергично выступал за освобождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма характерно его проницательное суждение о том, что «бедность – это корень беспорядков в управлении». 4

В правовой сфере Мо-Цзы предлагал следующую иерархию норм:

* на первом месте он располагал 10 моральных принципов, отражающих  волю Неба;

* второе место занимали хорошие  традиции;

* третье место отдавалось законам.

Мудрый правитель, руководствуясь этими нормами, не должен забывать о наказании и награждении по заслугам.

Именно идеи о наказании и следовании законам послужили основой зарождения в Древнем Китае легизма.

 

V. Легальное восприятие государства и права. Шан Ян

Легизм является течением, которое, как и даосизм, было противоположно по своим идеям конфуцианству. Данное течение отражало интересы:

- имущественной знати;

- служилой знати.

Основоположником этого направления был Гуньсунь Ян, либо Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в трактате «Книга правителя области Шан».

Доктрина Шан Яна основана на утверждении о заведомо порочной природе человека. Главные постулаты этой доктрины:

* идеальное государство – восточная  деспотия с неограниченной властью  правителя, опирающегося на разветвленный  административный аппарат, армию  и репрессивные органы;

* доминирующая роль принадлежит  закону;

* основной способ достижения  соблюдения законов – наказание.

Целью проведения внешней политики, с точки зрения Шан Яна, было покорение других народов.

Цель проведения внутренней политики – достижение порядка в государстве. Порядок внутри страны достигался при помощи следующих методов:

путем применения жестокого наказания, которому человек подвергался даже за незначительные проступки;

установление тотального контроля и коллективной ответственности за правонарушение

Попытки исторического подхода к закону придавали легистской концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам политической практики и законодательного процесса. Одновременно, как мы видели, предпринимались попытки легистской переинтерпретации ряда идей даосизма и конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и регулятивно значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной власти. 5

Значение концепции легистов: многие их принципы были применены на практике. Положительный аспект этого - образование в Китае сильного централизованного государства, отрицательный - установление в стране деспотического правления.

В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

В II - I в.в. до н. э конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов отмирает. Даосизм переплетается с буддизмом, и его влияние на политическую идеологию постепенно убывает.

 

 

 

 

 

Заключение .

В целом уже ко II в. до н. э. официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и право понимания сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в Китае.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Политико-правовая мысль в Древнем Китае